Белгородский государственный национальный



Исследовательский университет

Белгород, Россия

АВТОРСКОЕ СЛОВО В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

(на материале современной белгородской поэзии)

 

В статье анализируются авторские слова в поэтическом тексте, которые выполняют особые функции, демонстрируют выбор автором варианта, в большей степени соответствующего его внутренней системе представлений о мире. Каждое из созданных слов свидетельствует о креативных способностях автора, репрезентирует индивидуальное мировидение и миропонимание. Ярким примером поэтического словотворчества являются разнословные сложения, которые позволяют создавать необычные поэтические образы.

Ключевые слова: авторские слова, поэтический текст, лексические новообразования, разнословные сложения.

Известно, что одним из специфических способов познания и отражения окружающего мира является поэзия. Поэтическое слово «позволяет называть отдельные образные признаки, лежащие за пределами языка и языкового сознания. Эти признаки, составляя основу метафорических переносов, выступают единицами особого кода, внеположного лексическим значениям, <…> они недоступны рациональным методам постижения, требуют от читателя сопереживания поэту, вчувствования в текст, озарения» [6, с. 20]. М.М. Бахтин утверждал, что «только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, так как требования к нему в этой сфере максимальны: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов, поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1, с. 92].

Поэтическую деятельность не случайно считают особым видом речевой деятельности. «Главные ее отличия от обычной, повседневной речевой деятельности в том, что поэтическая речевая деятельность обладает эстетической функцией, определяющей ее неповторимость и обращенность на совершенствование самого орудия речевой деятельности – поэтического языка, в том, что она неповторима, хотя и тиражируема; что как производство, так и восприятие поэтического текста суть творческие акты, что в поэтическом тексте в особой гармонии сопряжены план содержания и план выражения, эмоциональная и рациональная стороны речевой деятельности. Именно поэтому поэтическую речевую деятельность можно рассматривать как квинтэссенцию речевой деятельности, как высшее ее проявление, как одно из высших воплощений человеческого гения» [7, с. 232].

Поэтический текст считают одним из основных источников лингвокреативной деятельности художников слова. Индивидуально-авторские новообразования отражают авторский путь объективации референта, однако «…творя и создавая свой индивидуальный язык, писатель в то же самое время отражает массовый язык своего времени, выступая скорее в роли резонатора общих тенденций» [3, с. 9]. Именно эта связь индивидуального и общенародного делает возможным процесс словотворчества, на что в свое время обращал внимание Ф.И. Буслаев: «Привычка обращаться только к известным, литературою усвоенным выражениям заключает нас со всем богатством современного мышления в тесном кругу, из которого иногда извлекает только высокое дарование писателя, воспитанного воззрениями и смыслом родного языка: ибо язык, пока живет в народе, никогда не утратит своей животворной силы; и всякое замечательное в литературе явление есть как бы новая попытка творчества в языке, есть возрождение той же самой силы, которая первоначально двинула язык к образованию» [2, с. 7–8].

Созданное поэтом лексическое новообразование – это, как правило, авторское отступление от общепринятого, от нормы, и при этом отражающее индивидуальное видение и восприятие окружающего мира. Анализ сконструированных поэтами слов свидетельствует о том, что их создание, с одной стороны, обусловлено содержанием всего произведения в целом, а с другой – предназначено для усиления его прагматической функции. Это обусловливает особую важность и необходимость анализа индивидуально-авторских слов. Сегодня можно без преувеличения сказать, что любое научное исследование, связанное с проблемами лексических новообразований, в первую очередь опирается на работы А.Г. Лыкова, в которых глубоко и последовательно раскрывается специфика неузуальных слов, слов «диковинных», «созданных по случаю», отличающихся рядом особых признаков [4, 5 и др.].

