Глава 4. познание как постижение истины



РЕФЕРАТ

по дисциплине “ФИЛОСОФИЯ”

по теме:

“специфика познавательного отношения человека к миру”

 

студентки лечебного факультета,

 1201 группы,

Кривицкой Марии Олеговны

      ст. преподаватель:

Бурсевич В.В.

Минск, 2017


Оглавление

 

Оглавление. 2

Введение. 3

ГЛАВА 1. Структура и основные характеристики познвательтельного процессса.. 4

Глава 2. Формы познания.. 8

глава 3. проблемы субъекта и объекта познания.. 10

глава 4. познание как постижение истины.. 12

Глава 5. проблема познаваемости мира.. 14

Заключение. 15

Литература.. 16

 

 

 


Введение

Специфика познавательного отношения человека к миру заключается в распредмечивании объектов познания и приобретении ими статуса знаний. В общем виде познание - это процесс приобретением знаний о природе, окружающем мире, взаимодействия их с обществом, а также взаимодействия человека с обществом. Познание приобрело наиболее оптимальные пути современного цивилизационного развития, так как оно обеспечивает удовлетворение потребностей общества.

 

Актуальность работы. Познавательный процесс играет важную роль в жизни общества. На основе познания окружающего мира рождается знание. Накопление знания продвигает человечество на новую ступень развития, обуславливает индивидуальность каждого человека, его сущность, особые качества, интересы, взаимодействие с другими индивидами.

Объект – уровни, формы и проблемы познавательного отношения человека к миру.

Предмет – процесс, реализация и роль познания в жизнедеятельности человека.

Цель – выявить особенности познавательного процесса и его реализации

Задачи – 1) определить структуру и формы человеческого познания и проблемы субъекта в познавательном процессе.

2) доказать необходимость познания в формировании истины

3) выявить проблемы познавательного отношения человека к миру и найти их решение

4) определить необходимость познавательного процесса в становлении общества

 

        

 

 


ГЛАВА 1.  Структура и основные характеристики познвательтельного процессса

 

Познание имеет два уровня - чувственное и рациональное. Чувственное познание осуществляется органами чувств (зрением, обонянием, слухом, осязанием, вкусом). Рациональное - характерно только человеку и является более сложным способом отражения реальности, который осуществляется при помощи мышления. Эти ступени познания взаимодействуют друг с другом и проявляются как единый процесс. Поэтому нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в человеческом познании. Их различие заключается в том, что вторая ступень лежит выше первой в эволюции.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Знание является общностью чувственного и рационального познания действительности. Без чувственного представления у человека отсутствует и реальное знание. Например, многие понятия современной науки абстрактны, и все же в них наблюдается отражение чувственного содержания. Не только потому, что они произошли в результате опытов человека, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения.

 

Чувственное познание возникает в результате непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания и существует в форме ощущений, восприятий и представлений.

 

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета или процесса, возникающее в результате их прямого воздействия на органы чувств. Ощущение возникает в результате непосредственного контакта с предметом, в процессе которого отражаются отдельные свойства данного предмета.

 

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса или явления, действующий непосредственно на органы чувств. Восприятие имеет избирательный характер, так как зависит от целей и потребностей человека.

 

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Основой формирования представлений выступают восприятия (представления памяти). Механизм формирования представлений воображения основан на способности человека к творчеству.

Рациональное познание стремится раскрыть сущностные связи и отношения объекта, а также предвидеть его возможное будущее состояние. Рациональное познание реализуется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.

 

Понятие – это форма, которая образуется известными характеристиками предметов, которые представляются в общем виде. Понятие отвечает на вопрос «Что есть данный предмет? Какова его сущность?». В основе формирования понятий лежат логические операции абстрагирования, анализа и синтеза. Понятие представляет собой исходную форму мышления.

 

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении, опираясь на определенные понятия. В языке суждение выражается посредством предложения. Суждение, в отличие от понятий, способно выражать истину или ложь. В этом проявляется большая информативность суждения.

 

Умозаключение (вывод)– логическая форма получения знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, логически выводится новое суждение (заключение или следствие). Умозаключение нормативно организует мыслительный процесс и позволяет осуществить переход от уже известного знания к новому знанию. В зависимости от направленности выделяют два типа умозаключений:

· дедуктивные, суть которых в переходе от общего к частному. (обеспечивают достоверное знание)

· индуктивные, в которых происходит переход от частного к общему (дают лишь веро­ятностный вывод).

 

Особенности чувственного и рационального познания.

 

1) Чувственное познание:

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

 

2) Рациональное познание:

- опора на результаты чувственного познания;

- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

В процессе познания на ряду с рациональными формами познания участвуют и нерациональные, которое производятся различными участками мозга на основе определенных биосоциальных закономерностей.

Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее проявления без обоснования и доказательств. Сущность

 

Основные признаки интуиции:

· внезапность;

· неполная осознанность;

· непосредственный характер возникновения знаний.

 

Фазы интуитивного процесса:

 

Первая фаза - внутренняя переработка информации. Так, человек не может проследить ход этой переработки сведений, а получает готовый результат из подсознания. Обычно это называют озарением, однако на самом деле это продукт тщательной работы мозга. Многие открытия в области научного мира рождались именно так, в частности всем известная таблица Менделеева, приснившаяся ему.

 

Вторая фаза - сигналы от внутренних органов, которые чаще всего получает спящий человек. Мало кто задумывается, что в снах проявляются все наши тревоги, опасения, болезни. Это объясняется тем, что, когда отдыхает наше тело, мозг не спит, а обрабатывает полученные за день сигналы и посылает их в символичной форме в виде сновидений. К примеру, если вам снится, что вас душит змея, это может указывать на проблемы с органами дыхания.

