МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ОБ УСТРОЙСТВЕ БАШКИР, ПРИЧИСЛЕННЫХ К УРАЛЬ СКОМУ КАЗАЧЬЕМУ ВОЙСКУ ОТ 3 МАЯ 1865 Г.



1. Первую и вторую юрты башкир, причисленных к Уральскому войску, оставить на землях, отведенных во временное уральских башкир пользование.

2. Третью юрту, занимающую неправильно казенные оброчные земли и часть земель Чижинской дистанции Уральского казачьего войска, переселить на участки земель 1 -й и 2-й юрт.

3. Переселенцам (в числе 1287 муж. и 1305 женского пола душ) выдавать денежное до 35 руб. на семейство, пособие по усмотрению губернатора из общего капитала уральских башкир с освобождением при том этих переселенцев от взноса податей и земских сборов и от исправления натуральных повинностей в течение 3 лет со времени переселения.


ПРИЛОЖЕНИЯ


719


 


4. Всем трем юртам отвести в пользование 119 840 десятин, т.е. по 40 десятин на каждую душу, входящею в состав означенных юрт населения, составляющего ныне 2 996 душ и сверх того нарезать запас 40 080 десятин 1 050 сажень, в запас на случай усиления народонаселения башкир.

5. До передачи их в гражданское ведомство назначить одного чиновника на правах кантонного начальника. Иметь при нем письмоводителя, переводчиков. Издержки на них покрывать из сумм уральских башкир.

6. Затем управление ими устроить на тех же началах как определено Положением о башкирах от 14 мая 1863 года.

2ПСЗ. Т. 40. № 42052.

ДОКУМЕНТЫ О БРАКОРАЗВОДНЫХ ДЕЛАХ

В БАШКИРСКИХ ДЕРЕВНЯХ НИКОЛАЕВСКОГО

УЕЗДА САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ

8.1. Дело по прошению башкира д. Имилеево о возвра щении беглой жены (1901-1902 гг.)

Всепресветлейший Державнейший Великий Государь император Николай Александрович, самодержец Всероссийский Государь Всемилостивейший!

Просит башкир деревни Имилеевой Имилеевской волости Николаевского уезда Самарской губернии Саитбаттал Аралбаев.

Законная моя жена Гульзейняб Гимранова на 21 июня с. г. убегла в д. Муратшину без моего дозволения и на мою просьбу о возвращении ея к своему дому стала говорить: я от тебя развеничалась по тагалику и отказывалась от супружества, поэтому я, Аралбаев, вынужденно обратился с жалобою к Имилеевскому волостному суду. Волостной суд, разобрав мою жалобу, нашел правильной и поставил решение возвратить мою жену ко мне без всякого препятствия. Но она, решение волостного суда во внимание не взяв, не воротилась. И после этого опять же я, Аралбаев, жаловался оному волостному же правлению, т.е. на волостной суд, но волостной суд перепоручил мое дело к указным муллам деревни Ташбулатовой Давлетсуре Давлет-шину и дер. Имилеевой Сагадатулле Байдавлетову, что (бы) разобрать дело по шаригату, но по этому перепорученному делу означенные муллы вызывались на свое заседение и опять же она не явилась к муллам своим упорством.

Всеподданейше прошу Мухаметанское духовное собрание поручить к разбору моих этих дел вновь по шаригату указным муллам деревни Утекаевой Мухаметкирею Гайнанову и дер. Кинзягуловой Мухамедгалиму Гайнул-лину.

Ноября 12 дня 1901 года.

Ко поданию прошения Саитбаттал Аралбаев подпи-суюсь по-башкирски (на подпись наклеены гербовые 4 мар ки по 5 коп., 1 по 60 коп.).

Рапорт имама Николаевского уезда Ходжабаевской (Кузябаевской) волости, дер. Кучембетовой Шагиагзам Тугузбаева от 6 января 1902 г. за № 1, в коем ... представляет разбирательство, произведенное им в дер. Имилеевой о неудовольствиях между супругами Саитбатталом Аралбаевым и Гульзейнябой Гимрановою, при этом объявляет, что существует тагалик от 17 марта 1898 года,


в коем сказано, что впредь если докажется обида, нанесенная Аралбаевым жене своей Гульзейнябе Гимрановой, то она вправе будет развестись талаком (окончательный развод), приложены: копия с означенного тагаллюка, сказка жителей дер. Имилеевой о ссорах Аралбаева, показания свидетелей и прошение Гимрановой.

