Кримхильда, Дитрих Бёрнский, Хеймдаль, Мидас, Минос



Почему Ромео приезжает не в срок, указанный Лоренцо? Что происходит в финале трагедии?

36. Кто является стражем 7 круга Ада в "Божественной Комедии" Данте?

34

КРИМХИЛЬДА - героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", жена Зигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы (в скандинавском эпосе Атли). Известна необыкновенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть многих доблестных воинов. Кримхильда, по рождению бургундская принцесса, являлась сестрой бургундского короля Гюнтера. В скандинавской мифологии ей соответствует Гудрун, сестра бургундского короля Гуннара и жена Сигурда. Ведьма Гримхильд, по преданию мать Кримхильды, дала Зигфриду напиток забвения, и Зигфрид, позабыв о своей невесте Брунгильде, женился на дочери колдуньи красавице Кримхильде. От Зигфрида Кримхильда родила сына, которого назвали в честь дяди Гюнтером. После смерти Зигфрида Кримхильда вышла замуж за короля гуннов Аттилу с целью использовать свое положение королевы для мести убийцам Зигфрида – Хагену и Гюнтеру.

Кримхильда заманила их в ловушку и приказала казнить. Гюнтера бросили в ров с кишащими там гадами и затем отрубили голову, а у еще живого Хагена (в норвежском эпосе, Хёгни) было вырезано сердце. По другим источникам Кримхильда отомстила убийцам Зигфрида Хагену и своему брату Гюнтеру спустя десять лет после смерти героя.

Кримхильда отрубила им головы мечом Зигфрида, заманив Гюнтера и Хагена в замок Аттилы на устроенный ею грандиозный рыцарский турнир. В дальнейшем Хильдебранд, взбешенный жестокой казнью Гюнтера и Хагена, отомстил за смерть властителя Тронье. После смерти Аттилы Хильдебранд разрубил королеву гуннов Кримхильду пополам.

 

