Архитектура барокко в Петербурге (первая половина 18 века)



Особое место в ряду новых городов занимал Петербург осн.(1703),сочетавший функции крепости, столицы, промышленного и культурного центра.1703г. Заложили по чертежу Петра 1 и военного инженера Жосефа Ламберта крепость нового, бастионного типа названную Петропавловкой.

Крепость "Бастионного Начертания" имеет 6 бастионов, фланки которые Соед. Куртинами. 4 куртины крепости прорезаны воротами. Петровские ворота в 1716-1718 оформлены как парадный въезд в крепость. В 1706 с Меншикова Бастиона нач. перестройка в кирпиче и камне. После Тризини работами в крепости руководил военный инженер Марин.

Для прикрытия устья Невы с моря в том же году на о. Котлин в Финском заливе было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт позднее)на южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 заложили по чертежу Петра1 судостроит. Верфь - крепость -Адмиралтейство. Под защитой этих 3 х крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712г. новой столицей России (с 1721 Российской Империей)

 

Основным строительным центром России становится Петербург, который создавался на почти необжитых берегах невской дельты. Единственным примером раннего петербургского жилого дома является воссозданный позднее рубленый домик Петра на берегу Невы (постр. за 3 дня май 1703). Построен неизвестными солдатами - плотниками Семеновского полка дом без фундамента S=60 кв.м., H=ок.6 м., первоначально покрыт гонтом - сосновыми дощечками. В 1710 –х гг. В Петербурге стали строить только кирпичные дома.

Первым иностранным архитектором и инженером на берега Невы одновременно с русскими войсками, был итальянец Доменико Трезини. В 1706 г. В Петербурге основано Гос. Учреждение Канцелярия От Строений, ведавшая всеми строительными  делами в городе. Во главе ее поставили Тризини. Канцелярия формировала арх.команды из русских архитекторов и приглашенных специалистов из=за границы, готовила мастеров строительного дела.

 

И.Коробов. Был послан для обучения в Голландию, которая привлекла внимание Петра1 сходными с петербургскими природно-климатическими условиями, а так же простой архитектурой и целесообразностью приемов строительства, имевшего специфические особенности, связанные с необходимостью ведения гидротехнических работ. По возвращению в Петербург И.К.Коробова определили в Адмиралтейств-Коллегию, где он выполнил много проектов культовых и ведомственных строений.

 

Земцов Михаил Григорьевич (1688-1743)Единственное хорошо сохранившееся его произведение является. Церковь Симеония И Анны в Петербурге. Шестиколонное пространство храма с одним куполом на барабане воплощает композиционные приемы русского храмостроения, сочетающиеся с элементами ордерной системы и со шпилевидным завершением колокольни – архитектурные традиции, сформировавшиеся в петровском Петербурге.

В нижнем парке на искусственном островке Браунштейн выстроил павильон уединения "ЭРМИТАЖ"(1721-1725) по примеру подобных сооружений в западно-европейских парках. В петергофском Эрмитаже архитектор искусно использовал Большой ордер .Он же возвел небольшой 2 х этажный Дворец "МАРЛИ". Дворец является главным сооружение парковой композиции с оригинальной системой прудов. 3х лучевая композиция планировки нижнего парка принадлежит Петру1 , уделявшему особое внимание созданию пригородной резиденции, которая должна была соответствовать престижу гл. Огр. Империи.

 

Московский классицизм (вторая половина 18 века)

 

С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва. Здесь, в древней русской столице, вырастали особняки и дворцы, церкви и общественные здания — больницы и университеты. Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II и Павла I были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

В 1775 г. Баженов получил задание Екатерины II — построить для неё близ Москвы резиденцию в имении Чёрная Грязь, вскоре переименованном в Царицыно. Императрица выбрала для нового комплекса псевдоготический стиль. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом», «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней.

Царицынский ансамбль выделялся среди современных ему усадеб готическими формами архитектуры: стрельчатыми арками, сложными оконными проёмами и т. п. Баженов считал древнерусскую архитектуру разновидностью готической. Поэтому здесь встречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. Красные кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в. Планировка внутренних покоев по-средневековому нарочито усложнена. Облик дворца был настолько мрачен, что императрица, приехав в Царицыно, воскликнула: «Это не дворец, а тюрьма!» — и навсегда покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд построек, в том числе дворец, снесли. Новое здание дворца с классицистически правильным планом, но с готическим оформлением было построено в 1786—1793 гг. М. Ф. Казаковым.

Баженов работал и для частных заказчиков. Дом П. Е. Пашкова в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив Кремля и своими классицистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных из кирпича стен. Здание находится на высоком холме. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками. Вниз с холма спускается лестница. Первоначально она вела в сад, огороженный красивой решёткой с фонарями на столбах. Решётку сняли уже в XX в., когда расширяли улицу; тогда же исчез и сад.

На творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) оказали большое влияние московские архитекторы Д. В. Ухтомский и В. И. Баженов. Казаков в отличие от Баженова много и успешно работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым покровительством. Он строил разные по назначению здания — общественные сооружения и частные дома, императорские дворцы, церкви — преимущественно в стиле классицизма.

Петровский подъездной дворец (в нём обычно останавливался двор по дороге из Петербурга в Москву, его называли также Петровским замком, 1775—1782 гг.) был заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры выполнены в традициях классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны для древнерусской архитектуры.

В 1776—1787 гг. Казаков возвёл здание Сената в Московском Кремле. Это сооружение в духе классицизма напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Главная часть треугольного в плане здания — круглый зал с огромным куполом, который хорошо виден с Красной площади. Рассказывают, что Баженов и другие архитекторы усомнились в прочности купола, тогда Казаков поднялся на него и простоял там полчаса. На фасаде контуры главного зала подчёркнуты колоннадой, повторяющей полукружие стен.

Не менее знаменит торжественный и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямоугольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройными колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антресоли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (ограждением из фигурных столбиков, соединённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

В самом центре Москвы, на Моховой улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. Пострадавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено и частично перестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Известие о пожаре Москвы потрясло Казакова, находившегося тогда в Рязани. До него дошли слухи, что в пожаре погибли все его постройки, и он вскоре скончался. Однако, к счастью, многие произведения архитектора сохранились до наших дней, и по ним сегодня можно представить Москву конца XVIII в., «казаковскую Москву».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!