Содержание разделов дисциплины



УТВЕРЖДЕНО

ученым советом НИУ ВШЭ

протокол от 26.04.2019 г. № 6

 

 

Программа учебной дисциплины «Философия»

 

Утверждена

Академическим советом ОП

Протокол №___ от __.__.2019 г.

Разработчик Канаева Наталия Алексеевна, доцент Школы философии МФГН
Число кредитов 4
Контактная работа (час.) 64
Самостоятельная работа (час.) 88
Курс, Образовательная программа 1 курс ОП Б 38.03.01 2014 Мировая экономика, очная
Формат изучения дисциплины С использованием онлайн курса

Цель, результаты освоения дисциплины и пререквизиты

Целями освоения дисциплины «Философии» являются:

– формирование представлений о философской картине мира;

– теоретическая подготовка в области современных проблем жизненных стратегий человеческого сообщества;

– овладение знаниями об универсалиях различных культур, обеспечивающих их жизнеспособность: системах ценностей, идеологических программах, социальных практиках и др.

– формирование самостоятельно мыслящей личности, способной к диалогу с представителями других культур в условиях глобализации.

В результате освоения дисциплины студент должен:

2. Знать:

– историю мировой философской мысли, ее точки бифуркации;

– главные идеи ключевых мыслителей западноевропейской, индийской, китайской и мусульманской философии;

– значение философских идей в цивилизационном развитии.

3. Уметь:

– использовать знание основных философских концептов при формировании собственной жизненной позиции;

– вести индивидуальную аналитическую работу и работу в группе;

– осуществлять поиск необходимой информации, используя как традиционные, так и новейшие информационные технологии;

– обрабатывать и анализировать разные источники информации, вырабатывать экспертные решения;

– представлять итоги проведенной работы в виде тезисов, рефератов, электронных презентаций, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;

 

4. Иметь навыки (приобрести опыт):

– формулировать и решать проблемы, возникающие в ходе научно-исследовательской и профессиональной деятельности и требующие знаний по философии;

– критической оценки методологических границ и возможностей философских мировоззрений, научных теорий и религиозно-философских систем;

– критической оценки роли философии, науки и религии в современных интеграционных процессах.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

1. История экономических учений;

2. Экономическая история;

3. Психология.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

1. Деловые культуры мира;

2. Сравнительный анализ интеграционных процессов в мире;

3. Социальные структуры мира;

4. Основы международного бизнеса;

5. Глобализация и международные экономические организации.

 

Содержание учебной дисциплины

 

Тема (раздел дисциплины)

Объем в часах Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю

Формы контроля

Лк 24

 

 

см 40
onl/cр 112

Тема 1. Почему философия больше не физика?

2

Студенты понимают специфику философского знания и отличия философского мировоззрения от других его типов

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

2
4

Тема 2. Объективна ли «объективная картина мира»?

6

Обучаемые могут показать принципиальные различия в философских картинах мира, созданных в различных культурах

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

4
10

Тема 3. Глокализация и трансверсальная философия: поиски  диалога культур

2

Студенты могу обосновать необходимость поисков новой философии

Ответы на семинарах и обсуждение текстов, выполнение небольшой контрольной работы на знание терминологии

 
2  
4  

Тема 4. Человек – «вершина эволюции» или «ошибка эволюции»?

2

Обучаемые могут объяснить, что отличает человека от других живых существ

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
4  
10  
   

Тема 5. Существуют ли всеобщие ценности?

2

Студенты умеют анализировать различные системы ценностей и объяснить их функционирование

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
4  
8  

Тема 6. Почему существуют разные религии? Можно ли без них обойтись?

2

Обучаемые ориентируются в концепциях, объясняющих феномен религиозности

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
4  
10  

Тема 7. Кто населяет мир симулякров?

0

Студенты понимают значение искусства как ценности

Ответы на семинарах и обсуждение текстов, выполнение контрольной работы на знание терминов

 
6  
10  

Тема 8. Сознание – фантом или реальность?

2

Обучаемые могут осуществлять философский дискурс по проблеме сознания, понимают причины изменений в представлениях о душевной жизни человека

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
4  
10  

Тема 9. Наука – система вечных истин или инструмент понимания?

4

Студенты понимают принципы конструирования знания в целом и научного знания, в частности

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
4  
10  

Тема 10. Возможно ли «хорошее общество»?