Выделяя новообразования как одну из частных составляющих образной системы художественного текста, исследователь непременно должен учитывать жанровую и стилистическую отнесенность произведения, мировоззрение автора и то направление, в рамках которого он работает. Благодатную почву для исследования специфики поэтического словотворчества представляют произведения современных белгородских авторов. Извлеченные из поэтических текстов И. Чернухина, В. Молчанова, Н. Дроздовой авторские слова позволяют говорить о специфике современного поэтического словотворчества, демонстрируют наиболее продуктивные словообразовательные модели. Собранный языковой материал позволяет в первую очередь выделить слова, созданные способом разнословного сложения. Данный способ характеризуется объединением в одно слово с дефисным написанием двух (и более) узуальных слов. Наиболее ярко разнословные сложения представлены среди имён прилагательных. Авторский характер подобного рода слов обусловлен семантической наполненностью объединяемых в одно слово компонентов. Данный признак позволяет выделить среди композитов отдельные группы. Так, в одно слово с дефисным написанием могут объединяться слова, противоположные по значению, например: Ливнем ласково-гневным / На бугре и во рву, / Будто волосы гребнем, причесало траву (В. Молчанов). В отдельных случаях семантически разнородные элементы оказываются сближенными в пределах одного контекста: Пусть пролетают, печаля нас, годы, / Как журавли по родной стороне, / Лишь бы живительно-чистые воды / Не иссякали в твоей глубине (В. Молчанов); Ой ты, времечко смутно-крутое, Перевёрнуто всё, перекручено. / Ничего не осталось святого, / Никого больше совесть не мучает (И. Чернухин). Отмечено, что один из компонентов разнословных сложений может выражать интенсивность проявления того или иного признака, например: Казалось, ничего не изменилось / Здесь после лет отчаянно-тревожных: / Лишь позвони – и станет высшей милость, / Лишь объявись – и станет всё возможным  (И. Чернухин). Отдельные примеры демонстрируют целый ряд разнословных сложений в пределах одного поэтического текста: Этот кот, грядущий осторожно…/ Эти света медленные блики… / Я уснула горестно-ничтожно./ Я проснулась радостно-великой./ Эта боль в разбуженные вены…/ Это соль разоблачённых ливней… / Я пришла задумчиво-неверной./ Я уйду доверчиво-счастливой (Н. Дроздова). Активное создание разнословных сложений можно объяснить их особой смысловой ёмкостью, они используются авторами для более точного и яркого выражения мысли, позволяют определить своё отношение к описываемому явлению, свидетельствуют о творческой установке автора на создание особого словесного образа.

Ярко представлены разнословные сложения и среди имён существительных, например: Облака-острова / Выплыли крылато./ Запылала трава / В зареве заката (В. Молчанов).Языковой материал свидетельствует о том, что в подобных словах довольно часто объединяются два компонента, один из которых даёт характеристику определяемого, или базового, составляющего: Как бы вороны в небе ни каркали – / На земле всё исполнится в срок,/ Повстречавшись с тайгою-дикаркою, / Приручают здесь Дальний Восток (В. Молчанов); Этот дождь-старожил и меня окружил. / И деревья июльского сада.        (В. Молчанов); И пойду по земле босиком,/ Наклоняясь над каждой былинкой / И над каждым малюткой-цветком       (И. Чернухин). Отмечены примеры, которые демонстрируют авторское объединение трёх и даже четырёх компонентов для выражения сложного понятия, значение которого выявляется только при опоре на контекст: И чучело тех дней – мольберт-гитара-чётки – / До сей поры влачит своё житьё-бытьё / В заплёванном углу средь мебели ничейной (Н. Дроздова); Время солнцем залить этот пепел и тлен,/ Как того б ни чурался твой волхв-конокрад- / селадон-эскулап… Улыбайся нежней, / обходя процедурные эти штыки (Н. Дроздова).

Разнословные сложения – наречия представлены единичными примерами, но каждое из созданных слов можно считать особым способом выражения творческой индивидуальности поэта: Я верил людям.И – напрасно! / Не раз обманут был в судьбе. / Теперь живу бездумно-праздно, / Не верю даже сам себе (В. Молчанов).

Таким образом, созданные способом разнословного сложения лексические новообразования можно считать проявлением лингвокреативной деятельности художников слова. Даже отдельные примеры выделенной нами группы авторских слов позволяют говорить о том, что они отличаются своими структурно-семантическими и функциональными особенностями, представляют художественную и стилеобразующую значимость в пределах поэтического текста.

 

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003. Т. 1.

2. Буслаев Ф.И. О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остомирову евангелию, написанный на степень магистра кандидатом Ф. Буслаевым. М., 1848.

3. Ирисханова О.К. Лингвокреативный аспект деятельности человека // Филология и культура: материалы IV Междунар. науч. конф. 16–18 апреля 2003 г. Тамбов, 2003.

4. Лыков А.Г. Русское окказиональное слово: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1972.

5. Лыков А.Г.Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976.

6. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М., 2006.

7. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск, 1996.

 

И.Н. Пономаренко


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!