Тысячеглав тысячеглазый стал горячим жертвенным маслом



ОТ ВЕД К БРАХМАНАМ

Арийские пришельцы, освоив северо-запад, двигались в глубь Индии, на восток и па юг. Центр культурной и политической жизни перемещался из долины Инда — района их первоначального расселения — в двуречье Ганги и Джамны.

Как же повлияли новые условия на ведийскую религию? Язык древних гимнов стал непонятным для большинства людей и тёмным даже для некоторых жрецов. Но как любые священные тексты, гимны не подлежали изменениям — их язык был священным. Постепенно выделилась специальная группа людей, которая помнила древние гимны, изучала, толковала и объясняла их. Это были брахманы.

Принося жертвы богам для процветания и блага отдельного человека или всего племени, привлекая благосклонное внимание богов, брахман таким образом становился высшим среди людей: от его деятельности зависели все, включая царя. В Ригведе говорится, что хорошо и прочно себя чувствует лишь тот царь, перед которым шествует жрец-брахман. Брахманы вели своё происхождение от древнейших мудрецов и провидцев — риши.

В древности именно провидцы-риши могли составлять гимны-восхваления богам. К концу ведийского периода искусство риши стало наследственным и передавалось от отца к сыну. Разные циклы гимнов принадлежали отдельным жреческим родам, где они свято сохранялись.

Как главные носители культуры общества, брахманы были обязаны: иметь безупречное происхождение; вести себя так, как надлежало брахману (на этот счёт существовали строгие предписания); обладать достаточной учёностью; уметь отправлять жертвоприношения. Все остальные члены древнеиндийского общества должны были почитать брахманов, приносить им дары, не притеснять их и ни при каких обстоятельствах не убивать.

С каждым новым столетием ведийский ритуал становился все более сложным. Возникла необходимость приспособить его к новым условиям жизни. Этим и занимались жрецы-брахманы — специалисты в толковании текстов и ритуалов. Они придали древнему богопочитанию новые формы.

Главное направление изменений — последовательное возведение всего множества явлений и предметов видимого мира к некой единой сущности. Что же считают брахманы абсолютным первоначалом мира? На этот вопрос есть несколько ответов. Одна из брахман — «Шатапатха-брахмана» — провозглашает таковым воды: «Водами поистине было это вначале». В другом месте первоосновой бытия называется мысль: «Поистине вначале это было ни не-сущим, ни сущим». Вначале это поистине как бы было и как бы не было. Это было лишь мыслью. Поэтому мудрецом сказано: «Не было тогда ни не-сущего, ни сущего, ибо мысль как бы не есть ни сущее, ни не-сущее». Таким образом, мысль предшествует миру и пронизывает его — идея, подхваченная позже упанишадами и ставшая их центральным стержнем, — об абсолютном Брахмане. Так, размышляя над древними гимнами Ригведы, посвящёнными происхождению мира, брахманы делают следующий шаг в их осмыслении и упорядочении.

В рядах ведийских богов тоже произошли изменения, и немалые. Боги, некогда главенствующие, отошли на вторые или даже третьи роли, а те, кто прежде был незаметен, выдвинулись вперёд. Главным божеством брахманов стал Праджапапш, (Владыка порождений, Хозяин существ). В прежние времена он был связан с деторождением и рождением вообще, в том числе и с рождением мира. Теперь он стал не просто главным богом, но отцом и первоосновой всего и всех богов, порождая их и всё сущее посредством жертвоприношения или духовным усилием.

Праджапати осмысливался и как жертва, из которой создаётся мир, а жертвоприношение воспринималось не столько как одна из форм ритуала, сколько как основа мирового процесса. Космогоническое значение жертвоприношения различается уже в некоторых гимнах Ригведы. Идея происхождения мира в брахманах, сборниках ритуальных толкований, получила циклический характер: в неё было введено понятие конца мира и мировой катастрофы.

С деятельностью жрецов-брахманов связано и развитие символической стороны ритуала. Именно в этом направлении он и стал меняться. «Речью и умом движется (буквально "вращается", "направляется". — Прим. ред.) жертва» — говорится в брахманах. Иногда жертвенному акту предшествовали специальные аскетические упражнения, посты, воздержания, принятие обетов (религиозных клятв. — Прим. ред.). Позже, в индуизме, зарождающийся аскетизм займёт значительное место.

Брахманский обряд — это строго предписанные действия, которые совершаются в определённой последовательности в определённое время определёнными жрецами и имеют определённую длительность. Комбинация действий, их продолжительность и сочетание зависят от того, ради какой цели совершается обряд: для обретения потомства, долголетия, урожая, вызывания дождя или для того, чтобы попасть после смерти в мир богов.

