Александров И. «Воспоминания». Архив автора.



Вот это «если» одного из красногвардейцев, которые первые узнавали о грядущих событиях в городе, лишний раз доказывает то, что никто из властей в Рыбинске не знал и не догадывался о точном времени и даже самой вероятности начала выступления савинковцев. Красная гвардия в городе была приведена в состояние боевой готовности на всякий случай, ввиду событий в Ярославле.

Мы столь пространно пишем об одной лишь теме книги только затем, чтобы было понятно, как спорное, противоречивое событие (выступление СЗРС в Рыбинске) может стать вдруг «однозначным» с помощью псевдодокументальных сведений.

По большому счету, при демонстративных потугах на объективность, обе книги используют методологий и лексику политхрестоматий советского периода. Обычные для советского читателя штампы про «развертывание революционной» активности в Рыбинске, про «Годы реакции и нового революционного подъема» способны увлечь читателя, желающего поддаться этому пропагандистскому увлечению Не был Рыбинск «революционным» городом, 1-я русская революция 1905 года на самом деле не подпадает под это определение. Стоило тратить столько бумаги и средств, чтобы дублировать догмы, пропахшие нафталином ? Нельзя по-настоящему понять, почему события в Рыбинске послереволюционном развивались так, а не иначе, не зная, что представлял собой Рыбинск того времени, его экономика, характер его жителей, какие факторы обусловили тогдашнее социально-экономическое состояние города.

Смеем утверждать, что будь это любой другой город, предреволюционные и послереволюционные события шли бы там по другому сценарию.

Еще Иван Аксаков в середине 19-го века так говорил о Рыбинске: «Этот город не только выходит из ряда обыкновенных уездных городов, но и имеет свою совершенно особенную физиономию» (выделено мной - В. Р.) На характер революционных и послереволюционных событий в Рыбинске повлияли три фактора, три особенности, сложившиеся естественно, исторически.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР: это то, что в Рыбинске вплоть до 18-го года нового столетия преобладал класс торговцев, предпринимателей, ремесленников и весьма мал был процент люмпен-пролетариев. Более того, количество люмпенизированного населения никогда не достигало здесь критической черты. В советских источниках часто приводились такие цифры: в Рыбинске в начале века на 33 промышленных предприятиях работал 3801 рабочий, при общей численности населения более 25 тысяч человек, но мало говорилось о том, что, к примеру, в 1904 году в городе насчитывалось 2500 купцов. Еще один факт - в 1913 году 69 процентов всего грузооборота в городе падало на хлебные грузы. Это не только свидетельство того, что Рыбинск, вплоть до революционных лет, оставался «хлебным городом», городом экономически благополучным, но и показатель структуры экономики города, а значит, и социального состава его жителей.

В советский период местные партийные идеологи нарисовали впечатляющую картину истории Рыбинска революционного, с раскладкой по этапам: «1905-й год», «1-я мировая война», «Нарастание рабочего движения», «Февральская революция», «Октябрьская революция», «Гражданская война». Стремясь при этом подогнать Рыбинск под общую для страны схему так называемого «триумфального шествия советской власти» по городам и весям. В основе же этого процесса, как известно, должны лежать два принципа: наличие пролетариата, которому нечего терять и политического авангарда рабочего класса - партии большевиков.

Не получается. Даже в советское время авторы ,пишущие на тему революции, вынуждены были признавать: « Исследование Истпарта устанавливает, что в таких центрах Ярославской губернии, как Рыбинск..., к моменту Февральской революции, кроме отдельных товарищей, никаких организаций рабочего класса не было».

«За десять лет», Ярославль, 1927 г., стр. 4

О рыбинских большевиках разговор отдельный.

Во время участия рыбинских представителей - большевика Кустова и меньшевика Кузьмина - во 2-м съезде Советов, заполнялась специальная анкета большевистской фракции съезда.

Вот фрагмент этой анкеты:

1.«Напишите название вашего Совета»:

•«Рыбинский (Ярославской губернии) Совет рабочих и
солдатских депутатов».

2.Какие политические фракции существуют в Совете, и какова их численность? Какая Фракция имеет наибольшее влияние в Совете (указать положение до и после выборов)?

•«В рабочей среде преобладает влияние меньшевиков, а в
солдатской - большевиков»'

За долгие десятилетия и столетия Рыбинск складывался как город торговцев, ремесленников и приданной им обслуги, с присущей этой категории жизненной философией, или, как теперь говорят -ментальностью, взглядами и привычками.

