Лекция 20. Правосознание и правовая культура



 

1. Правовая культура общества

2. Правовая культура личности

3. Понятие структура и виды правосознания.

 

1. Правовая культура общества

Термин «культура» происходит от латинского слова cultura которым обозначался процесс культивации растений, выведения домашних животных или птицы. К началу XVI в. смысловое значение слова «культура» несколько изменяется и переносится в область рационального на процесс культивации ума. В конце XVIII – начале XIX в. термин «культура» чаще всего употреблялся как сино­ним слова «цивилизация» (от латинского civilis – гражданин), и в конце XVIII в. в английском и французском языках обозначало посту­пательный процесс человеческого развития, эволюцию от варварства к гражданственнос­ти, к политико-правовой организации общества[508]. В русской философии права соотношение понятий «цивилизация» и «культура» осуществлялось в соответствии с иными принципами. Культура рассматривалась как нечто духовное определяемое в большей степени сознанием, внутренним восприятием действительности. В то время как цивилизация это внешнее материальное проявление культуры. В этой связи весьма показательно замечание И.А. Ильина, который указывает на то, что «культура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична. Цивилизация технична, вторична, размножаема, механична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного»[509].

Культура представляет собой сложный социальный феномен, проникающий в разные области человеческих отношений можно выделить самые разнообразные ее аспекты по сферам человеческой жизнедеятельности: политическая, научная, производственная, профессиональная культура и т.д. Наряду с перечисленными видами культуры следует выделить и правовую культуру, которую в широком смысле можно рассматривать как юридическую действительность во всем многообразии ее материальных и духовных проявлений. В отечественной юридической науке феномен правовой культуры интерпретируется весьма неоднозначно.

Так, например, А.Б. Венгеров считал, что правовая культура представляет собой наиболее высокую и емкую форму правосознания. При этом если правосознание охватывает только духовную жизнь общества и является лишь частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и юридические учреждения, их организацию, отношения; роль права в обществе, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем[510].

По мнению Т.В. Синюкова правовая культура – это сфера человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социо-правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)[511].

С.С. Алексеев отмечает, что правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство» общества.

А.Ф. Черданцев придерживается точки зрения, что правовую культуру следует рассматривать как «в широком», так и «в узком» смыслах. При этом «под правовой культурой в широком смысле слова понимается все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов профессионалов.

В узком смысле слова правовая культура – это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе… Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение, питающее различного рода правонарушения»[512].

Наряду с плюрализмом подходов, следует констатировать так же терминологическую неопределенность. Так в юридической науке имеет место терминологический спор по поводу соотношения категории правовой культуры с такими категориями как «правовая надстройка», «правовая система» пр.[513].

Представляется, что несмотря на значительное элементное совпадение содержания этих понятий, они не являются тождественными. Правовая система не охватывает всего комплекса юридических явлений, используется прежде всего для «выражения внутренних связей правовых явлений»[514] и не структурируется по субъектному принципу. Правовая надстройка есть категория известной материалистической концепции и занимает в ее рамках строго определенное место, т.е. определяется через другие категории исторического материализма. Правовая культура же обозначает, как представляется, всю юридическую действительность во всем единстве и противоречивости составляющих ее элементов. Под правовой культурой следует понимать «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей»[515]. 

Таким образом, в самом широком смысле правовая культура – это система правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права.

Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества, индивида.При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека – индивидуальная правовая культура, в виде правовой культуры общества.

Правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Действующее законодательство представляет собой совокупность действующих (обладающих юридической силой) источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

Общественное правосознание  представляет собой совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействиях) членов сообщества.

Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками как:

- качеством нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

- правовой информированностью населения;

- сознательным выполнением правовых предписаний большинством членов сообщества;

- эффективной деятельностью механизмов правотворчества и реализации права.

Высокий уровень правовой культура общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

 

Правовая культура личности

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательность выполнения правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Знание правовых предписаний – это обладание информацией о действующем законодательстве, о действующих в рамках соответствующей правовой культуры общества принципах права в соответствии с которыми осуществляется реализация права.

Понимание правовых предписаний – это адекватное представление о смысле соответствующей правовой нормы, знание о цели, преследуемой законодателем при ее издании.

Уважение к праву – это «нравственно правовая категория, основанная на осознании социальной ценности права как регулятора общественных отношений и проявляющаяся в сфере правотворчества – в согласовании норм с реальными условиями жизни общества, а в сфере реализации их – в добровольном подчинении фактического поведения нормам права»[516]. 

Сознательность выполнения правовых предписаний – это критерий, прежде всего характеризующий вид правомерного поведения личности. Сознательное выполнение субъектом правовых предписаний, как правило, говорит о социально активном правомерном поведении и соответственно о достаточно высоком уровне правовой культуры.

 При оценке правовой культуры личности важно учитывать специфику индивидуальных взглядов на сущность и содержание правовых явлений. Используя данный критерий можно выделить два основных уровня правовой культуры личности: обыденный и профессиональный.

- Обыденный уровень правовой культуры личности предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его соответствия (не соответствия) здравому смыслу простого человека (рядового обывателя). «Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения» [517]. На формирование правовой культуры на обыденном уровне наиболее активное влияние оказывают такие повседневные факторы как среда обитания, средства массовой информации, общественное мнение и т.п.

