ЖАЛОВАННЫЕ, ВЛАДЕННЫЕ ГРАМОТЫ БАШКИР И ИХ ШЕЖЕРЕ



Жалованная грамота XVI в. о границах вотчинных земель башкир

961 (1554) года* Октября во 2-й день, в воскресенье Русские люди город Казань завоевали и строение в том городе застроили, а после того из четырех родов башкирских, а, именно, Усерганский князь Бикбов, Кипчатский князь Мушувлы Карагузяк, Бурзянский князь Искибей, Тамьянский князь Шагали Шакман по призыву ездили в Казань к государю царю и великому князю Ивану Васильевичу о принятии с родами в подданство, по которому прошению, а по указу великого государя, а по принятии в подданство жалованы тарханами и для размежевания земель по Ногайскую и Сибирскую дороги посланы перепищики, которые как степныя, так и уральския вотчинныя земли и воды размежевали и платили сей ясак, а та... межеванная земля в нижеписанных местах, а, именно: нижняя межа по Яику реке в урочище Саранчу, верхняя — по Яику же в урочище Булсауль да по рекам Сакма-ре, Касмарту, Ачилю, Учкулюку, двум Суремам от устья их оных речек и до вершин, по Саилмышу от вершины до устья, и от вершины Саилмыша и от Кусырдака и с перевозом Каменным Куравлинским с речкою Минюдиною, Елгус, Усянскою и по Ую ж через первоз Нагаев Уртюбя-ку у Каутюбу яко жу и по Чулану Мермошле через Уткяш и Миядык, Камилашбаш, Зюновы горы ис Сакмарских Алтынчинеташ т.е. через шесть камней, Лаимберды тюбу и Такалычыке Таш тугай, по Яику, по Бузтиряку, по Ярыкле через Камышсы Кую были учу и чрез гору Акры ерок по Зину реке к стороне Усерган, Кипчатской, Тамь-янской юрт, а от Сарайчука по степям до трех Узеней по течению оных до трех Чижей по обе стороны вверх до Деркуле особенну Бурзяну, которые размежеваны и в городе Казани в книге записано, по записке коей пошлины взяты, выданную из Оренбургской палаты гражданского суда с подлинной грамоты копию свидетельствовал секретарь Петр Воронцов, с записною в книге сверял архивариус Илья Губанов.

ЦГИА РБ. Ф. 1. On. 1. Д. 432-а. Л. 18-19.


Запись 1672 г. о владении вотчинными землями башкирами разных волостей в бассейне р. Самара

Деревни Мрясевой Мишар-Юрматынской волости от башкирцев выданной предкам их Кусею Бикишеву с тов. в 7180 (1672) г. 4 июня Уфинского уезду Ногайской дороги Курпяч-Табынской волости от башкирца Маметя Ку-маева на проданную ими свою вотчину записи видно, что оная положение имеет в Самарской вершине на Ногайской стороне со всеми угодьи и с аремами по речке Сук-санлык по обе стороны до Самарских вершин, а нижняя межа по той его вотчине речка Ерыкла и та речка впала в Самару и по той речке Ерыкла по обе стороны с устья и до вершины, с которой вотчины они Юрматынской волости башкирцы и ясак в казну в разных годах платили.

РГАДА. Ф. 1324. On. 1. Д. 2247. Л. 170.

Владенная грамота, данная башкирскому тархану Боке Чермышеву в 1676 г.

3 записи слово в слово

Уфинскому уезду Ицких** волостей Табынской волости башкирец тархан Юсуп Каскильдин да детьми... с сыном Урманом да с сыном Лопаком дал есми на Уфе сию запись тое ж волости башкирцу Боке Чермышеву тархану и детьми ево в том владении и з домом вотчиною на луговой стороне Волги реки пониже Самары города в степи к Яику по речке Лопайке по обе стороны да от речки Мочи по Соленое озеро и с колками и с озерами, что по две реки да с Чигринского устья вверх межа нижняя да по Карагай-ке..., что впали в Чагру речку по обе стороны да по Асле речке... впала в речку Чагру ж по обе стороны и та вотчина вышеписанная Бокина з детми да ему ж Боке государева жалованья дана была вотчина ж выше речки Саратовки по Караману речки по обе стороны, а инные речки пали в ту Караману речку до вершины и ныне Юсупу, ни детям моим в тех ево Бокиных вышеписанных дальних вотчинах впред с нынешнего со РПФ*** (1676) году генваря ЗК (26) числа не ходить и насилства и обиды ему, Боке, в тех ево вотчинах з детьми и внучатами ево и утеснения ника-кова ничем не чинить и не изобижать и никакова зверя в тех вотчинах не побивали, а с тое вотчины он, Бока, служил великому государю всякие службы и посылки им


 


* Дата 961 г. хиджры не соответствует исторической действительности. Казань была взята в 950 (1552) г. См. Башкирские шежере. С. 11—19.