2

Обучаемые ориентируются в проблемах и современных моделях общественного развития

Ответы на семинарах и обсуждение текстов

 
6  
12  

Часов по видам учебных занятий:

24

40

88

Итого часов: 152

 

Формы учебных занятий:

лк – лекции в аудитории;

см - семинары/ практические занятия/ лабораторные работы в аудитории;

onl – лекции или иные виды работы студента с помощью онлайн-курса;

ср – самостоятельная работа студента.

 

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Почему философия больше не физика?

Истоки западноевропейской философии в учениях первых философов-физиков. Их подход к объяснению мира через поиски первоначал. Соотношение философии и частнонаучного знания в истории западноевропейской культуры и в современности. Исторические формы мировосприятия и мирообъяснения: миф, религия, философия. Возникновение философии как выхода из мировоззренческого кризиса и формы духовно–теоретического отношения к действительности. Соотношение философии и религии.

Философия как вид знания. Объект, предмет и методы философии. Различение философии и науки в ХХ веке. Наука как особая форма рационального овладения действительностью (предмет–объектный, специфически рациональный и «частный» характер научного знания).

Исторически сложившаяся структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), антропология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика, философия истории, философия права, философия религии, история философии, и т.д.

Функции философии.

Тема 2. Объективна ли «объективная картина мира»?

Философская картина мира западноевропейской философии как картина бытия. Ее исторические трансформации в Древней Греции, средневековой Западной Европе, в эпоху Возрождения и в Новое время. Неклассические онтологии в феноменологии и экзистенциализме.

Религиозно-философские картины мира в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака–локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований.

Философская картина мира в Древнем Китае. Влияние на нее предфилософии «Пяти канонов» («У цзин»). Социально–этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, моизм, янгизм, школа имен, легизм, даосизм. Учение Конфуция о благородном муже. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме.

Религиозно-философская картина мира арабо–мусульманской культуры. Роль Корана в формировании парадигмы классической арабской философии. Отношение Бога и мира в мутазилизме. Учение фальсафы о бытии. Метафизика ишракизма. Учение исмаилитов о Разумах. Суфийский Путь к Богу. Новая наука Ибн Халдуна.

 

Тема 3. Глокализация и трансверсальная философия:

поиски диалога культур

Понятие глобального мира, глобализации и глокализации. Глобальный мир как универсум обостряющихся социальных противоречий. Глобальное неравенство, крушение национальных государств, господство транснациональных корпораций – условия общественного развития в новейшей истории.

Онтологическое значение так называемых глобальных проблем: угрозы термоядерной и экологической катастрофы и нарастания кризисных явлений в культуре. Глокализация. Решение онтологических проблем как необходимое условие выживания человечества. Мировоззренческий кризис и кризис традиционных ценностей.

Кросс-культурные философские исследования и проект трансверсальной философии.

 

Тема 4. Человек – «вершина эволюции» или «ошибка эволюции»?

Человек как предмет философского анализа.

 Философские и естественнонаучные аспекты антропогенеза. Дифференциация философской, социальной и культурной антропологии. Эволюционный подход к происхождению человека. Современные данные палеоантропологии о происхождении человека. Проблема соотношения природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Роль труда и общения в марксистской теории антропосоциогенеза.

“Феномен человека” П. Тейяра де Шардена (1881–1955). Эволюция материи как “древо жизни”. Основные стадии эволюции: преджизнь, жизнь, феномен человека и сверхжизнь. Роль гоминид в возникновении “человека разумного”. “Точка омега” – финал эволюции материи.

А. Кёстлером (1905–1983) и Л. Мамфордом (1895–1990). Фрейдизм и постфрейдизм о генезисе человеческого сообщества и культуры.

Учение З. Фрейда (1856–1939) о структуре психики (Оно, Я и Сверх–Я). Содержание бессознательного: инстинкты, комплексы, Эрос и Танатос. Культура как сублимация энергии либидо. Типология культур во фрейдизме. Аналитическая психология К. Г. Юнга (1875–1961). Архетипы коллективного бессознательного.

Проблемы человека и власти, языка и культуры в социальной и политической философии ХХ в.: М. Фуко, Ж. Делёз (1926–1995) , Ж. Деррида (род. 1930).

 Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема смерти и бессмертия. Дискуссии о будущем человека.

 

Тема 5. Существуют ли всеобщие ценности?

Формирование аксиологии (теории ценностей) как особого раздела философии. Разведение И. Кантом бытия и долженствования – предпосылка аксиологии. Оппозиция природы и культуры (истории) в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и в философии жизни (Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер). Регулятивный характер ценностей. Ценности и оценки, нормы, императивы, запреты, цели и проекты. Ценностно–смысловое наполнение культуры.