    - Профессиональный уровень правовой культуры предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его функциональной значимости и социальной эффективности. Профессиональная правовая культура формируется у людей, по роду своей практической деятельности связанных с процессами правового регулирования (профессиональная правовая культура сотрудников милиции). На повышение уровня профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как: профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической деятельности и т.п. Характерными особенностями профессиональной правовой культуры являются: более высокая по сравнению с обыденным уровнем степень правового информирования субъекта; обладание определенной юридической квалификацией; осуществление профессиональной деятельности в области юридической науки и практики. 

 

3. Понятие, структура и виды правосознания

Материальная и идеальная стороны социальной жизни рассматриваются через категории «бытие» и «сознание»[518]. При этом общественное сознание есть отражение общественного бытия и в зависимости от отражаемой его области структурно подразделяется на несколько форм, каждая со своими индивидуальными особенностями и социальной ролью. К таким формам общественного сознания относятся: экономика, этика (нравственность), эстетика, политика, религия, право. Правовое сознание, как правило, рассматривается как специфическая форма общественного сознания и определяется объективными условиями жизни людей.

Правосознание – это свойственная исключительно политическому обществу форма сознания. В процессе естественно-исторического развития общества вместе с дифференциацией общественного бытия происходит и дифференциация общественного сознания, в том числе формируется правосознание. Правовое сознание – это отношение не только к действующему позитивному праву, это представление о должном в праве, выраженное в различных суждениях, концепциях, теориях, мнениях, а также результат соотнесения этого должного с отдельными юридическими явлениями с учетом значимого для субъекта правосознания интереса.

Такое формальное выделение правового сознания следует признать в достаточной степени условным. Представление о юридической действительности формируется на основе нравственных, религиозных и других ориентаций индивида, группы, общества в целом, и, наоборот, правовую оценку получают религиозные, политические, экономические и иные институты и процессы. Правосознание есть результат соотнесения юридических явлений с общими нормами культуры. Формы общественного сознания существуют не обособленно, а взаимно дополняют друг друга, образуя единую систему отражения действительности. необходимо отметить, что само правосознание является также элементом правовой действительности и, следовательно, предполагает своеобразную самооценку и поиски путей своего совершенствования[519].

Вышеизложенное позволяет определить правосознание как совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).

Правосознание является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права. При этом оно предполагает:

– осмысление сущности права;

– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.);

– оценку права с точки зрения его социальной значимости;

– осознание необходимости правомерного поведения;

– восприятие результатов реализации права.

Правосознание и право – это взаимообусловленные, имманентные друг другу явления. Чрезвычайно важная роль правосознания в механизме правового регулирования приводила иногда к абсолютизации его регулятивной функции. Некоторые правоведы даже включали правосознание в понятие права. Так в начале прошлого века Л.И. Петражицкий, представитель психологического направление в правоведении характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»[520]. По сути, сходную позицию среди представителей современного правоведения отстаивает Р.З. Лившиц, называя правосознание одним из элементов права наряду с правовыми нормами и правоотношениями[521].

На наш взгляд, несмотря на взаимообусловленность и схожесть некоторых признаков правосознание и право далеко нетождественные категории. Правосознание – это идеальное восприятие или отражение субъектом юридических явлений (психологический элемент) и сформированные на этой эмпирической основе общие представления о юридически должном, справедливом, целесообразном и т.п. (идеологический элемент). Таким образом, правосознание как сложное социальное явление обладает собственной внутренней структурой и может быть условно дифференцировано на различные элементы. Наиболее традиционным и общепринятым является обособление в структуре правового сознания двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии[522].

Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующемуся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности (воспитания, обучения, профессиональной деятельности и т.п.). Правовая психология представляет своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государственную деятельность, законодательство, правовое регулирование, другие юридические феномены.

Правовая идеология – это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т.д.). Вместе с тем, элемент индивидуального, личностного присутствует и идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается, как правило, отдельными людьми – учеными и политиками, и лишь впоследствии приобретает свойства системного целостного отражения государства и права[523].

Правосознание подразделяется на виды, чаще всего в соответствии с двумя основными критериями: 1) по субъекту  2) по уровню.

1). В соответствии с первым критерием (субъектом) правосознание бывает общественным, групповым и индивидуальным.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.

Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т.д.).

 Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.

2). В соответствии со вторым критерием (уровнем адекватности восприятия права) правосознание подразделяется на:обыденное, научное, профессиональное.

Обыденное правосознание – это складывающиеся под влиянием жизненного опыта массовые, стихийные представления людей о государстве и праве. Обыденным правосознанием обладают все люди не зависимо от своего социально-правового статуса.

Профессиональное правосознание – это понятия, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов. Профессиональным правосознанием обладают граждане, осуществляющие толкование и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники органов внутренних дел, адвокаты, судьи и т.п.

Научное (теоретическое) правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие высокий уровень систематизированного, теоретического освоения права. Научным правосознанием обладают ученые-юристы.

 

 

Лекция 21. Правомерное и противоправное поведение

1.Понятие и виды правомерного поведения.

2.Понятие и признаки правонарушения.

3.Состав правонарушения.

4.Виды правонарушений.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!