Из показаний Гульзейняб Гимрановой: «муж ея Саитбаттал Аралбаев постоянно ее бьет, подозревая в прелюбодеянии с жителем дер. Имилеевой Ахметшой Мухамет-шиным». Об этом она заявила старикам той деревни Имилеевой Загидулле Фазлуллину, Фархаду Шахмратову, Сеиту Нигматуллину, Гирфану Давлеткильдееву и Хабиб-наджару Губейдуллину, из них первому известно, что муж ее обижает со дня выхода ея за него. Саитбаттал показал, что он с женою Гульзейнябой не ссорился, он ее любит, никогда ее не обижал и развестись с нею не намерен. Свидетели (вышеперечисленные старики) показали, что Гульзейняб Гимранова им заявила, что муж Саитбаттал ее бьет, подозревая в прелюбодеянии. Свидетели на теле ея видели много ран, в то же время урядник ее передал брату ея Миграну Кагарманову, чтоб ее увезти к себе. Дер. Имилеевой Хабибнаджар Губейдуллин и Шагимардан Ша-гимратов в присутствие старосты Низамутдинова и 6 стариков показали, что ранее Гульзейнябу муж ея Аралбаеву препоручали по тагалику, чтоб содержат ея как следует, но она им постоянно жаловалась, что живут не мирно, а он ее обижает. 6 января 1902 года 17 человек дер. Имилеевой имаму Тугузбаеву показали, что однодеревенец их Аралбаев и ранее сего с женою своею Гульзейнябой Гимрановою много раз ссорился, чем их беспокоил. Живут немирно, она ничего предосудительного не обнаруживала, он же Аралбаев ее постоянно обижает противными шаригату (мусульманское право) словами и бьет, причиняя раны. В метрической выписи значится в метрической книге 1898 года 17 марта под (2 записан брак невесты дер. Му-ратшиной Гульзейнябы Гимрановой с жителями дер. Имилеевой Саитбатталом Аралбаевым; калым — по 150 руб. серебром, в могаджаны (правильно: магаджала, т.е. первая половина калыма) отдано: красная корова, стоющая 20 руб., красная телка 5 руб.; казакин, ичиги, калоши, одеяло, подушка, кошма, всего на 13 руб. До отдачи последних вещей суммою в 13 руб. Аралбаев Гульзейнябу не увезет, дедушке последней Миграну Кагарманову подарена вороная лошадь. Аралбаев же Гульзейнябу должен содержать на одинаковых правах с другими двумя женами. В случае, если он Гульзейнябу будет бить и будет содержать хуже других жен, то по удостоверении в том свидетелями и добросовестными стариками, она вправе будет развестись с Аралбаевым по талак-баину (т.е. окончательный развод), сохранив за собою 150 руб. калыма. Аралбаев же в том тягаться и спорить не будет. Заставлять Гульзейнябу работать там, где неприлично по шаригату, не должен, особенно не посылать ее работать вне дома, на то должно согласие ея Гульзейнябы. Калым могаджаля получен 10 руб., а могаджаля (правильно: мааджаля, т.е. вторая половина калыма) осталось за Аралбаевым 97 руб.

Акт тагалика сего подписали: со стороны Гимрановой дед ея Мигран Кагарманов и Саитбаттал Аралбаев; Аб-дулфазыл Саитбатталов, Галиахмет Искендеров, а староста дер. Муратшиной Асядулла Мухаметхасанов приложил печать: Сельский староста Муратшинского общества Николаевского уезда.


