Развернули свою работу Диалог-клубы:



1. «Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания казачьей молодёжи на основе традиционных ценностей».

2. «Опыт реализации казачьими обществами совместных молодежных православных проектов в России и за рубежом».

3. «Духовно-нравственное воспитание, окормление и воцерковление казаков».

4. «Роль казачьих СМИ в духовно-нравственном развитии казачества: опыт, проблемы, перспективы».

5. «Казачья экономика: православный аспект».

Особое внимание в работе Диалог-клуба «Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания казачьей молодёжи на основе традиционных ценностей» было обращено на обмен опытом работы, инновационные технологии духовно-нравственного развития молодых казаков, анализ ситуаций казачьего образования (целей, содержания, форм организации), совместной деятельности Русской Православной Церкви, казачьих организаций, администраций федерального, областного, муниципального уровня, казачьих образовательных учреждений. Особый акцент был сделан на проблеме непрерывного казачьего образования в контексте духовно-нравственного развития. Обсуждались перспективы развития казачьего образования в России и вопросы, связанные с нормативно-правовым, организационно-педагогическим, психологическим и методическим обеспечением такого образования. В этой связи акцентировалось внимание на необходимость научно-педагогических и научно-психологических разработок, обеспечивающих духовно-нравственное, интеллектуальное и патриотическое воспитание учащихся в системе непрерывного казачьего образования.
Диалог – клуб «Духовно-нравственное воспитание, окормление и воцерковление казаков» сосредоточил свое внимание на актуальнейшей проблеме повышения духовно-нравственного уровня как руководящего состава, так и рядового казачества. Заседание Диалог–клуба открылось Вступительным словом епископа Ямпольского Иосифа, Председателя комитета по взаимодействию с казачеством Украины.

Иосиф, епископ Ямпольский

 

В выступлении владыки были сформулированы приоритетные задачи воцерковления казаков и артикулированы первоочередные действия войсковых священников по духовно-нравственному воспитанию и пастырскому окормлению казачества. Епископ Ямпольский Иосиф также отметил недостатки в деле воцерковления казачества и высказал рекомендации по совершенствованию данного процесса: прежде всего – это активизация более открытого и тесного личностного взаимодействия духовенства с казаками, совершенствование пастырской, воспитательной компетентности духовенства и координация взаимодействия войсковых священников с атаманским корпусом. Владыкой был сделан сравнительный анализ особенностей духовно-нравственного воспитания и воцерковления казачества в России и Украине, высказаны идеи о дальнейшем укреплении взаимосвязей и сотрудничества со священством и казачеством родственных государств. После выступления владыки ему было задано много вопросов, и состоялась дискуссия по теме доклада.

     Большой интерес вызвал доклад протоиереяОлега Кириченко, руководителя Отдела по взаимодействию с казачеством Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви. Доклад был посвящен раскрытию опыта взаимодействия Волгоградской митрополии с окружными казачьими обществами ВКО «Всевеликое войско Донское» и казачьими кадетскими образовательными учреждениями. В выступлении, в частности, отмечено, что на территории Волгоградской области в настоящее время сформированы условия для реализации в казачьей среде важного принципа организации казачьего сообщества, основанные на традиционных отечественных ценностях: «казак без Веры – не казак». В докладе сообщалось об организации духовно-нравственного, гражданско-патриотического и семейного воспитания среди членов казачьего общества и представителей казачьего поселения, основанного на православных культурно-исторических традициях Отечества в повседневной жизни.
В докладе протоиерея Олега Кириченко подробно обсуждались основные направления деятельности и содержание работы по взаимодействию атаманов казачьих обществ и священников, окормляющих казачьи общества.
     Среди наиболее ярких выступлений следует назвать доклад Верховного Атамана Союза казаков России, полковника Задорожного Павла Филипповича «Духовно-нравственное воспитание, окормление и воцерковление казаков».

 

Верховный атаман Союза казаков П.Ф. Задорожный

 

Акцент в выступлении был сделан на том, что Святая Русь – единственная страна в мире, взрастившая казачество. Среди главных задач образования сегодня П.Ф. Задорожный назвал не только формирование человека с широким мировоззренческим кругозором и высоким уровнем знаний, но и развитие духовности личности. Автор подчеркнул необходимость становления и расширения православного образования и воспитания казака в системе общего образования.

     Значительный интерес и дискуссии вызвали доклады протоиерея Владимира Загаринского, войскового священника «Волжского войскового казачьего общества» об особенностях духовно-нравственного воспитания казачества; Соколова Александра Юрьевича, к.и.н., доцента, зав. кафедрой гуманитарных и общенаучных дисциплин Московского высшего военного командного училища, советника по науке Верховного атамана «Союза казаков» о роли Церкови в защите России и истории казачества. Следует выделить очень интересное с духовной, историко-культурной и искусствоведческой позиций выступление СтатьеваИвана, представителя фонда имени Ермака Тимофеевича (город Тюмень), посвященное иконе Божией Матери «Августовская победа» и отраженному в ее иконографии воинскому подвигу казаков. 