** Среди волостей, располагавших вотчинами по р. Ик, была и Табынская волость.

*** Буквами обозначались цифры.


706


ПРИЛОЖЕНИЯ


 


ясаку поплатил по три лисице на год, потому что те вотчины изстари ево, Бокины, а ... или дети мои в те ево Бо-кины и вышеписанные вотчины впред с РПД (1676) году не ходить и никакова зверя не побивал и станем какие обиды чинить и учнем коими делы в тое ево вотчину всту-патца и ему, Боке, взять ... на детей моих, хто нас в то время будет в лицах, на том по сей записи сто рублев денег да убытков и про то речь по своей скаске все сполна в том я, Юсуп, и з детьми своими дал на себя и запись. Юсуп Каскильдин.

ЦГАДА- Ф. П73, On. 1. Д. 1048. Л. 3.

■1.4. Владенная память царей Иоанна и Петра Алексее вичей, данная башкирам Киргизской волости в 1690 г.

На Уфу стольнику нашему и воеводе Ивану Андреевичу Толстому*. Били челом нам Великим Государем Уфимскаго уезда, Казанской дороги, Киргизской волости тархан Явгилдка Мурзагилдеев, в прошлых де давных годах владел Казанского уезда, Арския дороги, деревни Арчи, чувашенин Байрягозя, отцу его имяни не ведает, вотчиною по Самаре реке от Келицкаго сырта** и от Краснаго Яру вверх по обе стороны по реку Ющаду, да по Тереклинской верхний сырт, а и тех урочищах звериные ловли, и бобровые гоны, и бортные ухожи, и всякие угодьи; а с тое вотчины платил он в нашу, Великих Государей, казну, в Казани Байрягозя ясаку денег по три рубли на год; тому де ныне лет с двадцать и больше, он Байрягозя умре; и та де вотчина по 193 год лежала впусте, никто ею не владел; и в прошлом де в 193 году били челом нам, Великим Государем, он Явгилдка, чтоб тое вотчиною владеть ему, а сверх того нрежняго ясаку в нашу, Великих Государей, казну наддал он полтора рубли, и о том даны ему в Казань и на Уфу наши, Великих государей, грамоты; и по тем нашим, Великих Государей, грамотам та вотчина ему во владенье отдана; велено тое вотчину и ясак переписать из Казани на Уфу за ним; и с тех де лет по вся годы в нашу, Великих Государей, казну на Уфе ясак платит и до ныне бездоимки. А нашей де, Великих Государей, владеныя грамоты на тое вотчину ему не дано, и нам, Великим Государем, пожаловать его велети ему на тое вотчину дать нашу, Великих Государей, владенную грамоту с прочетом; а с тое вотчины в нашу, Великих Государей, казну на Уфе прежний ясак и с новою наддачею платить он будет по вся годы без недобору. И как к тебе ся наша, Великих Государей, грамота придет, а та вотчина ему будеть отдана из наддачи, и ныне тою вотчиною владеть он, и с тое вотчины по вся годы деньги платить без доимки, и тыб тою вотчиною велел владеть ему по прежнему; а прочет сю нашу, Великих Государей, грамоту и списав с нея список слово в слово, да тот список оставить в приказной избе, а подлинную сю нашу, Великих Государей, грамоту отдать ему Явгилдке, впредь для иных наших воевод, писана на Москве, лета 7198 (т.е. 1690) года Февраля в ... день. А назади у подлинной грамоты пишет дьяк Семен Струков, а смотрел у подлинной Матюшка Бинаков. А по сказке челобитчиков Уфимскаго уезду, Ka-


занския дороги, Киргизския волости башкирцов Якупа Явгилдина, Топика Бизиргенова, что де которая грамота им дана на Уфе, с которой они подали список, и по той грамоте воевода Иван Толстой им тое вотчиною велел владеть, а с той де грамоты взял он воевода список, а подлинную де, впредь для владения, отдал им, а ныне де в тое их вотчину въезжают насильством самаряне, всяких чинов русские люди, и о том бы им на Самару дать грамоту, чтоб в те их угодья самаряне не въезжали.