720


ПРИЛОЖЕНИЯ


 


В акте 6 января 1902 г., составленном в дер. Имилее-вой, изложено, что имам Тогузбаев в исполнение предписания Духовного Собрания от 7 ноября 1901 года, разобрав дело супругов Саитбаттала Аралбаева и Гульзейнябы Гимрановой, нашел, что первый из них по случаю нанесения обид имел с женою условие, но потом нарушил его нанесением побоев, подозревая ее в прелюбодеянии с Ах-метшою Мухаметшиным, по этому случаю на основании реваят кадыхана и в виду нарушения существовавшего та-галлюка супружеское отношение прекратилось. О чем он, имам, супругам и объявил. Акт этот вместо Гимрановой подписал родственникея Мигран Кагарманов. Гульзей-нябе же принадлежит отданныя ей в калым магаджавит (мааджаля) две коровы, одна лошадь и лошадь, отданная ее родственникам Кагармановым; об этом также объявил на основании шаригата. Саитбаттал Аралбаев будучи не доволен, акт сей не подписал, при составлении сего акта были 6 стариков и староста Низамитдинов.

Резюме из всех бумаг сделано Умитбаевым (Мухаметсалимом)

По следственным делам 3-го участка выяснилось, что жена Аралбаева ему (мужу) жаловалась о том, что Муха-метшин ее изнасиловал, по подтверждении об этом соседом Байбулатом Шугаибовым он, Аралбаев, подал жалобу и при дознании, произведенном приставом 7-го стана, Мухаметшин же показал, что он с Гульзейнябой по взаимному согласию занимаются прелюбодеянием уже 7-й год, а некоторые родственники Мухаметшина тому приставу заявили, что Мухаметшин с Гульзейнябой уже три года имеют любовную связь, по означенной причине он жену не ругал и не бил. Раны же на теле жены получены ею, когда она упала с крыши избы на кирпичные стенки, что подтвердят башкиры д. Хасановой Абдулла Махзанов, Гумер Галиакберов, Губейдулла Хасанов и дер. Кинзягу-ловой Камалитдин Хаджимуратов. Имам Тугузбаев хотя и объясняет, что Гульзейняб ушла по приказанию урядника, но имам последнего не допрашивал.

,6 ноября 1902 г. имам дер. Кучембетова Шагиагзам Тугузбаев вследствие указа Духовного собрания постановил определение расторгнуть ему брак на основании ли-гана (т.е. взаимного проклятия) с женою его Гульзейнябой Гимрановой, прошение Саитбаттала оставили без внимания.

После развода по истечении гиддата 18 мая 1902 г. брат Гульзейнябы Мигран Кагарманов выдал ее замуж за Абдулвагапова Мухаметзакира из д. Муратшина. 2 апреля с. г. Саитбаттал Аралбаев ночью похитил Гульзейнябу, ему способствовал сосед его Махди Мухаметзянов. Об этом он второй муж заявил старосте, последний вместе с стариками и муллой Сагадатуллой, вызвав Аралбаева, спросили о причине увода уже чужой жены. Аралбаев заявил об этом, что он с женой не разводился, а мулла Тугузбаев у него отнял ее насильно. Его поддержал мулла Сагадатулла, за что старики упрекали.

Абдулвагапов может обратиться о возвращении увезенной жены к местным властям, ибо «возвращение жен к мужьям к обязанностям Духовного собрания не относится».

ЦГИА РБ. Ф. 295. On. 8. Д. 1056. Л. 3-49.


8.2. Прошение башкира д. Дингизбаево Абуляиса Шамсутдинова о заключении муллой брака его дочери без ее согласия

В Оренбургское магометанское Духовное собрание Проживающаго в имении братьев Зейферт Николаевской волости Новоузенскаго уезда башкира Имилеевской волости дер. Дингизбаевой Абуляиса Шамсутдинова покорнейшее прошение.