Индивидуальные и социальные ценности, проблема их сочетания в отечественной и зарубежной философии и культурологии. Свобода и права личности, общественные нормы, либеральный и тоталитарный характер их регулирования. Традиционный и формально–правовой способы регуляции социальных норм. Понятие общечеловеческих норм. Гуманизация общества и преодоление отчуждения как критерий общественного прогресса.

 

Тема 6. Почему существуют разные религии? Можно ли без них обойтись?

Религиозные ценности и их роль в жизни человека и общества. Специфика религиозного отношения к миру. Вера в сверхъестественное. Религиозный культ. Функции религии. Религия и наука. Церковь как социальный институт. Религия и политика. Принцип свободы совести. Многообразие форм и типов религий. Архаические формы религии. Религии национальные и мировые. Особенности вероучений в буддизме, христианстве (православие, католицизм, протестантизм) и исламе. Нетрадиционные религии, их роль и место в современном мире.

Философские проекты создания универсальной религии Вивекананды и В.С. Соловьева.

 

Тема 7. Кто населяет мир симулякров?

Эстетические ценности, их природа и особенности. Эстетическое освоение мира как динамическая система. Понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Различение эстетического и художественного. Искусство как специфическое общественное явление. Функции искусства (коммуникативная, просветительская, воспитательная, гедонистическая). Виды, роды и жанры искусства.

Тенденции культуры в ХХ веке. Эстетика авангарда и модернизма. Постмодернизм и посткультура. Концепт симулякра и его содержание. Эстетика игры.

 

Тема 8. Сознание – фантом или реальность?

Сознание как философская проблема. Естественнонаучная и философская интерпретации проблемы сознания. Многообразие концепций сознания в философии ХХ–XXI вв. Соотношение понятий “сознание”, “мышление”, “ум”, “интеллект”, “психика”. Проблема общественной природы сознания, сознание как субъективное.

Сознание как высшая структурирующая и контролирующая деятельность. Понятие информационного взаимодействия. Роль информационного взаимодействия организмов со средой в процессах воспроизводства живых организмов, их эволюции и формирования сознания. Формы информационного взаимодействия: раздражимость, чувствительность (способность к ощущению), избирательность, ориентировочная деятельность, адаптация, опережающее отражение и прогноз.

Роль коммуникаций и языка в процессе ноогенеза и развитии сознания. Лингвистические поля. Искусственный интеллект и индивидуальный компьютер в глобализирующемся мире.

Тема 9. Наука – система вечных истин или инструмент понимания?

Проблема возникновения и развития познания. Культурно–историческая опосредованность познания. Место теории познания в современной философии и культуре.

Классическое и неклассическое понимание познания. Соотношение основных принципов классического и неклассического понимания познания: критицизма и посткритицизма; фундаментализма и нормативизма (отказа от фундаментализма); субъектоцентризма и отказа от субъектоцентризма; наукоцентризма и отказа от наукоцентризма.

Познание как постижение истины. Корреспондентная, когерентная, конвенциональная, прагматическая, экзистенциально–онтологическая концепции истины и их взаимодополнительность. Истина и заблуждение. Комплексный подход к критериям истины.

Понятие и структура чувственного и рационального знания. Противоположность концепций рационализма и эмпиризма (сенсуализма) о роли чувственного и рационального в познании. Единство чувственного и рационального в современной модели познания. Соотношение чувственного и эмпирического, рационального и теоретического. Разум и вера, рациональное, нерациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Основные рациональные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, идеализация. Наблюдение, измерение и эксперимент в познании.

Связь философии и науки в осмыслении познания. Развитие философии науки от О. Конта (1798–1857) и Д.Ст.Милля (1806–1873) до Б. Рассела (1872–1970), Л. Витгенштейна (1889–1951), Т.Куна (1922–1995), И. Лакатоса (1922–1974), К.Поппера (1902–1994), П. Фейерабенда (1924–1994).

Возникновение и развитие методологии и концепций гуманитарного знания и познания, их оппозиция господствующей культурно–исторической парадигме знания, опирающейся на обобщения в физико–математических науках – Ф. Шлейермахер (1768–1834), В. Дильтей (1833–1911), Г. Виндельбанд (1848–1915) Г. Риккерт (1863–1936), Э. Кассирер (1874–1945), Э. Гуссерль (1859–1938), М. Бахтин (1895–1973). Г.–Г. Гадамер (1900–2002) как основоположник современной герменевтики. Гадамер о соотношении традиций и новаций, о роли предрассудков, авторитета и традиций в понимании. Понимание как цель познания в современной науке. Принципы и методы понимания: герменевтический круг, интерпретация, диалог, вопросно–ответные методики, эмпатия и др.

