Обучение изобразительной деятельности в России в конце XVIII-нач. XIXв.в. Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев.



17 век в истории обучения рисованию является периодом становлений новой педагогической системы – академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений – академий художеств и художественных школ. Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Эффективность академической системы преподавания заключались в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. В академиях была четкая строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.

Русская Академия художеств (основанная в 1757 году в Петербурге по проекту И. И. Шувалова) к началу XIX века выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. К этому времени в ней была создана последовательная система художественного образова­ния и воспитания, а также стабилизировавшаяся методика обучения рисунку. Воспитанники академии показали всему миру, насколько серьезно поставлено дело обучения художествам в России: О. А. Ки­пренский написал портрет своего приемного отца Швальбе, который Неаполитанская Академия художеств приняла за работу Рембрандта, а узнав подлинного автора, провозгласила его "русским Ван-Ди­ком";

Русская Академия художеств второй половины XVIII — первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисова­ния для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением академии была школа А. Г. Венецианова; "Курс рисо­вания" А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий по рисованию. Целый ряд пособий представляет большой интерес как с методической точки зрения, так и с точки зрения худо­жественного оформления.

Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля [11 мая] 1764, Москва — 16 [28] марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Андрей Иванович Иванов (1775, Москва — 12 [24] июля 1848, Санкт-Петербург) — русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова[1]. Первые свои годы будущий великий художник провёл в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе прочих двадцати восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств. Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основоположников русской исторической живописи. Был оставлен пенсионером при Академии для «вящего в художествах познания» и почти одновременно начал там же преподавать. 1 сентября 1798 года пенсионер Андрей Иванов был зачислен в академический штат.

Алексе́й Его́рович Его́ров (1776—1851) — русский живописец и рисовальщик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств, как преподаватель оказал большое влияние на русское искусство. 14 августа 1782 года Егоров поступил в Императорскую Академию художеств учеником Акимова. В 1797 году он окончил курс, а в следующем году определён преподавателем академии; в 1800 году получил звание классного художника, в 1803 году был отправлен за границу, в Рим. В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»).. В 1812году Егоров становится профессором исторической живописи Академии художеств. Учил Егоров всегда на деле, личным указанием и исправлением рисунка, редко — кратким, отрывистым словом. В 1840 году он был уволен от службы, так как его образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу. Изгнанный из стен Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников — К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Шебуев, Василий Козьмич (1777—1855) — русский живописец, действительный статский советник, академик. Заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя, сверх того, ему было поручено преподавание рисования на младших возрастах академического училища. За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В 1812 году он был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии. Сначала в качестве преподавателя, а потом руководителя преподаванием живописи, в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова , А. А. Иванова , Ф. А. Бруни , П. В. Басина.

 Экзаменационный билет № 17

Особенности выполнения объемно-конструктивного рисунка.

Конструктивный рисунок – это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа. Конструктивно-объёмное рисование применяется как в учебном рисовании, так и в специальностях, связанных с конструированием, проектированием, моделированием, есть там, где необходимо развитое практическое мышление, сопряжённое с визуализацией задуманного. РИСУНОК – 1) вид графики и вместе с этим основа всех видов изо-бразительного искусства. Р. может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды Р. различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам; 2) изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в Р. достигается пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Различают Р. учебный, технический, творческий. Обучение Р. составляет важнейшую часть профессиональной подготовки художника. Учебный Р. подразделяются по времени исполнения и задачам: а) краткосрочный (до 1 ч – набросок, эскиз, зарисовка); б) линейно-конструктивный с легкой светотеневой моделировкой (до 6 ч); в) длительный (акаде-мический) и тональный Р. выполняется: а) с натуры; б) с оригинала (копирование); в) по памяти; г) по представлению.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!