Рыболовецкая слобода еще с XVI века поставляла в великокняжеский дворец, а потом к царскому столу знаменитую стерлядь. Как пишет современный исследователь: «Жители слободы, подчиняясь непосредственно верховной власти, не были крепостными местных бояр и помещиков. Возможно, какие-то особые черты психологического склада рыбинцев закладывались уже тогда: свободолюбие, известная независимость, ориентация на верховную власть»2.

С XVIII века Рыбинск становится перевалочной базой при транспортировке грузов, в основном хлеба, с нижней и средней Волги в Петербург и на север России. В этот период развивается купеческий бизнес. В XIX веке Рыбинск называли «житницей» Петербурга».

ВТОРОЙ ФАКТОР: В отдельные летние месяцы, с началом навигации, за счет пришлых бурлаков, а в XX веке - за счет грузчиков, население города увеличивалось в десятки раз. Вся эта случайная публика, временно проживавшая в городе, вряд ли могла служить объектом политической пропаганды и агитации и пополнять ряды антиправительственно настроенной части населения. Наоборот, известны случаи, когда крючники вступали в открытую схватку с митингующими радикалами, за что впоследствии были отнесены в работах советских историков к реакционной, черносотенной части общества.

ТРЕТИЙ ФАКТОР: Рыбинск дореволюционный - это город интернациональный, многоконфессиональный. Об этом можно написать не одну книгу. Можно писать ее с восхищением и удивлением перед той национальной и религиозной веротерпимостью рыбинцев в дореволюционный период, а можно оплакивать, похоже, уже безвозвратно утерянные традиции, привычки и душевные качества горожан.

Вот лишь один пример из дореволюционной действительности Рыбинска: на улице Пушкина в одно время стояли: православная церковь Спаса, римско-католический костел, евангельски-лютеранская кирха, старообрядческий молельный дом и, почти рядом - еврейская синагога. Всерьез строились планы возведения мечети. А как утверждает немецкий специалист по русской литературе Казак, под Рыбинском с XVII века существовал даже замок русских розенкрейцеров.

Казак В. «Энциклопедический словарь русской литература с 1917 года», Лондон, 1988 г., стр. 427-429.

Рыбинск был привлекателен не только как экономически благополучный и веротерпимый город (по этой причине здесь оказались многие приезжие еврейские семейства: Шенкеров, давших миру основателей американского кинематографа - братьев Николаса и Джозефа Шенк, Киссиных - к этому роду принадлежал друг Ходасевича, поэт, уроженец Рыбинска Самуил Киссин-Муни), но и как географически «удобный» город. Это тем более было очевидно в военные годы - в Рыбинск стекались беженцы после начала 1-й мировой войны (таким образом, в Рыбинске в 1916 году оказалась и 6 лет прожила здесь семья Райкиных) и после начала 2-й мировой войны (так в Рыбинске оказались родственники Василия Аксенова). Только на такой «интернациональной» почве и мог вырасти талант такого ученого, как Александр Невский, япониста, востоковеда, которого помнит и любит Япония. А начинался его путь, будущего ученого-этнографа, с простого человеческого чувства любви и уважения к китайцам, жившим в начале XX века в Рыбинске.

Громковская Л. , Кычанов Е. «Н.А. Невский», М.1978г.

Этот особенный характер города, его «особенная физиономия» были заметны в период революции и Гражданской войны.

«Серый город, чуждый левых идей, - вспоминал позже один из первых революционеров-большевиков, - мирно спал Рыбинск на своих пуховых перинах»'

Но неужели, - спросит кто-нибудь, в Рыбинске в предреволюционный период не было сколь-нибудь серьезных антиправительственных выступлений, и незаметна была деятельность политических партий и движений?

Попробуем перечислить все значимые антиправительственные выступления, зафиксированные разными источниками.

 

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ РЫБИНСКА

Первый рыбинский революционер-народник, согласно историческим документам, не был рыбинцем. И вообще надо сказать, революционные идеи были привиты на рыбинской почве заезжими агитаторами и ропагандистами.

Самый первый из них носил обманчиво- мирную фамилию -Милоглазкин. Кирияк Милоглазкин, таксатор по профессии, прибыл в наш край в наш край в апреле 1874 года под именем , нем Андрея Петрова и прожил здесь 2 месяца. Милоглазкина даже нельзя назвать агитатором. По его собственному заявлению он имел желание "сблизиться с народом вообще и с рабочим классом в особенности для изучения материального и умственного его положения". Милоглазкин-Петров сначала жил на постоялом дворе на рынке, затем у солдатки Александровой на Ушаковской улице. Переодевшись в простое крестьянское платье, Кирияк работал поденщиком на барже Сенькова и на фабрике Журавлева. Уже в то время он попал под надзор полиции и за ним было установлено негласное наблюдение.

