Архитектура Новгородских земель



Обширность новгородских земель простиравшихся от Чудского озера до каменного пояса (Урал), включавших нехоженные земли вплоть до ледовитого океана

Начиная с 1170-х годов происходят изменения в характере культового строительства, проявляющиеся прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к более простым четырехстолпным храмам. Рассчитанные на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессиональному признаку, каменные церкви, нередко заменявшие деревянные уличане кие храмы, отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. От них не требовалось производить впечатление подавляющей мощи и потрясающего величия. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Эти небольшие, масштабные рядовой застройке четырехстолпные с тремя апсидами, храмы с позакомарными покрытиями и одной главой на барабане определяли облик здания, которое строилось зачастую всем приходом на собственные деньги.

на средства Ярослава Владимировича была построена церковь Спаса на Нередице (1198 г.). Этот последний княжеский храм в Новгороде уже почти ничем не отличается от посадских церквей, весьма наглядно иллюстрируя изменившееся общественное положение князя.

В объемно-пространственной структуре храма Спаса на Нередице заметна тенденция дальнейшего ее упрощения, сокращения внутреннего пространства и экономии материала.

Боковые апсиды понижены, на внутренних плоскостях стен нет лопаток, столбы квадратные. Меньшая высота крайних апсид, трехугольное расположение окон на фасадах и ниши с фресками над входами подчеркивали значение средних осей стен и усиливали центричность всей композиции, чему содействовала и мощная глава храма.

Отсутствовали также парадные хоры. Скромная внутренняя лесенка вела на «полати», по бокам которых находились приделы. Все поверхности стен в интерьере были расписаны. Фрески Спаса-Нередицы, просуществовавшие более семи столетий и являвшиеся историко-художественным памятником мирового значения, были варварски уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время храм Спаса на Нередице восстановлен, а остатки росписей законсервированы.

Особое место в архитектуре Новгорода занимает церковь Параскевы-Пят-ницы на Ярославовом дворище (1207 г.). Эта значительная по размерам и необычная по архитектуре церковь находится на Торговой стороне. Построенная в 1207 г. «заморскими купцами», она являлась патрональным храмом этой богатой корпорации. Поставленная на Торгу на видном месте, посвященная чтимой в народе святой — Параскеве-Пятнице, эта церковь была зримым выражением художественных идеалов и материальных возможностей «гостей», ведших торговлю с иноземными государствами. Отличаясь объемно-пространственной композицией и нехарактерными для Новгорода декоративными деталями, Пятницкая церковь отражала широкие культурные связи заморских купцов, их знакомство с архитектурой других земель.

Объемно-пространсвенная структура церкви — Параскевы-Пятницы образовывала устойчивую пирамидальную композицию. Плановое решение, характер композиции, пучковые лопатки и трехлопастное завершение фасадов напоминали смоленские церкви.

Пятницкая церковь — важный шаг в формировании основ общерусской архитектуры. Она свидетельствует об изживании византийских традиций и сложении новых черт, которые выражались в переходе от статичных композиций к более динамичным, с ярко выраженным стремлением к вертикальному пирамидальному построению. Это сопровождалось конструктивными изменениями сводчатого покрытия, приобретавшего трехлопастное очертание, лучше, чем позакомарное, отвечавшее климатическим условиям Руси. Характерно и применение многоуступчатых лопаток, отвечавших вертикальному характеру композиции

Развитие русской культуры было прервано огнем пожарищ, разорением городов и истреблением населения вражескими ордами. Героическое сопротивление разрозненных княжеств, большие потери в войсках хана Батыя и непроходимые болота спасли Новгород.

 

Пользуясь горькой участью Руси, защитившей кровью своих воинов Европу, немецко-шведские рыцари — крестоносцы, поддержанные папой римским, вторглись в Новгородско-Псковские земли. Однако новгородцы и псковичи, возглавляемые князем Александром, получившим затем прозвище Невского, сумели нанести сокрушительное поражение захватчикам на льду Чудского озера (1242 г.)

Отгремело Ледовое побоище, сомкнулись воды Чудского озера над «псами-рыцарями», но военная угроза и изоляция Новгорода сдерживали развитие его зодчества. Прекратилось строительство каменных церквей, и даже крепостные постройки сооружались в основном из дерева. Только в конце XIII в. создаются политические и материальные предпосылки для возобновления каменной архитектуры. Новгород постепенно укрепляет и расширяет свои владения, восстанавливает широкие торговые связи и гордо именует себя «Господин Великий Новгород».

