Махновщина или Вольная территория, октябрь 1919-1921 гг.



Махновщина или Вольная территория была территорией под контролем свободных советов и либертарных коммун, на которой пытались построить анархическое общество в период с октября 1919 по 1921 г. Территория находилась под защитой Революционной повстанческой армии Нестора Ивановича Махно. Площадь Вольной территории была заселена примерно семью миллионами человек. После падения режима гетмана, территория была занята русскими войсками Антона Деникина и на ней было сформировано Временное Правительство Юга России. К 1920 г. войска Деникина были вытеснены Красной Армией в сотрудничестве с силами Нестора Махно, части которого вели партизанскую войну в тылу врага.

 Батька Махно, Нестор Иванович

Социальная база махновщины

Социальная база махновщины – это крестьянство Левобережной Украины (прежде всего районы Екатеринославской и Харьковской губерний). Махновщина распространялась на значительной территории от Днестра до Дона. Национальный состав махновских отрядов был пёстрым. В периоды, когда угрожала помещичья реставрация (при австро-германской оккупации, наступлении войск Деникина) к махновщине примыкали сравнительно широкие массы крестьянства. При борьбе с Советской властью социальной базой махновщины становились зажиточные селяне, совершавшие погромы, грабежи и расстрелы советских и партийных работников. Под знамёна Махно стекались также: дезертиры и бывшие солдаты красной и белой армий.

Лидеры

Руководителем махновщины на протяжении всего существования движения был сам Н.И. Махно. Значительно влияние имели лидеры анархистской конфедерации «Набат» В. Волин (В.Н. Эйхенбаум), П.А. Аршинов (Марин), А. Барон и другие; при штабе Махно существовал т. н. реввоенсовет в котором главную роль играли анархисты.

Идеология

Первый конгресс Конфедерации Анархистских Организаций Украины «Набат» утвердил  5 пунктов о власти:

1. прекращение деятельности всех политических партий

2. отказ от диктатур

3. отрицание государства

4. отказ от переходных форм

5. за самоуправление всех работников через советы рабочих;

- отличия анархистских от большевистских взглядов были фундаментальными.

Махновщина выступала за «вольные Советы» (т.е. без руководства большевицкой партии), что на практике означало борьбу против большевицкого государства диктатуры пролетариата.

Лозунг о «безвластном государстве» для анархистов звучал привлекательно, как фетиш свободы, но, в действительности, он был бессмысленным или даже хуже – сбивающим с пути истинного. – На их месте было бы правильнее говорить не о безвластном государстве, но о государстве народном, о народовластии. Государство не следует воспринимать как самостоятельный субъект, который можно отрицать или не отрицать. Государство является инструментом, выстраиваемым и используемым властителями для упрочения своей власти, своего положения на определенной территории, для обеспечения торжества своей воли и интересов – в народном государстве – интересов и благополучия народа. Если государство безвластно, т.е. не охраняет власть властителей, тогда какой в нем смысл? Тогда оно никому не нужно, оно исчезнет. Но обязательно появится другое государство и захавает и население, и территорию. Государство не может быть «безвластным», потому что именно в обеспечении власти властителям и кроется его предназначение как инструмента. Если представить, что властители убежали или перебиты, то обязательно придут другие властолюбцы, свято место пусто не бывает, и установят власть свою, и безвластного государства опять не получится. – Вот почему государство обязательно должно быть не безвластным, но народным и, как инструмент, обеспечивать не безвластие, но народовластие - власть народа. На Махновщине, в окружении партий и государств, рвущихся к господству и власти, лозунг о «безвластном государстве» оказался порочным, привел к интервенции, к оккупации. Т.е. махновцам следовало изначально четко заявлять о народовластии, без всяких измов, тогда и водораздел определился бы не между партиями, а между народом и его врагами. (Хотя, пожалуй, тогда махновцы не были бы анархистами.)

Любому государству требуются такие институты как армия, полиция, суды, денежная система, образование…, поскольку следует защищать свой народ, территорию, свои границы и свой порядок. Вот и Махно пришлось, в конце концов, тоже всем этим заниматься. - Жизнь заставила.

Тем не менее, идеи анархистов на низовом уровне оказались близки народу, что обеспечило им народную поддержку.

Таким образом, Вольную территорию можно рассматривать как государство, выстраивавшееся Батькой Махно с учетом идей анархии.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!