В этот же период в Рыбинском уезде вели народническую пропаганду приехавшие из Петербурга Мария Гейштор-Добровольская, Павел Троицкий и Софья Лешерн-фон-Герцфельд, известные позже по "процессу о 193-х" народниках.

С.А. Лешерн-фон-ГерцфельдтМ.Э. Гейштор-Добровольская

Они находились в тесном контакте со студентом из Рыбинска Дмитрием Бородулиным, обучавшимся в Петербургской медико-хирургической академии. Бородулин водил знакомства с рыбинскими купцами, зажиточными горожанами. По некоторым сведениям у него был свой кружок с помощью которого он привлек к участию в обществе "Земля и Воля" наиболее радикальных из них. Некоторые из кружковцев из богатого сословия, распропагандированные Бородулиным, совершили впоследствии антиобщественные поступки, вроде отказа двух земских гласных - Яковлева и Медоке - отдать свои голоса в пользу решения о финансировании расходов на русско-турецкую войну, в 1877 году, за что и были высланы из Рыбинска.

Д.А. Бородулин

Дмитрий Бородулин по результатам "процесса 193-х" был осужден и некоторое время находился в Петропавловской крепости. В конце марта 1875 года после освобождения он был отдан под особый надзор полиции. Отбыл на родину, в Рыбинск. С тех пор фактически революционной деятельностью не занимался и как и многие революционеры тех лет "растворился во времени".

Среди наиболее заметных рыбинских деятелей народничества 90-х годов прошлого столетия можно назвать Степана Крашенинникова и Федора Смирнова.

С.И. Крашенинников

Оба они были вдохновлены идеями кружка Бородулина и остались в истории "могиканами" народнического движения в Рыбинском уезде. Один из видных революционеров-большевиков радикального толка Степан Полидоров так характеризовал этих народников: "Крашенинников и Смирнов - единственные могикане рыбинского народничества, прожили в Рыбинске долгие годы и в 90-х и 900-х годах неоднократно подвергались обыскам. Никакой организации у них не было. В революции 1905 года они
никакого активного участия не принимали, но платили регулярные денежные взносы в 1905 и 1906 г.г. и предоставляли квартиры для собрания с.д. организации. Это были одиночки радикального, народнического направления.
Хотя они и были народниками, но легальный марксизм в значительной степени подорвал в них народническое мировоззрение. Марксистами они не
стали. Для активного участия в с.д. движении у них не хватало революционности".

Степан Иванович Полидоров

В дальнейшем Федор Смирнов стал известен как журналист и историк.

Ф.И. Смирнов
Пытался проявить себя как литератор, заручившись поддержкой Максима
Горького. Но тот весьма негативно отзывался о литературных способностях Смирнова. Степан Крашенинников в 1888 был осужден на 8

месяцев одиночного тюремного заключения и подчинен негласному надзору полиции

ДРУЖЕСКИЕ КРУЖКИ И "МОДА НА ПОЛИТИКУ"

 

Свободолюбивые идеи, вполне естественно и закономерно распространявшиеся среди городской общественности благодаря деятельности городского театра (в те годы на сцене шли уже пьесы М. Горького "Мещане" и "На дне"), а также посредством периодической печати и художественной литературы, постепенно усилиями радикально настроенных общественных деятелей приобрели экстремистский, деструктивный оттенок.

Первый общественно-политический кружок был по своей сути народническим. В него входили: выпускник мужской гимназии Ф.В. Смирнов, ученики гимназии Лыжин, Шатаев, Дерунов, Крашенинников, Берман, принимали участие в его деятельности и учащиеся женской гимназии. Позже многие участники кружка были арестованы. По делу о членах кружка было установлено, что:

Константин Дерунов

«В период времени 1883-1886 гг. в Рыбинске, образовался товарищеский кружок, преступною целью, которого было саморазвитие его участников в социально-революционном духе, подготовка к будущей практической деятельности, а также пропаганда недозволенных идей в среде преимущественно учащейся и интеллигентской молодежи обоего пола. С целью распространения нелегальных изданий помянутый кружок устраивал литературные вечера, образовав библиотеку запрещенных по содержанию книг и особую для покупки их кассу».

