Элементы алгоритмического языка Паскаль



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»

 

Кафедра «Прикладная математика»

 

 

Программирование на языке Pascal

Методические указания
 для лабораторных и контрольных работ
по дисциплине «Информатика»

 

Для студентов всех направлений и специальностей
 заочной и очно-заочной форм обучения

 

Нижний Новгород 2018
Составители: Н.В. Галина, М.Н. Ильичева, И.В. Лапшин, А.К. Леканов, Т.Д. Морозовская, Т.А. Федосеева

 

УДК 651.3.06

 

Программирование на языке Pascal: метод. указания для лаб. и контрольных работ по дисциплине «Информатика» для студентов всех направлений и специальностей заочной и очно-заочной форм обучения / НГТУ им.Р.Е.Алексеева; сост.: Н.В. Галина, М.Н. Ильичева, И.В. Лапшин, А.К. Леканов, Т.Д. Морозовская, Т.А. Федосеева. – Н. Новгород, 2018. - 52 с.

 

 

    Методические указания по дисциплине «Информатика» предназначены для подготовки к выполнению лабораторных и контрольных работ по программированию на языке Pascal для студентов всех направлений и специальностей заочной и очно-заочной форм обучения. Представлены примеры решения задач, варианты заданий для лабораторных и контрольных работ, и образец выполнения контрольной работы.

Научный руководитель А.А. Куркин

Компьютерный набор Т.А. Федосеева

Редактор Э.Б. Абросимова

 

 

Подп. к печ. 12.09.2018. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. 

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,6. Уч.- изд. 3,25. Тираж 100 экз. Заказ.

______________________________________________________________

 

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Типография НГТУ. 603950, г. Н. Новгород, ул. Минина, 24.

 

 

© Нижегородский Государственный Технический Университет им.Р.Е.Алексеева,

2018

 

1. Основы алгоритмизации и программирования.
Языки программирования высокого уровня


Алгоритм - это последовательность действий, приводящих к намеченному результату. Алгоритм может быть представлен в обычной словесной форме в виде последовательности пронумерованных предложений.

Пример. Вычислить значение функции y=x2+bx+c при любых значениях x, b, c.

Алгоритм в словесной форме выглядит следующим образом:

1. Ввести в память ЭВМ числовые значения параметров x, b, c.

2. Вычислить значение функции y в соответствии с заданной формулой.

3. Напечатать на экране дисплея числовые значения параметров x, b, c и функции y.

4. Закончить алгоритм.

Однако наиболее наглядным является графический способ описания алгоритмов (в виде блок-схем). В этом случае каждому действию соответствует определенная алгоритмическая фигура (блок). Блоки соединяются между собой стрелками, указывающими порядок выполнения действий.

Блок начала алгоритма
Блок ввода данных
Блок присвоения
Блок ветвления
Блок вывода данных
Блок окончания алгоритма

Рис.1. Типы блоков

 

Запишем алгоритм нашего примера в графической форме (рис. 2)

 

 

Рис 2. Алгоритм в графической форме

 

Данный алгоритм представляет собой пример линейного алгоритма. Линейный алгоритм – это такой, в котором действия выполняются последовательно, в порядке расположения блоков.

Элементы алгоритмического языка Паскаль

Алгоритмический язык Паскаль является одним из наиболее распространенных в мире языков программирования, особенно для решения задач, требующих сложных вычислений. Паскаль был разработан Н. Виртом в 1970 году. Программа на Паскале представляет собой последовательность строк-операторов. Рассмотрим основные элементы языка.

Комментарии в Паскале

(* Комментарий, выделенный первым способом *)
{Комментарий, выделенный вторым способом}

//Комментарий в одной строке

Структура программы:

{РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ: }
Program
NameOfProgram;
{ часть объявления списка подключаемых модулей:}
Uses {список модулей};
Const {список констант и их значений через ; };
Label {список глобальных меток};
Type { список типов пользователя через ; };
Var {список глобальных переменных и их типов через ;};

 

{РАЗДЕЛ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ}

Procedure или Function Name (параметры);

Const {объявление локальных констант}
Type {список типов}

Var {Подразделение объявления локальных переменных}

Begin

{тело процедуры или функции}

End;

…; {другие процедуры или функции}
{ часть основной программы }
Begin {точка входа}
{операторы основной программы}
End . {основная точка выхода и конец программы}

Приведем основные сведения о языке Паскаль. Будем рассматривать типы данных, стандартные функции в языке PascalABC.NET. В других версиях языка Паскаль (Турбо Паскаль, Free Pascal) размеры типов, список и названия функций могут отличаться от указанных.

Типы данных:

1. Целочисленные: предназначены для хранения и обработки целых чисел. Арифметические операции: сложение +, вычитание -; умножение *, div – частное от целочисленного деления, mod – остаток от целочисленного деления.

Integer : (LongInt:) 4 байта -2147483648..2147483647
ShortInt: 1 байт -32768..32767
Word: 2 байта 0..65535
Byte: 1 байт 0..255

2. Дробные (вещественные): предназначены для хранения и обработки чисел с дробной частью. Арифметические операции: сложение +, вычитание -; умножение *, деление /.

Real: (Double:) 8 байт
Single: 4 байтa
Decimal: 16 байт

3. Логический – подразумевает два значения true (истина) и false (ложь), предназначен для хранения значений логических выражений. Логические операции: and (логическое и), or (логическое или), xor (исключающее или), not (логическое не).

Boolean: 1 байта

4. Символьные – предназначены для хранения символа, строки или цифры:

Char: 2 байта
String: (String[n]:) от 1 до 255 байт + байт длины

5. Массивы – array.

Константа – имя, обозначающее в программе заданную неизменяемую величину определенного типа. В качестве констант в Паскале могут использоваться целые и вещественные числа, логические константы, символы, строки символов. Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени». Например,

3.14Е5 - 3.14 умножить на 10 в степени 5;

-17е-2 - минус 17 умножить на 10 в степени минус 2.

Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы.

Const pi=3.1415;

          Letter ='a';

        Row='язык';

Переменная – имя ячейки памяти компьютера, т.е. элемент программы, который предназначен для хранения, изменения и передачи данных внутри программы. При объявлении переменных используется слово Var

Пример:

Var

i,j,k,: integer;

a,b,c,d: real;

s1,s2: char;

Оператор присваивания – используется для вычисления отношения введенных чисел. В его левой части указывается имя переменной, правая часть представляет собой выражение того же типа, что и переменная. Запись «: =», связывающая левую и правую части оператора присваивания, означает «присвоить значение».

Синтаксис: переменная:=выражение

Program Example1;

Var x:real;

Begin

x:=2;

x:=x+5;

 Write('x=',x); {на экран выведется текст х=7}

End.

Таблица 1


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!