Да и на обороте оной грамоты написано: к сей сказке челобитчики тамги свои приложили Якупка Явгилдин, Топинька Бизиргенев, а тамги описал по их веленью Приказу казанскаго дворца подьячий Иван Полуехтов и руку приложил.

Сборник Русского исторического общества (далее РИО). СПб., 1871. Т. 8. С. 411-412.

1.5. Владенная грамота царя Петра Алексеевича, данная башкирам Киргизской волости в 1691 г.

Бьют челом холопи твои Уфимскаго уезда, Казанской дороги, Киргизския волости башкирцы Якупка Явгиль-дин, Топика Бизиргенов. Владели отцы наши вотчиною по Самаре реке от Кинельскаго сырта* и от Краснаго Яру вверх по обе стороны, по речку Юшаду, да по Тереклин-ский верхний сырт бортными ухожьи, и с бобровыми гонами, и рыбными ловлями, и всякими угодьи; и на те ухожьи дана нам, холопям твоим, твоя Великаго Государя владеная грамота, а ныне, Государь, в тою нашу старинную вотчину и в угодья въезжают насильством своим города Самары русские всяких чинов люди и чинят нам, холопям Твоим, они всякое разорение, всякого зверя побивают и дельное дерево рубят, и мед дерут, рыбу неводами и всякими ловецкими снастями ловят в речках, и истоках, и в озерах; в наших же, холопей Твоих, урочищах и хмель берут и от того их насильства мы, холопы Твои, разорилися в конец без остатку; а с той, Государь, вотчины платим мы, холопи Твои, в Твою, Великаго Государя, казну ясаку по четыре рубли с полтиною на год, по вся годы, без доимки. Милосердый Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй нас, холопей своих, не вели, Государь, тем самарским всяких чинов русских людям в тое нашу вотчину насильством своим въезжать и всякое разорение чинить; всякаго зверя побивать, в речках, и в истоках, и в озерах рыбу ловить; и вели, Государь, нам, холопям Твоим, владеть по прежнему теми вотчиною и угодьями, бобровыми гонами и рыбными ловлями, на лугах озерами и хмелевым щипанием, речками, истоками и бортным ухожьям; и о том на Самару дать Свою, Великаго Государя, грамоту записать на Самаре в приказной избе, в книгу, а мне, холопям Твоим, дать с Самары владенную выпись. Великий Государь, смилуйся!

А о чем Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу Уфимскаго уезда, Казанския дороги, Киргизския волости башкирцы Якупка Явгильдин, Топи-


 


* И. А. Толстой воеводствовал в Уфе в 1689—1691 гг. ** МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 468. Сырт назван Кемелицким.


МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 468. Речь идет о Кемелицком сырте.


ПРИЛОЖЕНИЯ


707


 


ка Бизиргенов бьют челом. И в Приказе казанскаго дворца уфимских писцовых книг нет, выписать не с чего, а в писцовом наказе написано: Которые люди у кого насиль-ством землю попахали и хлеб сеяли и жали, и с чужой земли хлеб сжали, и сжав свезли, или каким угодьем на-сильством владели и убытки чинили, или бой и грабеж и смертное убийство учинили, за вышеписанным указом прошлого 189 (7189—5508=1681) года Майя 26 числа до июня 3 числа, и про то насильство, и про бой и про грабеж, и про смертное убийство розыскивать и давать очныя ставки, кто у кого пашнею и сенными покосы и всяким угодьем, на сколько десятин, и сколько лет насильством владел, и хлеб пожал, или сжатой свезь, или кто кого на чужой земле бил и грабил, и бьючи ранил или убил до смерти; и по розыску на том, кто сколько лет чужою землею и всякими угодьем насильством владел, за всякой год доправит за пашню, которая с хлебом, за десятину по два рубли, а которая без хлеба, и за ту пашню за десятину по рублю на год, а за сено по уложению, по алтыну (т.е. 3 коп.) за копну, за десятину по десяти алтын и отдать истцу, да их же за то сажать в тюрьму на день.

А в прошлых годах по указу Великаго Государя посланы грамоты: велено про такия вотчины розыскивать, и по розыску, буде их старинныя, и им челобитчиком владеть по прежнему, велеть положить крепости, и, выписав, что каких угодий самарским жителям по их владению и по каким урочищам написано, и как владеть велено.

РИО. Т. 8. С. 432-434.

1.6. Владенная память, данная башкирам Бурзянской волости уфимским воеводой И. К. Пушкиным* в 1700 г.