Одним из первых кружков, имевших революционный характер, был кружок маляра Ивана Трофимова. Трофимов во время учебы в Санкт-Петербурге, принимал активное участие в деятельности тамошних революционеров, ходил на демонстрации, был арестован, уволен с работы из ж/д мастерских.

Дом по ул.Гоголя, 44, рабочего-железнодорожника Ивана Трофимова, в котором в период первой русской революции размещалась конспиративная квартира Рыбинской группы РСДРП. СССР, Ярославская обл., г. Рыбинск. 1970-е гг.

 

После этого он уезжает в Болгарию, занимается отделкой церквей. В Болгарии он знакомится с социал-демократической литературой, читает "Искру", участвует в работе политических кружков. Большое влияние на его взгляды и дальнейшую судьбу оказали, как ни странно, болгарские церковники-социал-демократы: Левский, Любен Каровский и другие. В 1902 году он возвращается на родину, в Рыбинск, везя с собой номера "Искры", политические брошюры, сборники революционных песен. С 1903 года рабо­тает в железнодорожных мастерских. "С первых же дней я стал присматриваться к товарищам рабочих, с которыми можно было завести связь и пустить в ход свою литературу. Случай помог. Это было как раз перед рождественскими каникулами, на которые мастерские закрывали и рабочие отдыхали. Вот в эти дни и намечались увеселения для рабочих и спектакль силами рабочих. Был организован своего рода музыкально-драматический кружок, в который и меня пригласили, когда узнали, что я могу немного играть на гитаре. Вот в этом-то кружке были мои будущие товарищи, которые вошли в мой кружок: слесарь И. Суриков, слесарь А. Игуретский, слесарь И. Эклев, модельщик Боровиковский, обойщик Кондратовский, столяр Н.Н. Смешнов. Вот с этими товарищами я и решил организовать свой, как бы самостоятельный кружок. Материалом на первое время были моя привезенная литература и мои впечатления о Болгарии, которыми я делился. Мы периодически собирались сперва у меня на квартире, а потом все чаще в гостинице Власова. Там занимали отдельный кабинет, заказывали чай и вели беседы".

Такие, прямо скажем, комфортные условия, не мешали членам кружка в их революционности, в их желании "активизировать" городскую общественность, сделать ее более активной и "передовой". Один из кружковцев Иван Суриков в 1905 году в уборной клуба ж/д мастерских, услыхав, как его товарищ зачитывает вслух сообщение одной из российских газет о поражении русских войск в начале русско-японской войны, громко крикнул, так, чтобы слышали все многочисленные посетители клуба: "Ура, Япония!", за что вскоре был уволен с работы.

Еще один "просвещенный" член кружка Боровиковский, назвал дураком начальника цеха Андерсона, зато, что тот, якобы, неверно применил расценки на выполненную им работу.

Кстати сказать, позже, в советской литературе, кружок, организованный Трофимовым, будет назван кружком Смекалова.

Первым политическим общественно-политическим семейным кружком в Рыбинке был кружок самообразования Каптыревых. Иван Егорович Каптырев, присяжный поверенный, имел дочерей: Ольгу, Марию, Веру. Вера Ивановна еще с 1904 года помогала социал-демократам в Рыбинске, была одной из активных участников событий 1905 года, позже стала членом РКП

Ольга Ивановна, «активная меньшевичка», как ее называли большевики, один из руководителей рыбинской группы РСДРП. Мария Ивановна уже в советское время стала членом партии.

Еще один кружок, служивший своего рода генератором политических идей, свободолюбивых взглядов, кружком интеллигентского уже толка, была семья протоирея Спасо-Преображенского собора Алексея Золотарева. Отношение революционеров-большевиков, к семье «попа» Золотарева никак нельзя назвать уважительным. Причина кроется в политических взглядах 4 сыновей и дочери рыбинского священника, вернее, в их политическом своеволии и нежелании следовать общим большевистско-революционным курсом. Большевики советского периода не могли простить Сергею Золотареву его высказываний о Ленине, Алексею и Давиду - их меньшевизма. Об этом мы еще расскажем. Семейный кружок Золотаревых скорее можно назвать либерально-просветительским, чем радикально- революционным. Таких семейных кружков в начале XX века в Рыбинске было немало. Но это общественное объединение было характерно своей широтой взглядов и познаний, не умещавшихся в прокрустово ложе марксизма, его российского варианта- практического и прагматичного ленинизма.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!