 

Одной из первых каменных культовых построек после вынужденного перерыва в строительстве была небольшая церковь Николо-Липненекого монастыря, находившегося в 8 км от Новгорода при впадении р. Меты в оз. Ильмень. Храм Николы на Липне, построенный в 1292 г. среди болот («липны») на островке, знаменует дальнейший этап разработки типа посадских церквей.

 

Небольшой, квадратный в плане, с четырьмя столбами и одной апсидой объем храма производит целостное впечатление. Заметной становится тенденция к отказу от аскетичности внешнего вида и приданию храмам более праздничного облика. Так, церковь Николы на Липне, как и Перынского скита, имеет снаружи только угловые лопатки, четко ограничивающие ее объем. Композиционную целостность фасадам придает трехлопастное выразительное завершение. Криволинейное очертание покрытия дополнено орнаментальной полосой зубчиков и аркатурой.

После присоединения Новгорода в 1478, его архитектура сохраняя присущие ей колорит и своеобразие, развивается в обще- русских тенденциях зодчества.

Архитектура Псковских земель

Возникновение Пскова теряется в легендарных далях: «от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми». В 903 г. город уже существовал; согласно летописи, Город вырос на порубежных землях и, как былинный богатырь, встал на защиту родной земли. В художесвенной культуре Пскова имеется много общих черт с Новгородской. В свою очередь и Псков оказал большое влияние на новгородское зодчество.

XI в., между 1136 и 1156 гг. сооружается Спасо-Преображенский собор. Собор возводился в аналогичной новгородским постройкам строительной технике: из местного плитняка с прокладками плинфы на цемяночном растворе. Арочные перемычки и закомары выкладывались из кирпича, образуя орнаментальные красноватые обрамления, четко выделявшиеся на затертой известковым раствором белой стене.

Удобный и живописный Объем Спасо-Преображенского собора с монументальным фасадом пришелся по вкусу псковичам.

В зодчестве Пскова впервые встречаются знаменитые русские КОКОШНИКИ.

Они прослеживаются в городском Троицком соборе который в 1365 году заложили по «старой основе». Строил главный городской собор псковский Мастер-Кирилл. Здесь он впервые применил ступенчато-повышенные подпружные арки, позволившие понизить весь объем храма и соорудить вокруг барабана кокошники-прием получивший распространение во всей Руси.

Так постепенно складывается псковская архитектурная школа очень органичная и практичная. Псковские каменщики переходят на более дешевую кладку целиком из местного плитняка на известковом расстворе. Основным типом псковских земель становятся четырехстолпные с крестообразной организацией внутреннего пространства, храмы с одной головой на повышенных подпружных арках.

Выра батывают народные умельцы и безыскусный, но выразительный орнамент из чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных скромным арочным пояском. Эта «каменная кайма», подобная народному рукоделию, в течение двух веков являлась своеобразным автографом псковских зодчих. Учитывая свойства местного плитняка, легко выветривающегося, каменщики избегают мелких выступающих деталей и углубляют несложный узор в стену. Для укрепления поверхности стен они белят их известью, а своды закрывают досками или покрывают лемехом.

Техническая смекалка и практические соображения находят свое выражение в поисках более практичных сводчатых конструкций, которые позволяют отказаться от внутренних опор, загромождавших помещения, особенно небольших церквей.

Псковским зодчим принадлежит остроумная конструкция уступчатых сводов, осуществлявшаяся ими в бес-столпных храмах.

Для большей прочности псковские каменодельцы расширяли стены книзу, даже у церковных барабанов, что придавало храмам особую устойчивость. Приземистые, с неровной, словно вылепленной поверхностью наклоненных к центру стен, с упругими, как будто раздавшимися под давлением тяжести шеями глав, псковские храмы производят особое впечатление материальности. В них нет религиозной экзальтации, они необычайно обыденны и человечны.

Бесстолпные храмы получают особое распространение в 15 веке, они покрываются восьмискатной крышей, окружаются галереями и папертями, к которым пристраиваются уютные маленькие крылечки с короткими круглыми столбами. Неизменным компонентом псковских земель становятся разнообразные звонницы на два звона или с многими колоколами.

Искусство псковских зодчих получает в 15 веке широкое признание и они строят даже в самой москве, способствуя формированию общерусской архитектуры. В 1510 году псковские земли входят в состав Русского государства.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!