 

Третья фаза - психическая связь с близкими и родными людьми. Каждый человек получает от своих родителей, детей и других значимых людей биоволны. Всем известно, что, когда болеет ребенок, мать инстинктивно чувствует это. Однако подобная интуиция проявляется во время стрессовых событий (войн, катастроф, чрезвычайных ситуаций). Такая эмоциональная близость характерна для близнецов, а также влюбленных.

 

Четвертая фаза - восприимчивость человека к электромагнитным колебаниям. Они возникают до какого-либо события, которое должно произойти в будущем. Известно, что животные могут предчувствовать землетрясения, и аналогично этому предчувствует человек какие-либо события.

Различают следующие виды интуиции:

— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;

— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

 

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

 

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

 

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

 

Таким образом, интуиция — особый тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления совершаются в сознании более-менее бессознательно, но предельно ясно осознается итог мысли — истина. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в своей правоте (истинности знания) других и самого себя. Важнейшей


 

 

Глава 2.  Формы познания

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества и т. д. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.                                          

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре. Таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовнопрактической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное. 

 

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание прежде всего связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т. д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а также интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т. е. отношения человека к миру. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.

 

Значительную роль, особенно на начальном этапе становления человечества, играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическохудожественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе. Особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии. 

 

Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного («горнего») и земного (человеческого). Как и мифология, религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и тем более теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе. 

 

Важнейший вид познавательной деятельности — научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т. к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а также системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рациональнологическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т. е. это знание логическое, понятийное и системное. Философское познание основным своим компонентом имеет духовнопрактические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой — выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.


глава 3. проблемы субъекта и объекта познания

Субъект-объектное отношение представляет исходную структуру процесса познания. Классическая гносеология всегда исходила из фундаментальной предпосылки, согласно которой основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.

В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей, собственно, и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

 

Объект познания рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.

 

Строго говоря, и о субъекте, и об объекте познания можно судить только в рамках субъект-объектного отношения. Проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они соотнесены с проблемой субъекта познания.

 

В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных отношений.

 

Наивно-реалистическая теория познания. Наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.). В этой теории субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественно-природный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

 

Программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.). В рамках этой программы субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений («идей»). «Существовать – значит быть воспринимаемым».

 

Программа трансцендентальной гносеологии. Впервые разработана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея – утверждение о том, что мир объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, независимая от него. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Но при этом субъект интерпретируется Кантом не как биологический индивид. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» – некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные (т.е. предшествующие реальному, единичному акту познания) формы организации познавательной деятельности. К ним относятся: априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания становится возможной познавательная деятельность как процесс генерации нового знания.

 

Социокультурная программа представлена в двух ее основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля; в марксистской философии. В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития теоретической и практической деятельности людей. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.


глава 4. познание как постижение истины

Истина предстает как одна из возможных характеристик знания. Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания. Стержень классической концепции истины — принцип соответствия знания действительности. Основные принципы классической концепции истины: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существуют критерии установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия логически непротиворечива. В реальном опыте классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями, в ходе осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты переосмысливались и подвергались критическому анализу. Эти гносеологические затруднения связаны с: понятием действительности (ее природой); проблемой соответствия наших знаний действительности; проблемой критерия истины; характером логических противоречий в структуре классической концепции истины и т. д.

 

В рамках альтернативных подходов к теории истины можно выделить несколько концепций, среди них — когерентная теория истины (О. Нейрат, Р. Карнап и др.), где вопрос об истине сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру).

 

 Семантическая концепция истины (разработана А. Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции. Здесь исключается понятие приближенной (относительной) истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий.

 

Прагматическая концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс) утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием — полезностью данного утверждения для действия, т. е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний.

 

 Конвенционалистская (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории.

Развивается также диалектико-материалистическая концепция истины (здесь разрабатывается учение об объективности и конкретности истины, её диалектическом характере как движении знания от относительной к абсолютной истине). 

Современная трактовка истины базируется на положении о том, что истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к знанию все более полному. Этот переход от неполноты к все большей полноте знания характеризуется диалектическим соотношением объективной, относительной и абсолютной истины. В самом общем виде объективную истину можно определить как такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта (т. е. от человека и человечества).

 

Относительная истина интерпретируется как неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает те или иные способы получения этого знания, т. е. зависимость знания от определенных условий, места и времени их получения. Реальный процесс познания, рассматриваемый в его культурно-историческом контексте, оперирует преимущественно относительными истинами, т. к. знания человека о мире, природе и человеческом сообществе меняются от эпохи к эпохе — в зависимости от уровня научных знаний, представлений, традиций и т. д. Релятивистская философия абсолютизирует роль относительной истины в познании, утверждая, что всякая истина относительна.

 

Абсолютной истиной можно назвать исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина в процессе познания остается идеалом и скорее может рассматриваться как свойство объективноистинного знания, проявляющееся в стремлении к росту и объективности знания. 

В связи с проблемой относительности истины в процессе познания в философии возникает релятивизм — методологический принцип анализа и интерпретации познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Релятивизм проистекает из отрицания устойчивости вещей и явлений окружающего мира и из подчеркивания постоянной изменчивости действительности; релятивизм отказывается признавать преемственность в развитии знания, преувеличивает зависимость процессов познания от его условий.

В целом проблема истинности знания особенно важна для научного знания, научная истина не только должна согласовываться с исследуемой предметной областью, но также с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!