Трехкомпонентная теория цветового зрения.



Экзаменационный билет № 13

Оптическое и механическое смешение цветов в теории и практике живописи .

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – ощущение определенного цвета, возникающее за счет одновременного или с малым интервалом времени действия на одни и те же участки сетчатки глаза лучей света, соответствующих разным цветовым раздражителям.

ОПТИЧЕСКОЕ (АДДИТИВНОЕ) СМЕШЕНИЕ – образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примером может служить живопись мелкими штрихами или точками (пуантилизм, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии. Ньютон изучал эффекты от совместного действия разных цветов на один и тот же участок сетчатки глаза. Аддитивное смешение есть результат сложения трех цветных световых потоков. При сложении основными в цветообразовании являются красный, зеленый и синий цвета. Они при попарном соединении дают желтый, пурпурный и голубой, а при общем смешений – белый.

АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – слияние в один цвет нескольких световых излучений, соответствующих разным цветам при их попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описал И. Ньютон после своих опытов с разложением и сложением световых лучей при помощи призм.

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – процесс и результат смешивания красок. Во всех областях практики, связанной с воспроизведением цвета, необходимо уметь точно или приблизительно рассчитывать результаты взаимодействия различно окрашенных световых потоков, результаты смешения красок, предвидеть цвет того или иного тела, освещенного заданным источником света. Для этого нужно разбираться в физической сущности образования цветов. Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный.

Физическая сущность слагательного, или аддитивного, образования цвета – суммирование световых потоков тем или иным способом. Сущность вычитательного, или субтрактивного, образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место лишь при взаимодействии света с материальным телом, например: при смешении красок; при наложении прозрачных красочных .

СУБСТРАКТИВНЫЙ СИНТЕЗ ЦВЕТА – получение цвета в результате вычитания отдельных спектральных составляющих из белого света. Такой синтез наблюдается при освещении белым светом цветного изображения. Свет падает на цветной участок; при этом часть его поглощается (вычитается) красочным слоем, а остальная часть, отражаясь в виде окрашенного потока, попадает в глаз наблюдателя. Этот синтез используется в живописи и полиграфии при смешении красок для получения нужных цветов или оттенков на участках изображения, при наложении растровых элементов разных красок на оттиске (на участках цветного изображения, где растровые элементы разных красок перекрываются в офсетной и высокой способах печати). В способе традиционной глубокой печати синтез цвета на изображении является субтрактивным.

Открытие Российской Академии художеств А.П. Лосенко.

Русская Академия художеств (основанная в 1757 году в Петербурге по проекту И. И. Шувалова) к началу XIX века выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. К этому времени в ней была создана последовательная система художественного образова­ния и воспитания, а также стабилизировавшаяся методика обучения рисунку. Воспитанники академии показали всему миру, насколько серьезно поставлено дело обучения художествам в России: О. А. Ки­пренский написал портрет своего приемного отца Швальбе, который Неаполитанская Академия художеств приняла за работу Рембрандта, а узнав подлинного автора, провозгласила его "русским Ван-Ди­ком"; А. Е. Егоров прославился как "российский Рафаэль"; в 30-х го­дах европейскую известность получила картина К. П. Брюллова "По­следний день Помпеи".

Русская Академия художеств второй половины XVIII — первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисова­ния для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с академией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюдением академии была школа А. Г. Венецианова; "Курс рисо­вания" А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией. Постановка художественного образования в Академии оказала плодотворное влияние на развитие методики преподавания рисова­ния не только в специальной художественной школе, но и в общеоб­разовательной.

Анто́н Па́влович Лосе́нко (30 июля [10 августа] 1737, Глухов — 23 ноября [4 декабря] 1773, Санкт-Петербург) — русский живописец. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи. Приехавший с Украины, из города Глухова, семилетним мальчиком Лосенко попадает в ученики к И. П. Аргунову как "спавший с голоса". Спустя пять лет он поступает в Академию художеств, но окончании которой вместе с Василием Баженовым едет в пенсионерскую поездку в Париж, где учится у Ж. Регу. Как педагог Лосенко прошел все ступени академических званий: академик, адъюнкт-профессор, профессор (первый русский профессор класса исторической живописи); он был даже директором Академии художеств. Ему принадлежит первое учебное пособие – "Изъяснение краткой пропорции человека... для пользы юношества, упражняющегося в рисовании", по которому впоследствии учились целые поколения художников. Но обширная академическая деятельность подорвала его хрупкие силы. Антону Павловичу Лосенко (1737–1773) в силу его одаренности и высокого профессионализма, позволивших ему с наибольшей полнотой выразить нравственные идеалы эпохи Просвещения, суждено было по праву стать первым русским историческим живописцем XVIII в.

Экзаменационный билет № 14

Трехкомпонентная теория цветового зрения.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ – способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (369 – 760 нм). Для объяснения этой способности была предложена трехкомпонентная теория цветового зрения, в соответствии с которой предполагается, что в зрительной сетчатке существует три вида рецепторов (колбочки), избирательно реагирующих соответственно на красный цвет, зеленый и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов зрительного аппарата, в его высших отделах принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, которые возбуждаются при действии одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого (голубой – желтый, голубой – зеленый, зеленый – красный.

Трехстадийная модель цветового зрения. В 1980-х гг. ученые предложили гипотезу о трехстадийном характере процесса цветового зрения. Первая стадия: световое излучение анализируется на рецепторном уровне. Вторая стадия: полученная информация преобразуется в двух подсистемах – хроматической и ахроматической. Третья стадия: анализ осуществляется цветовыми детекторами, в которых формируется сенсорный цветовой образ, характеризующийся цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. После этого образ поступает в систему зрительного восприятия для формирования перцепта.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!