Тема 10. Возможно ли «хорошее общество»?

Понятие общества. Основные подходы к исследованию общества в истории философии. Социальная философия как продукт новейшей истории и отражение проблем эпохи. Основные течения: философия истории, марксизм, либеральная концепция, неофрейдизм.

Философия истории – исследование генезиса общественной жизни, феноменов культуры и цивилизации. “Линейные” и “циклические” интерпретации истории: Г.В.Ф. Гегель, А. Тойнби, К. Ясперс. Культура и цивилизация, “душа” и “плоть” мировой истории в учениях О. Шпенглера, Н. Бердяева, Н. Данилевского.

Марксизм – модель общественного развития с классовых позиций наемного труда. История как процесс развития и смены общественно–экономических формаций. Капитализм как мир тотального отчуждения. Движущие силы истории. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Классовая борьба – движущая сила развития общества. Коммунизм – социальный идеал и эпоха свободной индивидуальности. Преобразование марксизма В.И. Лениным: учение об империализме как высшей стадии капитализма; теория социализма; изменение учения о диктатуре пролетариата.

Неомарксизм в ХХ веке, его центральное понятие “отчуждение”. Актуальность идей неомарксизма в философии и социуме.

Либеральная концепция – паттерн общественного развития с классовых позиций собственника. Эволюция либерализма. Классическая либеральная концепция: идеи А. Смита, Дж. С Милля. Социал–либерализм ХХ века. Разновидности социального государства: кейнсианское государство в Европе и “общества массового потребления ” в США. Усиление коммунистической идеологии в странах капитала. Начало идеологической войны неолиберализма. “Дорога к рабству ” Ф.А. Хайека – защита безудержной рыночной экспансии.

Попытки преодоления неолиберальной теории: концепции постиндустриального (.К. Гэлбрейт) и информационного обществ (О. Тоффлер). 

Концепт «хорошего общества», его теоретические истоки и эффективность.

 

Оценивание

Контроль качества освоения студентами курса по философии осуществляется в два этапа: (1) текущий контроль успеваемости (он включает такие элементы контроля, как оценку за посещаемость, оценку за качество и количество подготовленных выступлений, оценку за дискуссионную активность на семинаре, оценку за контрольную работу по терминам) и (2) итоговая аттестация (оценка по курсу «Философия», которая рассчитывается по формуле с учетом оценок за промежуточную аттестацию и оценку за экзамен. Она выставляется в диплом). Оценки по всем элементам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Экзамен является письменной работой и проводится в форме «закрытого» теста (с вариантами ответов для выбора правильных). Оценка за экзамен является блокирующей, это означает, что без получения положительной оценки на экзамене студент не может получить оценку за курс по философии. Неудовлетворительная оценка за экзамен по нормативам может пересдаваться, но не более двух раз (пересдачи проводятся по специально подготовленным материалам, вторая пересдача принимается комиссией из трех преподавателей). В вопросы пересдач включаются те материалы, которые разбирались на лекциях и семинарских занятиях.

Неудовлетворительную оценку за выступления на семинаре можно пересдать до сессии. Оценки за посещаемость, контрольную работу и дискуссионную активность не пересдаются. Оценка за промежуточную аттестацию рассчитывается по следующей формуле:

Оаттест = 0,4·Одокл + 0,2·Одискус +0,2·Оконтр + 0,2·Опосещ

Итоговая оценка рассчитывается по формуле:  Оитоговая = 0,6 Оаттест + 0,4·Оэкз

Способ округления  оценки итогового контроля: в пользу студента.

Качество выступления оценивается по следующим необходимым элементам:

1. Контекст темы сообщения (проблема, исторический период, интересные факты биографии автора текста и т.п.) – 1 балл;

2. Подготовленность сообщения (осознанность) – 3 балла;

3. Ясность и последовательность изложения – 2 балла;

4. Ответ на поставленный вопрос в плане семинара – 2 балла.

5. Самостоятельная оценка решения проблемы в данном тексте – 2 балла.

Выступления на семинарских занятиях готовятся по первоисточникам (не русскоязычным – в русских переводах), по онлайн курсам лекций, по рекомендуемым учебным пособиям, монографиям и справочным материалам. Выступление должно продемонстрировать понимание студентом философской проблематики текста, умение изложить суть проблем и дать свою оценку их решений.

В помощь студентам преподаватель высылает электронные презентации лекций, в которых выделены ключевые термины и персоналии, а также ридеры некоторых текстов.

Примеры оценочных средств

Примеры тестовых заданий


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!