ДИТРИХ БЁРНСКИЙ - одна из главнейших, по мнению многих — самая главная фигура немецкого национального эпоса. Он является или героем, или эпическим центром длинного ряда средневерхненемецких поэм, известнейшие из которых: 1) Бегство Дитриха. Король Эрманрих во время отсутствия своего вассала Зибиха обесчестил жену последнего; тот мстит ему тем, что наводит его на злые и вредные дела и, между прочим, ссорит его с его могучим племянником, Дитрихом Б. Последний побеждает Эрманриха, но тому удается хитростью захватить в плен вассалов Д.; чтобы освободить их, Д. уступает дяде все царство и уходит с своими героями к гуннскому королю Этцелю, который принимает его к себе на службу, благодаря стараниям своей жены Хольхи. С войсками Этцеля Д. два раза побеждает Эрманриха. — 2) Смерть Альфарта. Альфарт, юный герой Д. Б. из рода Вольфингов, племянник Гильдебранда, едет один на рекогносцировку против войска Эрманриха; Виттиг и Гейме, которые изменили Д. Б. и перешли на сторону его дяди, встречают его и, несмотря на его храбрость и силу, убивают его в нечестном бою. Это наиболее художественная из поэм цикла Д. Б. Предполагают, что первоначальным героем саги был Diether, родной брат Д. — 3) Равеннская битва (Die Rabenschlacht). Д. Б. отправляется с войском гуннов против Эрманриха. Юные сыновья Этцеля, Шарпф и Орт, едут вместе с ним, но остаются в Берне, вместе с братом Д. Б., Дитером, под охраной старого витязя Эльзана. Случайно они оказываются вблизи войска Эрманриха; их встречает Виттих, на которого юноши храбро нападают; но сыновья Этцеля и Дитер убиты. Д. Б. в гневе отрубает Эльзану голову и гонится за Виттихом до берега моря, где последнего скрывает под волнами его прабабушка Вагхильда. Бегство Д. и Равеннская битва обработаны, по-видимому, в конце XIII в., одним и тем же поэтом, который называет себя Heinrîch der vogelaere. — 4.) Зигенот.Sigenôt — великан, в борьбе с которым Д. Б. побежден и брошен в пещеру. Его верный витязь Гильдебранд отправляется его отыскивать и попадает в то же положение, но ему удается освободиться и он мечом Д.убивает великана. — 5) Экке. Великан Экке, разбуженный тремя королевнами на Рейне, идет биться с Д. Б. После долгой и упорной битвы, в которой ему значительную помощь оказывает его огненное дыхание, Д. побеждает и убивает великана; на пути к Рейну, куда он несет отрубленную голову соперника, он убивает Фазольта, брата Экке. — 6) Лаурин.Могучий король карликов Лаурин похитил Симильду, сестру Дитлейба Штирийского; по просьбе последнего Д. Б. с своими витязями отправляется за ней в горы, проникает в волшебный сад Лаурина и вступает в битву с похитителем. Лаурин, наконец, побежден Д. Б. и приглашает витязей спуститься внутрь горы; там, отведав волшебного напитка, последние попадают во власть карликов. Но Симильда возвращает им их оружие, и после второй, более ожесточенной битвы, витязи разрушают подземное царство карликов. — 7) Двор Этцеля (Etzels Hofhaltung). Д. Б. принимает на себя защиту девы Sälde против дикого охотника Вундерера, которого он и убивает. 8) Розовый сад. В этой поэме и в "Biterolf und Dietlieb" немецкий эпос сводит лицом к лицу двух своих любимых героев: Д. Б. и Зигфрида. В Розов. саду Кримгильда, дочь короля Гибиха Вормского, устраивает сад, охраняемый 12-ю великанами, и вызывает Д. Б. и его витязей биться против Зигфрида и его спутников. Наградой победителям должен быть поцелуй красавицы. 12 поединков кончаются победой бернцев. Видную роль в поэме играет комическая фигура монаха Эльзана, который и в монастыре не оставил своей боевой грубости и воинственных привычек. Кроме того, Д. Б. играет довольно видную, хотя не первостепенную роль в Нибелунгах (см.), где он оказывается на службе Этцеля, но не соглашается биться с бургундами, пока те не убивают его друга Рюдигера и его вассалов; тогда он побеждает и берет в плен Гунтера и Гагена, а когда Кримгильда убила их, он казнит Кримгильду. Позднейшая лирическая поэма: "Die Klage", отводит ему главное место. К ней примыкает и древнейший эпический отрывок (Hildebrandslied, VIII века: возвращаясь от двора Этцеля, Гильдебранд встречает своего сына Гадубранда и бьется с ним), также относящийся к циклу Д. Б. Поздние, рыцарско-фантастические поэмы о Гугдитрихе и Вольфдитрихе относятся к другому, так наз. ломбардскому циклу. Все поэмы о Д. Б. изложены в прозаической скандинавской Тидрек-саге (Saga Thidhriks konungs of Bern, изд. С. R. Unger, Христиания, 1853). Довольно многочисленные отзвуки сказаний о нем встречаются в англосаксонском эпосе. В основе сказаний и поэм о Д. Б. лежит ряд исторических фактов. Д. Б. — это остготский король Теодорих, впоследствии завоеватель Италии. Берн — это Верона, первый город верхней Италии, который встречали немецкие выходцы. Raben — Равенна, которую так долго осаждал Теодорих, и т. д. (даже в Виттихе может быть узнан исторический Vidigoia, Gothorum fortissimus, который, по Иордану, cap. 34, Sarmatum dolo occubuit). В древнейших редакциях Д., по-видимому, завоевывал свое королевство (народ не желал оставить его узурпатором) из Византии, но последнюю скоро заменил двор короля гуннов Аттилы; причиной этому была память о зависимости остготов от гуннов и смешение Теодориха с его отцом Теодемиром. В древнейшей саге Д. Б., без сомнения, боролся с Одоакром (который в форме Otacher встречается и в поэмах, но в незначительной роли), но рано его заменил могучий и грозный Эрманрих, также лицо историческое, только относящееся к более ранней эпохе. Сага сложилась, по-видимому, у дружественных с готами верхненемецких племен и прежде всего у алеманнов; что это произошло не позже начала VIII в., доказывает песнь о Гильдебранде. По мере ее развития увеличивалось количество подвигов Д., являлись многочисленные эпизоды и число его витязей стремилось дойти до 12. Сомнения возбуждают те поэмы и эпизоды Тидрек-саги, где Д. Б. бьется с чудовищами, великанами и карликами и имеет огненное дыхание, причем его рождение и исчезновение (он не умирает, но уносится на черном коне) обставляются чудесами. Уланд, Зимрок и др. признают это мифическим элементом и думают, что на Теодориха перенесены мифы о боге-громовнике Донаре. Но новейшие исследователи (см. "Grundriss d. germ. Phil." v. Paul, I, § 31 и след.) не считают эти черты основными и полагают, что это — отчасти литерат. заимствования (напр. из Вольфдитриха), отчасти местные сказания, перенесенные на Д. Б.; таково, напр., тирольское сказание о короле карликов Лаурине. Что касается до связи Д. Б. с демоном и его таинственного исчезновения (вследствие которого он и оказывается одним из "диких охотников"), то она может объясняться нерасположением католической церкви к еретику-арианину и преследователю правоверных (в XII в. латинское предание видело Теодориха в кратере вулкана или в аду). К саге о Нибелунгах Д. Б., вероятно, приурочен одновременно с Рюдигером, через Аттилу, в то время, когда сага эта подверглась сильным изменениям и когда гибель бургундских героев приписывалась уже не королю гуннов, а Кримгильде.

