Но жаль, что, бросив отчий дом,                                                                                       



Мне не о ком вздохнуть.                                                                                              

В первых двух песнях мы видим героя в Португалии, Испании, Алба- нии и Греции – в тех странах, где побывал Байрон. Чайльд Гарольд жаж- дет личной свободы и, не находя ее в окружающем его мире «богатств и жалкой нищеты», мечтает об одиночестве. Он избегает людей, уходит да- леко в горы, слушает плеск морской волны, его восхищает разбушевав- шаяся стихия. Лишь простые люди, мужественные и свободолюбивые, привлекают к себе Чайльд Гарольда. С особой теплотой вспоминает он о сынах Албании. Албанцы – суровый и отважный народ, они надежны в дружбе, гостеприимны:                                                                                   

В суровых добродетелях,                                                                                               

Албанец твердо свой закон блюдет.                                                                              

Он горд и храбр, от пули не бежит он,                                                                            

Без жалоб трудный выдержит поход.                                                                              

Он – как гранит его родных высот:                                                                            

Храня к отчизне преданность сыновью,                                                                    

Своих друзей в беде не придает                                                                                     

И, движим честью, мщеньем иль любовью,                                                                   

За нож хватается, чтоб смыть обиду кровью.

Чайльд Гарольд неудовлетворен жизнью, но протест его пассивен: он размышляет о причинах своего недовольсва, но не стремится вмешаться в жизнь, принять участие в освободительной борьбе.

   И постепенно, по мере развития сюжета поэмы, образ Чайльд Гароль да все решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и не- способного бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и бо- льше заслоняют полные драматизма исторические события, в которых сам автор начинает выступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный их участник. В поэме появляется второй, не менее важ- ный образ – образ борющегося народа.                                                        

Во время пребывания в Испании Байрон стал свидетелем знаменатель ных событий. Наполеон I в 1808 году, стремясь захватить страну, ввел в ее приделы свои войска и, пользуясь поддержкой испанского дворянства, объявил королем Испании своего брата, Жозефа Бонапрта. Национально- освободительное движение охватило значительноую часть страны.Испан- ские партизаны, герильясы, начали народную войну. Одним из самых ге- роических эпизодов ее явилась оборона Сарогоссы. Жители в течении восьми месяцев обороняли свой город. Другой твердыней сопротивления стал город Кадикс.                                                                                        

Об этих событиях рассказывает Байрон в первой песне своей поэмы. С необычайной поэтической силой рисует он картины народного патрио- тического подъема, уровнявшего в отваге женщину и закаленного бойца. Он создает образ нежной испанской девушки, которая становится бесст- рашной народной героиней, « Сарагосской девой»:                                   

Та, кто, иголкой палец уколов                                                                                   

Или заслышав крик совы, бледнело,                                                                                 

По грудам мертвых тел, под лязг штыков                                                            

Идет Минервой там, где дрогнуть Марс готов!                                                             

Байрон подчеркивает  решимость восставших довести борьбу до кон- ца. Он приводит ответ одного из генералов народной армии, заявившего врагу, что испанцы будут сражаться с зазватчиками «хоть на ножах».  

В центре второй песни поэмы – порабощенная Греция, утратившая свою свободу и былое величие. Байрон клеймит колонизаторскую деятель ность Англии, которая вместе с феодальной Турцией наложила на гречес- кий народ двойные цепи рабства. Так, в первых двух песнях «Паломничес тва Чайльд Гарольда» Байрон приветствует выступления прогрессивных сил, подъем народных масс, в защиту свободы.                                         

Последующие, третья и четвертая песни отделены от первых двух несколькими годами. Они непосредственно связаны с пребыванием Байрона в Швейцарии и Италии, где он жил в 1816 – 1823 годах, окончательно по- кинув Англию.                                                                                               

В третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байрон касается важно го вопроса – об отношении к французской революции конца XVIII века. Говоря о засилье в анархической реакции, особенно после образования Священного союза в 1815 году, он твердо убежден, что идеалы свободы, провозглашенные  революцией, непременно должны восторжествовать; человечество многому научилось, поверило в свои силы, и пусть тираны, ныне оказавшиеся у власти, знают, что их победа временно и час распла- ты не за горами.                                                                                             

В заключительных строфах четвертой песни Байрон рисует образ мо- ря и образ отважного пловца – поэта, с детства сроднившегося с вольной стихией. Разбушевавшаяся и непокоренная морская стихия олицетворяет неисчерпаемые силы народов и как бы содержит в себе предупреждение Байрона всем тиранам:                                                                                  


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!