Глава 5. проблема познаваемости мира



Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей. Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм.

 

Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Он характерен для преимущественного большинства философских концепций от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть. Под последней при этом понимается соответствие знаний действительности, где познание в целом корректно отражает существующий реальный порядок природы. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании, ориентированного на постоянный прирост знаний и их прогресс.

 

Агностицизм (греч. «а» - отрицание, gnosis - знание) говорит о принципиальной непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а, следовательно, не может судить об объективном положении дел. Д. Юм, абсолютизируя чувственный опыт как источник познания, рассматривает истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаемый первым же исключением из общего правила. Согласно И. Канту, объективный мир существует как мир «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями разума, трансцендентальные основания которого обеспечивают возможность науки. В обоих случаях истина никоим образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимо от нас.

 

Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Кредо античного скептицизма (Пиррон, Секст Эмпирик) состояло в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т. п. Впоследствии скептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины (например, религиозной для французских просветителей). Современный скептицизм (Р. Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную.


Заключение

 

Таким образом познание является неотъемлемой частью человеческого существования, ибо это своего рода путь к эволюции. Познание – это деятельность человека с целью приобретения знания об окружающем мире, взаимного влияния человека и природы, человека и общества. Этим оно способствует адаптации человека, формировании его сознания, обретении индивидуальных качеств. Реализация познавательного отношения требует развитых форм сознания, которые определяются в процессе культурного развития.

Итогом познавательного процесса является знание. И уже на основе знания формируются навыки, умения. Нужно отметить роль практики в познавательном процесс. Она помогает непосредственным путем лучше усвоить знание. И. Кант рассуждал: «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». Каждый человек имеет свою интерпретацию окружающего мира. Он приспосабливает его под себя таким образом, чтобы ему было наиболее удобно. 


Литература

1. Зеленков, А.И. Философия и методология науки/ А. Зеленков – М., 2007. - 375 с.

2. Сокольчик, В.Н. Философия/ В. Сокольчик – М., 2015. – 295 с.

3. Формы познания / Студопедия. - [Электронный ресурс]. – Адрес ресурса: https://studopedia.ru/9_222168_formi-poznaniya. – Дата доступа: 10.11.2017

4. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!