ДИТРИХ БЕРНСКИЙ — герой германского цикла эпических сказаний, в своей древнейшей части восходящих к преданиям эпохи Великого переселения народов. В основе сюжета Д. Б. и лежат сказания о распре знаменитого короля остготов Теодориха (475—526) с вождем германских наемников Одоакром (ум. 493). В дальнейшем процессе сложения эпоса менее популярное имя Одоакра (засвидетельствованное лишь в древнейшей форме эпоса) заменяется именем остготского короля Эрманариха (ум. 375), который превращается в дядю и недруга Теодориха-Дитриха; само предание входит в широкий круг сказаний об Аттиле (см.), при дворе которого Теодорих-Дитрих проводит годы своего изгнания, и включает в себя ряд широко распространенных мотивов героического эпоса, — в том числе древний мотив боя отца с сыном, имеющий параллели в ирландских (Кухуллин), персидских (Рустем и Зораб), древнегреческих (Одиссей и Телегон), а также русских (Илья Муромец и Сокольничек) героических сказаниях. В позднейших формах сказание о Д. Б. контаминируется и с циклом «Нибелунгов» (см.).
Дальнейшее оформление эпоса определяется социальной средой его бытования: сказание о Д. Б. рано становится достоянием шпильманской поэзии (см.), обслуживавшей в значительной степени и крестьянство; по многочисленным указаниям средневековых хроник о Д. Б. «поют и сказывают мужики». Отсюда — своеобразное преломление эпоса, превращение германского витязя, предводителя дружины, в гонимого судьбой борца за попранное право, самоотверженного заступника обиженных, отдающего свое царство в выкуп за своих богатырей и пешим уходящего в изгнание; отсюда — обрастание сюжета многочисленными сказочными мотивами, эпизодами борьбы Д.с карликами и великанами, мотивами, до недавнего времени бытовавшими в немецкой крестьянской среде. Характерно, что в церковной традиции Д. Б. как еретика живьем уносит дьявол (хроники). Из эпических обработок цикла Д. Б. сохранились: «Песнь о Хильдебранде» (древняя запись около 800, сделанная в монастыре Фульда двумя лицами на обертке духовного кодекса; народная песня XVI в.), «Бегство Д.» и «Битва при Равенне» (составленные в конце XIII в. австрийским шпильманом Генрихом Фоглером), «Смерть Альпхарта» (северо-баварская обработка сер. XIII века), «Король Лаурин или малый розовый сад», «Большой розовый сад», «Выезд Экке», «Сигенот» и «Виргиналь» (дошедшие в многочисленных списках и лубочных изданиях позднего средневековья). Из Саксонии предание о Д. Б. переходит и в скандинавские лит-ры; в первой половине XIII века в Норвегии составляется сага о Тидреке, объединившая все старые сказания и контаминировавшая их с «Нибелунгами» и сказаниями других циклов.
В эпоху Тридцатилетней войны сказание о Д. Б. умирает в Германии. На Ферейских островах в конце XIX в. бытовали песни-баллады о Д. Б., последний отголосок героических баллад (вис), порожденных в Дании, Норвегии и на Ферейских островах сагой о Тидреке. См. «Нибелунги».