1700-го марта в ... день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия, малыя и белыя России самодержца стольник и воевода Иван Калинич Пушкин велел дать владеную память Уфимскаго уезду Нагайские дороги Бурзенские волости башкирцам Якшимбетке Янтикееву да Алдарку Исекееву с товарыщи для того: в нынешнем в 1700-м году марта в ... день били чилом великому государю и князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе Ивану Калиничу Пушкину Бурзенской волости башкирцы Як-шимбетка Янтикеев да Алдар Исекеев с товарищи подали челобитную. А в челобитной их написано: в нынешнем 1700-м году били челом великому государю они, Якшим-бетка и Алдар с товарищи, тое же Ногайские дороги Кип-чацкие волости на башкирцев на Шекарку Уразаева, на Умирку Кутушева — с товарыщи в вотчине де они, Ше-карко с тов., воровски ходют и всякого зверя побивают и бобров словили. А та де их вотчина по Иргизу реке с истоки и озеры с вершины и до устья их, Якшимбеткина и Ал-даркина с товарищи. Они де, Шекарка с товарищи, в тое их вотчину воровски ходили. И они де, Якшимбетка и Алдар с товарищи, на них Шекарку с товарищи, били челом великому государю в двадцати во шти бобрах. И был им допрос и после допросу с правежу они, Шекарко, за тех бобров им, Якшимбетку с товарищи, заплатили цену.

* И. К. Пушкин воеводствовал в Уфе в 1697-1700 гг.


И называют де они, Шекарко с товарищи, тое ихЯкшим-беткину с товарищи, вотчину опчею напрасно. И чтоб великий государь пожаловал их, Якшимбетку и Алдарку с товарищи, не велел им, Шекарку с товарищи, в тое их, Якшимбеткину с товарищи, вотчину насильно ходить и о том им, Якшимбетку с товарищи, дать владеную память. И по указу великого государя стольник и на челобитной по помете стольника и воеводы Ивана Калинича Пушкина велено им, Якшимбетку и Алдарку с тов., дать владеную память и им, Якшимбетку и Алдарку с товарищи, против их челобитья владеная память и дана.

ГАОО, Ф. 167. On. 2. Д. 4. Л. 4—5. Малоизученные источни ки по истории Башкирии. С. 165—166.

1.7. Шежере башкир племен бурзян, кыисак, усерган и тамьян'

Перевод

Великий наш шах и царь Иван Васильевич Грозный начиная с 1547 года приходил вместе с русским войском [доел, обществом] брать город Казань; после многих сражений при татарском хане Ядкаре 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки. И так же как [сделали] в городе Казани, сделали в юртах, после этого башкиры четырех племен, [которые живут] к востоку от Казани, послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия2.

Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному3. Башкир [доел, башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т.е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] ихние земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту, по их [т.е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ ете ырыу, то есть «семи племен», посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как-то степи и леса, разделить4. И в 1564 году согласились [платить] ясак, — положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей5 и куниц, и лисиц и разного другого ясака, — который, посоветовавшись, разделили [между собой].

О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.

Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья и с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с вер-


708


ПРИЛОЖЕНИЯ


 


ховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Ирту-бека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [до cл. лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы, небольшой горы, вниз по реке Че-тум — [все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган6.

Затем [земли]: нижняя граница — от упомянутого Са-рымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми7 и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например [озеро] Дурткуль, все эти земли стали «особенным» владением племени Бурзян.

У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге8.

Если при уплате известного лисьего ясака, лис не могли добыть, то рассчитывались медью, от десяти копеек, пятидесяти копеек и до 55 копеек9, подтверждая это, великий царь вместе со знатными приближенными руки приложили,

башкирские шежере. С. 73—74, 194—195.

Комментарии Р. Г. Кузеева

' Публикуемый текст является частью общего шежере юго-восточных башкирских племен — Кыпсак, Бурзян, Усерган и Тамьян, полностью шежере не сохранилось. Оно очень древнее и неоднократно переписывалось. В последний раз было списано с подлинника почти 100 лет назад, в 1864 г., сотником Хасаном Биишевым, при многократной переписке не совсем, видимо, грамотные переписчики исказили некоторые имена, особенно названия рек и местностей... Основные сведения приводимого шежере достоверны, при составлении в шежере был включен текст жалованной грамоты, полученной башкирами указанных племен от царя Ивана IV. Следы этого заимствования легко заметить и по сохранившемуся тексту. Кроме того, достоверность основных событий, описанных в шежере, подтверждается тем, что существует около 10 вариантов этого шежере. Все они еще более урезаны, коротки, но почти во всех имеются сведения о том, что юго-восточные башкирские племена Кыпсак, Бурзян, Тамьян и Усерган направили к царю объединенное посольство с просьбой принять их в русское подданство.

