Нет, не ему поработить, о море,                                                                               



Простор твоих бушующих валов!                                                                            

Твое презренье тот узнает вскоре,                                                                            

Кто землю в цепи заковать готов.                                                                                 

Сорвав с груди, ты выше облаков                                                                          

Швырнешь его, дрожащего от страха,                                                                   

Молящего о пристани богов,                                                                                      

И, точно камень, пущенный с размаха,                                                                 

О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.                                                    

Это одна из тех совершенных картин, которая позволила Пушкину сказать о Байроне:                                                                                        

Он был, о море, твой певец.                                                                                             

Твой образ был на нем означен,                                                                            

Он духом создан был твоим:                                                                                 

Как ты, могущ, глубок и мрачен,                                                                                  

Как ты, ничем не укротим.                                                                                            

Прогрессивные, свободолюбивые мотивы четвертой песни поэмы вы- соко оценили итальянцы-патриоты. Австрийское правительство изъяло итальянский перевод песни и подвергло преследованию переводчика. Еще больший успех мели поэмы «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина», появившиеся между 1813 и 1816 годами. Байрон создает особый жанр романтической поэмы и характер- ный образ романтического героя. Поэта интересуют острые драматичес- кие события прошлого, жизнь экзотических стран Востока.                   

Герои романтических бунтарских поэм Байрона не имеют положите- льных идеалов. Они борются, не веря в победу, они понимают, что не мо- гут победить общество, которое сильнее их, но до конца остаются ему враждебны. «Лучше быть змеей, - говорит Конрад, - чем червем». Герои Байрона остаются бунтарями-одиночками. В них привлекают сила про- теста, непримиримый дух борьбы, но отсутствие связи героя с массой, на- рода, с общими интересами, индивидуализм героя – свидетельство слабос ти самого Байрона.                                                                                                

Байрон – вдохновенный певец природы. С большой поэтической си-лой он раскрывает личные чувства человека, и все-таки Байрон прежде всего блестящий мастер политической, гражданской лирики.                   

Бунтарская, насыщенная социально-политическим значением поэзия Байрона была главной причиной организованной травли поэта со стороны реакционных кругов английского общества. Против него ополчилась вся реакционная печать.                                                                                           

Байрон решил покинуть родину. В 1816 году он уезжает в Швейца-рию, затем в Италию. Враг официальной Англии, ее лицемерия ханжества пресловутых буржуазных «свобод», продажной буржуазной печати, он продолжает глубоко интересоваться судьбами родины, судьбами своего народа.                                                                                                                 

Где бы поэт не находился – в Швейцарии, Италии, Греции, - полити-ческая и литературная борьба, происходящая на родине, неизменно вол-нует его.                                                                                                               

Байрон с нетерпением ждал революционного подъема в Англии и не раз заявлял, что в этом случае он вернулся бы на родину, чтобы принять личное участие в борьбе.                                                                               

Уехав из Англии, Байрон вначале поселился в Швейцарии, близ Же-невы. Здесь он встретился и сблизился с поэтом и передовым английским общественным деятелем Шелли. Творчество обоих поэтов получило при-знание у демократического читателя. «Байрона и Шелли, - писал Энгельс, читают почти только низшие сословия; ни один «респектабельный» чело-век, если он не желает заслужить самой ужасной репутации, не смеет дер-жать сочинения Шелли на своем столе».                                                          

Дружба связала обоих поэтов, и Шелли оказал благотворное влияние на формирование мировоззрения Байрона. Тяжело пережил Байрон преж-девременную смерть Шелли, который погиб во время морской прогулки летом 1822 года в Италии.                                                                                      

В Швейцарии, помимо третьей песни «Паломничества Чайльд Гароль да», была написана поэма «Шильонский узник». Почти закончена драма «Манфред», созданы такие стихотворения,как «Сон»,«Тьма»,«Прометей».                                                                                                                 

По сравнению с поэмами первого периода «Шильонский узник» – не проповедь смирения, а негодующий протест против угнетения личности. Она пробуждает ненависть к деспотизму, лишающему человека самого дорогого – свободы.                                                                                     

В стихотворении «Прометей» звучит призыв к сопротивлению тира- нии, возвеличивается благородный подвиг титана – защитника и покро- вителя людей.                                                                                               

Пессимистическая оценка действий деятельности в «Манфреле», и в стихотворении «Тьма» была кратковременной. Непосредственное участие в национально-освободительной борьбе народов Италии и Греции помо-гают Байрону в ближайшие годы постепенно преодолевать мотивы песси- мизма в своем творчестве.                                                                               


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!