 

ХЕЙМДАЛЛЬ - Скандинавский бог Хеймдалль в «Старшей Эдде» называется «белым богом», «стражем богов» и «светлейшим из асов». Зачастую его называют сыном Одина, хотя ни в одном оригинальном тексте нет прямых указаний на родственную связь между Хеймдаллем и Владыкой Асгарда. Однако в утерянном тексте «Заклинание Хеймдалля», а также в отдельных эпизодах «Старшей Эдды» говорится о том, что «белого бога» выносили и родили девять сестер-девственниц. Почти все исследователи сходятся во мнении о том, что речь здесь идет о дочерях бога моря Эгира (он же Хлер) и его супруги Ран.

У скандинавского бога Хеймдалля есть немало уникальных кеннингов, в эддических текстах он неоднократно называется «предвидящим будущее», «златорогим» и «златозубым», и каждый из этих оборотов имеет мифологическую базу (более подробно об этом будет сказано ниже). Главная задача бога Хеймдалля в Асгарде – охранять Биврест, «дрожащий путь» (который с легкой подачи Снорри Стурлусона иногда называют «радужным мостом»). Собственно, именно поэтому Хеймдалля именуют «стражем богов». Хеймдалль видит на сотни миль вокруг, у него исключительно чуткий слух, в «Старшей Эдде» сказано, что «белый ас» слышит, как растет трава и шерсть на овцах. Спит он мало и чутко («сон его подобен сну птицы»). Живет бог Хеймдалль в чертогах, что зовутся Химинбьерг (с древнескандинавского – «небесные горы»). Чертог этот расположен в непосредственной близости от того места, где начинается Биврест, соединяющий Асгард и Мидгард. При этом очевидно, что топографическая привязка Бивреста имеет достаточно необычную структуру. «Дрожащий путь» не просто соединяет два мира, ведь именно по нему во время Рагнарека будут двигаться войска Хель, а так как направляться они будут вовсе не в Асгард, логично предположить, что в действительности «радужный мост» соединяет все миры Иггдрасиля (или большинство из них). Именно поэтому тот факт, что Один поручил богу Хеймдаллю охранять Биврест говорит об исключительной силе «светлейшего из асов».

Наиболее известный из артефактов, принадлежащих богу Хеймдаллю, носит название Гьяллархорн (с древнескандинавского дословно – «рог реки Гьелль» или, вероятно, «золотой рог»). Рог Хеймдалля известен тем, что его звук слышен во всех мирах, «белый бог» носит его на поясе и никогда с ним не разлучается. Знаковый момент, связанный с рогом Хеймдалля, присутствует в тексте «Прорицания вельвы», где говорится о Рагнарёке. В этот темный час, как только бог Хеймдалль увидит приближающиеся к Бивресту армады Хелль, он тут же изо всех сил затрубит в рог Гьяллархорн и для всех асов и людей это будет сигнал, возвещающий о «конце света». С рогом Хеймдалля связан еще один любопытный эпизод. В «Речах Гримнира» говорится о том, что «страж богов» пьет из Гьяллархорна мед поэзии, тогда как в «Младшей Эдде» из Гьяллархорна пьет уже Мимир, хранитель источника мудрости. В разрезе этой «несостыковки» многие исследователи полагают, что изначально под рогом Хеймдалля понимался «слух белого бога», который, согласно «Старшей Эдде», хранится у корней Иггдрасиля подобно тому, как там же хранится и правый глаз Одина. Скандинавскому богу Хеймдаллю принадлежит замечательный конь по имени Гуллинтоп («Gullintoppr»), что в переводе с древнескандинавского означает «золотая челка». Об этом мифическом животном известно только то, что он невероятно красив.