 

Икона Богородицы «Августовская победа»

 

На основании прозвучавших выступлений участников Диалог-клуба и прений по обсуждаемым вопросам были сформулированы выводы и предложения:

v Воцерковление казачества – главная цель духовно - просветительской и пастырской деятельности окормляющего духовенства, осуществляемая в тесной взаимосвязи с казачьими обществами России.

v По мысли владыки Иосифа, нынешнее время – это «время образа», то есть действенного личного примера представителей атаманского корпуса в деле воцерковления казачества, целью которого является совершенствование духовно-нравственного образа жизни и облика казака.

v  Необходимо формирование организационной структуры духовно-просветительской работы, развитие партнерских отношений казачьих обществ в реализации программы духовно-нравственной, гражданско-патриотической и воспитательной работы в среде казачества и особенно молодежи.

v Актуальной и первоочередной задачей в системе образования казачества представляется формирование, прежде всего, духовной личности, от интеллектуального, политического и культурного уровня развития которой может в значительной степени зависеть нравственное состояние всего российского общества.

v  Служение казачества – это, прежде всего, защита православия, обычаев, традиций, земли, народа, национального духовного наследия.
Казачество, таким образом, - это щит Отечества.

v  Особые усилия каждого казака, духовенства и атаманского корпуса должны быть направлены на воспитание и воцерковление подрастающего поколения казачества.

v Необходима систематическая целенаправленная работа по окормлению молодых семей, поскольку именно семья как «малая Церковь» - это основа для сохранения и преемственности духовного опыта поколений.

v Необходима актуализация и совершенствование нормативной базы для эффективного взаимодействия сообщества казаков и Русской Православной Церкви, а также подготовка православно – ориентированного актива, включающего специалистов сферы науки, образования и культуры. 

v Необходимо систематизировать обширную информацию о церковных и культурных памятниках, посвященных истории казачества, а также о святых из казачьих родов в целях интеграции лучших образцов церковного искусства и примеров благочестия великих подвижников в образовательную и воспитательную среду.

v Целесообразно рекомендовать атаманам и духовникам казачьих обществ проведение специальных бесед по истории казачества и православной катехизации с целью повышения уровня воцерковленности казачества.Следует также подготовить учебно-методические пособия по истории, этнокультуре и этнопсихологии казачества для представителей всех возрастных групп, уровней образования и форм обучения учащихся и преподавателей.

Церковь и казачество сегодня

Следует упомянуть и о встрече председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кириллас заместителем руководителя федерального агентства В.В. Ратниковым, состоявшейся 5 июля 2013 года в федеральном агентстве «Россотрудничество». В своем выступлении владыка Кирилл отметил, что Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством был создан с целью духовного окормления казачества по всему миру, единения казаков вокруг Русской Православной Церкви в России и за рубежом, сохранения самобытности казачьей культуры и традиций, дальнейшего развития казачества.В ходе встречи обсуждались возможности создания условий для выполнения решений IV Всемирного конгресса казаков, о котором говорилось выше. Кроме того, обсуждались перспективы совместной организации и проведения научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных сохранению языковой, этнокультурной и духовной идентичности российских соотечественников-казаков; вопросы популяризации русского языка в мире, оказания системной поддержки казачьим учебным заведениям зарубежных стран в обеспечении их учебными, методическими, научными, справочными материалами на русском языке, через представительства Россотрудничества и российские посольства за рубежом.Для реализации этих задач сотрудниками Синодального комитета разработан проект «Казаки — скрепа Русского мира», который и был представлен в ходе встречи. В данной связи следует сказать о том, что наши соотечественники, казакииз Австралии, собираются отметить 100-летие со дня начала Первой мировой войны, а также 70-летие со дня окончания Второй мировой войны. В следующем году в Австралию должна приехать Великая княгиня Мария Владимировна во время ее кругосветного путешествия, связанного с 400-летием Дома Романовых.


Использованные материалы:


1.Шафажинская Н.Е. Психологические тенденции восприятия традиционной культуры в информационном пространстве постмодернизма // Тенденции и инновации современной науки. – Международная научно-практическая конференция, Краснодар,
18 июня 2013. Научный издательский центр «АПРИОРИ» С.175-177.
2. http://www.apn.ru/publications/article26568.htm
3. http://www.aksayland.ru/projects/i/83
4. http://www.mooko.ru/index.php/317--iv-
5. http://www.patriarchia.ru/db/print/3082379.html
6. http://www.aukazak.com.au/news/news-from-russia/sootechestvenniki-kazaki-stanut-skrepoj-russkogo-mira/


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!