В ночь с 13 на 14 января сего 1914 года в отсутствие мое явились в квартиру моего семейства башкиры деревни Боброваго Гая Кузябаевской волости Николаевскаго уезда Муса Акзигитов с товарищами Гумаром Габдулли-ным и Мазит-Сафой Касимовым и, произведя из реворь-вера (так в тексте) выстрел в ареме, напугали мое семейство — жену и дочь, пригрозив, если кто будет кричать или сопротивляться, того Акзигитов убьет, пользуясь испугом семейства, Акзигитов схватил мою несовершенолетнюю дочь — 15 лет и 9 месяцев — Халиму с помощью товарищей увез не быв никем задержаны. Акзигитов, как выяснилось впоследствии, дочь мою Халиму увез в деревню Бобровой Гай Кузябаевской волости, Николаевскаго уезда, напоил насильственно водкой допьяна и будто бы повенчался с Халимой. Бракосочетание совершал деревни Боброваго Гая муэдзин Харас Кастаранов. Свидетелями сего брака были башкиры той же деревни: Губайдулла Абушахманов, Абдулла Байбердин, Шагей Гибатуллин, Ибрагим Асфан-дияров, Исмагил Галимов, Хафис Ибнеивиамин Кастаранов.

Дочь Халиму я разыскивал через 8 дней в Корнеев-ской волости Николаевскаго уезда в руках похитителя ея Мусы Акзигитова уже разстленной им, как объяснила Халима, с сотником и урядником. Относительно венчания ея с Акзигитовым она от испуга и от насильственнаго напоения ее водкой Акзигитовым ничего не помнит. Дочь Халиму из рук Акзигитова я взял с помощью полиции, она до сего времени живет у меня в доме и за Акзигитова замуж выходить не желает.

Муэдзин Харас Кастаранов бракосочетание совершил насильственно, без желания невесты, не справившись о ея летах — несовершеннолетнюю, а потому нарушил 3 и 31 ст. Тома X, 1-й части свода законов гражданских.

На основании 1549, 1550, 1551, 1552, 1553 статей закона о браках 1885 г. мулла, совершивший незаконно брак увольняется от должности; если кто насильно украдет девицу для брака себе без согласия ея и ея родителей, или кто разстлит девицу, или кто напоит девицу или женщину до беспамятства и совершит брак повергается тюрьмой, лишается прав и ссылается на поселение или каторжныя работы.

На основании 3 и 91 ст. X Т. 1ч. гражданских законов издания 1900 г. запрещается вступать в брак лицам муж-скаго пола ранее 18 лет, а лицам женскаго пола ранее 16 лет от роду. Основываясь на изложенном, покорнейше прошу Оренбургское Магометанское духовное собрание разследовать и о результате дать мне знать по месту моего жительства чрез Новоузенское полицейское управление Самарской губернии, действительно ли моя дочь Халима в январе месяца сего 1914 года была повенчана в деревне Бобровы Гай Кузябаевской волости Николаевскаго уезда, Самарской губернии с башкиром деревни Бобровый Гай


ПРИЛОЖЕНИЯ


721


 




Мусой Акзигитовым муллой или имамом муэдзином Харас Кастарановым при поименованных в прошении свидетелях и в утвердительном случае предать суду Каста-ранова, как повенчавшаго насильственно малолетнюю или несовершеннолетнюю без согласия ея и родителя; Акзигитова предать гражданскому уголовному суду за кражу несовершенолетней девицы Халимы Абуляйса дочь Шамсутдиновой с оружием в руках из дома родителей, за вступление с нею в брак и разстление ея, а товарищей Акзигитова — Гумара Габдуллина и Мазит-Сафа Касимова за пособничество и соучастие Акзигитову. Ак-зигитов требует от меня выдачи дочери Халимы, как его жену, и подал в суд за укрывательство его жены законной.

18 февраля 1914 г. подавал об этом в Оренбургское Магометанское духовное Собрание, но ответа до сего времени не получил никакого. 1914 года Декабря 22 дня.

Башкир Абуляйса Шамсутдинов неграмотный, а за него расписался Петр Илясов.

ЦГИА РБ. Ф. 295. On. 5. Д. 11343. Л. 7-8 об.


Старшина Татлыбаев ЦГИА РБ. Ф. 295. On. 8. Д. 863.


8.4. Количество браков и сумма брачных пошлин в башкирских деревнях Самарской губернии в 1901 г.


ЦГИА РБ. Ф. 295. On. 13. Д. 9. Л. 76-77.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!