Во время Рагнарека Хеймдалль во второй раз сразится с Локи (первый раз они бились у камня Сингастейн за ожерелье Фрейи), и боги убьют друг друга. Так «белый бог» победит «черного бога», но и сам падет от его руки.

МИДАС - в греческом мифотворчестве имя многих фригийских царей.

Мидас поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться и пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал ему искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.

Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Марсием и признал Аполлона побежденным. По другим источникам судьей был Тмол и музы, которые присудили первенство Аполлону, а Мидас высказал вслух свое мнение, что победил Марсий. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой.

Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле у реки и шепнул туда: "У царя Мидаса ослиные уши!". На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету. Возможно, Мидас почитался первоначально как спутник Диониса или Кибелы, и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азии.

 

МИНОС - в греческом мифотворчестве царь Крита, на которого перенесено все, что известно из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Так, он считается основателем морского господства критян; ему же приписывается знаменитое древнекритское законодательство, в котором им руководил сам Зевс. Минос, по гомеровскому сказанию, сын Зевса и Европы, брат Радаманта и Сарпедона, отец Акаллы, Андрогея, Ариадны, Главка, Девкалиона, Катрея и Федры. После смерти усыновившего его Астериона, не оставившего детей, Минос задумал захватить царскую власть на Крите, уверяя, что он предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. Действительно, когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, бог выслал ему из моря прекрасного быка, и Минос получил царскую власть. Но, пожалев красивое животное, он отослал быка в свои стада, а в жертву принес другого. В наказание Посейдон наслал на быка бешенство и внушил жене Миноса, Пасифае, неестественную страсть к этому быку; плодом этой противоестественной любовной связи Пасифаи с быком был Минотавр, заключенный впоследствии царем в лабиринт. Когда сын Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил афинян к дани, по семь молодых людей и семь девственниц через каждые девять лет, которых отдавали на съедение Минотавру.

Афинский герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса, Ариадны, которой, однако, по воле богов не суждено было стать женой героя. Другая дочь Миноса, Федра, стала впоследствии женой Тесея (Аполлодор, III 15, 7-8; I 17 – 19). После бегства Тесея и Ариадны гнев Миноса обратился на помогавшего им Дедала; Минос заточил мастера в лабиринт, но тот вместе с сыном Икаром улетел с острова. По всему Средиземноморью Минос со своим мощным флотом разыскивал сбежавшего Дедала. Он нашел мастера в Сицилии, где Миноса и настигла смерть. Его убили дочери царя Кокала или сам Кокал (Κόαλος), искупав в слишком горячих источниках.

Труп Миноса был выдан его спутникам и похоронен ими в Сицилии; но потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. В подземном царстве он, по сказаниям гомеровского эпоса "Одиссея", судит вместе с Эаком и Радамантом души умерших. Главой судей в царстве теней, держащим в руках золотой скипетр Аида, Миноса делает позднейшее сказание, вероятно, в воспоминание о его деятельности как законодателя (Платон, Горгики, 526). В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II – его внуком, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны.

 

35

Лоренцо отправил Джиованни с письмом, чтобы донести до Ромео план о мнимой гибели Джульетты. Однако послание не смогло достичь цели. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.

С связи с этим, первый, кто контактирует с Ромео – Балтазар, слуга, он рассказывает ему о том, что его возлюбленная мертва. В спешке Ромео отправляется к бедному аптекарю за ядом. Брат Лоренцо слишком поздно поспевает к склепу: трагическое стечение обстоятельств приводит к смерти обоих возлюбленных.

Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мёртвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдаёт Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остаётся один перед гробом Джульетты, Он поражён, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унёсшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд.

Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мёртвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд.

Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. Брат Лоренцо покидает склеп. Девушка вонзает себе в грудь кинжал.

Вошедшие в усыпальницу нашли мёртвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё тёплую Джульетту (что странно, ведь она по их понятиям умерла давно). Лоренцо был схвачен у забора кладбища. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюблённых, как тайно обвенчал их. Балтазар подтверждает его слова. Паж Париса тоже, поскольку именно он побежал за стражей в момент схватки Ромео и Париса. Герцог читает письмо, предназначавшееся Ромео.

Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мёртвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.

36

МИНОТАВР


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!