 

БРАХМАНЫ И СУТРЫ

Со временем наставления брахманов составили сборники ритуальных толкований, которые помогали запомнить огромное ведийское наследие и разобраться в нём. Сборники, как и сами жрецы, назывались брах маны. Практические руководства были собраны в текстах, именуемых сутрами. Слово «сутра» в переводе с санскрита буквально означает «нить». Сутра — предельно краткое высказывание или свод таких высказываний — напоминает нить с нанизанными на неё бусинами. Благодаря сутрам брахманы могли свободно воспроизводить по памяти большие тексты.

Ведийские сборники-самхиты содержали гимны, заклинания-мантры и формулы, которые жрец должен был произносить в ритуале; тексты брахман поясняли то, что он должен был при этом знать, а сутры указывали на то, что он должен был делать. Так сложились три основные части ритуала: физическое действие, речевое сопровождение и внутреннее сосредоточенное усилие.

Итак, брахманы и сутры составляют совершенно особый класс текстов, которые следует отнести скорее к религиозности, чем к религии. Они влияли друг на друга, заимствовали друг у друга отдельные части, пересекались друг с другом. До нас дошли далеко не все брахманические тексты, но и сохранившиеся представляют весьма обширный круг. Самый значительный и известный текст — «Шатапатха-брахмана» (примерно IX—VIII вв. до н. э.). Как и другие брахманы, он написан прозой и содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма: о возникновении мира, Всемирном потопе, Рудре-Шиве, Вишну и т. п.

Все действия ритуала должны совершаться в строгом соответствии с правилами. Малейшее отклонение от них (пропустил слог, запнулся, неправильно поставил ударение, посмотрел в противоположную сторону и т. п.) грозит самыми непредвиденными последствиями.

Брахманические тексты предписывали ежедневное совершение пяти видов жертвоприношений: богам, риши, предкам, духам и людям.

Ритуал воспроизводил деяния богов, совершённые ими в начале времён и отражённые в мифах. Считалось, что действенность ритуальных процедур будет выше, если при их отправлении сосредоточить всё своё внимание на мифе — символическом прообразе совершаемого действия.

Брахманическая картина мира стала глубоко ритуализованной. Обособились два мира; высокий священный мир богов и обычный мирской — людей. Получая возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство уверенности и опору в повседневной жизни.

Все изменения в верованиях происходили на незыблемом фундаменте старых ведийских установлений. Святость вед с этого периода стала непреложной на все последующие века. Старые боги потускнели, но не утратили полностью своего значения и славы. Их роль в духовной жизни стала сравнима с ролью брахманов-жрецов и наставников-гуру.

Но не все принимали брахманическое учение. Те, кто не принадлежал к брахманскому сословию, продолжали чтить ведийских богов, смешивая их подчас с местными культами, приспосабливая обряды к условиям и обычаям своей местности. В повседневную жизнь неумолимо вторгались строгие предписания нарождающейся кастовой системы.

КАСТЫ

Кастовая система — одна из самых ярких сторон индуизма. Она буквально пронизывает общественную жизнь индуистов и делит всё население страны примерно на 3 тыс. обособленных групп высокого и низкого происхождения, обставляет их жизнь множеством разных правил и запретов, начиная от глубоких философских положений и кончая точными указаниями, кто у кого может стричь ногти на пальцах ног.

Что же такое каста? Слово это португальского происхождения, означает «род», «вид», «порода», Оказавшиеся в XVI в. в Индии португальцы обнаружили, что индийское общество разделено на множество особых групп, которые они и назвали «кастами». Б самой Индии касты, как и этнические группы (например, отдельные племена), именуются иначе — «джати», что означает рождение.

Касты берут начало в четырёх варнах, на которые делилось население Древней Индии. Слово «варна» означает «вид», «род», «цвет": так назывались основные сословия, или ранги, в древнем обществе. Б основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что у каждого человека свой долг-дхарма и свой жизненный путь.

Старшей и высшей была варна брахманов — жрецов, учителей, наставников, учёных. Следующей по рангу шла варна кшатриев — воинов, правителей и знати. К третьей варне вайшьев в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы. В четвёртую варну шудр входили зависимые люди, слуги.

Главный долг брахмана — учиться и учить других, совершать жертвоприношения, подносить дары богам и получать их от людей. Кшатрии должны были защищать народ, совершать жертвоприношения и учиться. Первейшей обязанностью вайшьев было возделывать землю и разводить скот. Шудрам надлежало прислуживать трём высшим варнам.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВАРН

В ведах сказано, что вселенная возникла из тела Пуруши — Перво зданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бёдер его созданы были вай шьи — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие, ко торому определено было служить высшим. В Ригведе приводится «Гимн Пуруше»:

Бог Пуруша тысяченогий Сам он жертва стал расчленённый

тысячеглав тысячеглазый стал горячим жертвенным маслом

землю кругом плотно облегший сам из масла сделал живущих

возвышался на десять пальцев. в небесах, в лесах и в селеньях...

Вот Пуруша он Мирозданье А когда Пурушу разъяли

он над бывшим и над грядущим на сколько частей разделили


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!