2 Шежере намекает на грамоты, которые разослал Иван IV,
призывая народы Казанского края идти в подданство к русско
му государю.

3 Когда послы башкирских племен прибыли в Казань
(1555—1556 гг.), Ивана IVтам не было. Они были приняты в Ка
зани наместником царя, а Иваном Грозным были приняты в
Москве в 1557 г. или позднее, когда послы прибыли туда за по
лучением жалованных грамот.

4 В XIV—XVI вв. в юго-восточной Башкирии существовал
союз семи племен. В это объединение входили племена Бурзян,
Тамьян, Тангаур, Усерган и Кыпсак (племя Кыпсак подразделя
лось на самостоятельные роды: Кари-Кыпсак, Санкем-Кыпсак
и Кыпсак, которые входили в объединение на разных началах с
другими племенами). Это объединение вошло в историю Баш
кирии под названием ете ырыу. О союзе семи племен много
кратно упоминается в легендах, эпосах, песнях. Согласно эпосу
«Кусякбий», во главе этого союза в одно время стоял хан Месем.


Одна из легенд, распространенная в юго-восточной Башкирии, рассказывает, что на севере современного Зилаирского района на горе Иментау еще недавно стоял дубовый столб, на котором были выжжены тамги семи племен. Дубовый столб с тамгами символизировал союз и единство этих племен. Солидарность юго-восточных башкир существовала вплоть до середины XVI в. Они послали и в Казань, и в Москву объединенное посольство. Вплоть до присоединения к России эти племена формально сообща владели огромной территорией на Южном Урале. В данном шежере речь идет о получении жалованных грамот и разделе территории между племенами, то есть о завершении фактического распада некогда сильного племенного союза. Раздел территории свидетельствовал также об ускорении процесса распада родоплеменных связей, углублении феодальных отношений, процесс этот начался задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству и с середины XVI в. заметно активизировался.

5 У башкир ясак никогда не состоял из лошадей. Здесь, по-видимому, имеется ввиду не am (лошадь), а (горностай). Ошибка допущена при транскрипции (А. Асфандияров).

 (Кизил), (Сакмара), Йылайыр (Зилаир),

 (Большой и Малый Сурень), Ьайылмаш (Саелмыш), 7а-налыж (Таналык), (Асель),(Большой Ускалык) и

другие реки в Южной Башкирии. Все они входят в бассейн реки Урал. В шежере довольно подробно указаны границы земель. Они определялись не только по течению рек, но и по горам ( ), лугам (. ) и т.д. Некоторых рек,

указанных в шежере (Аяк, Мену и др.), на карте нет. Видимо, это небольшие речки, не обозначенные на карте или в течение последующего времени изменившие свои названия. Обширными землями, описанными в шежере, стали владеть башкиры племен Усерган и Тунгек ( ). Рода Тунгек и тем более племени с таким названием у башкир нет. Вероятно, при переписке шежере была допущена ошибка, и вместо Тангаур ( ) по небрежности написано Тунгек. Тангауры имели тамгу в форме небольшого круга — дунгэлэк или тунгэлэк. Иногда тангаур-цев по форме их тамги называли . Возможно, что в подлиннике шежере было написано , но при снятии копии выпало несколько букв и осталось . .

Тангаур — небольшое племя, основная часть которого является северным соседом племени Усерган. Тангауры никогда самостоятельно не выступали и всегда состояли в тесном союзе (или в зависимости) с племенем Усерган. Тангауры и усерганы имеют, кстати, много общего в своем происхождении, поэтому вполне естественно, что при разделе земельных территорий между юго-восточными племенами тангауры выделились в единую вотчину с усерганскими родами. Однако не все эти обширные земли принадлежали племени Усерган (вместе с тангаур-цами). В другом документе границы земель и их владельцы указаны более точно.

7 Чезми — Чижи ( ).

8 Каждое племя — Кыпсак, Усерган, Тамьян, Бурзян — полу
чило впоследствии отдельную жалованную грамоту на владение
землями.

9 Уже с XVII в. башкиры начинают платить ясак медными
деньгами, так как охотничьи угодья заметно обеднели.

Копия шежере переписана и подтверждена чиновниками в конце XVIII в. (Прим. А. А.).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 974; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!