ЕЩЕ ОДИН ЛИК ТЩЕСЛАВИЯ: «ПАФОС»



Исследуются семантика и речевое употребления слова «пафос». Устанавливается, что с лово «пафос» в большинстве своих семантических признаков совпадает с классическим тщеславием, в глубинной основе которого лежит определенный комплекс неполноценности, побуждающий его субъекта самоутверждаться за счет других. Пафос имеет свой возрастной окрас – подростковый.

Ключевые слова: слава, тщеславие, пафос, лингвоидеологема, жаргон.

 

Стремление к славе – свойство любой нормальной личности, лежащее в основе социальной природы последней [2, с. 120], а известность выступает свидетельством социального успеха. Даже дурная слава порой признается лучше забвения, достаточно вспомнить греческого пастуха Герострата, уничтожившего из желания прославиться храм Артемиды Эфесской.

Наша информационная эпоха отметилась стремительным взлетом возможностей для саморекламы и самопиара, которые предоставляются Интернетом и мобильной связью: в социальных сетях выставляются видео с нарушениями ПДД, избиениями одноклассников и истязаниями животных, подводящие их авторов «под монастырь», и смертельные селфи на крышах электричек и на перилах мостов, и «глянцевые» фото еды в «крутых» ресторанах, и, как следствие, самоубийства по причине недостаточности или вовсе отсутствия «лайков» на выставленные «персональные данные» – конечный результат психического заболевания под названием «серфи-синдром».

Жаргонная лексика, как известно, находится на периферии лексической системы национального языка. Если еще развернуть метафору круга, лежащую в основе представления этой системы в виде центра и периферии, придав этому кругу вращение, то жаргонные лексические единицы под воздействием центробежной силы будут первыми выпадать из лексической системы, а им на смену будут приходить новые.

Так, в молодежном сленге сегодня «понты» и «гламур», частичные аналоги тщеславия, уже теснятся «пафосом», обозначающим «широкий спектр понятий – от шопинга до секса» [*14], а, соответственно, прилагательное «гламурный» заменяется прилагательным «пафосный» [7, с. 109] в значении «модный, престижный, популярный, рассчитанный на важных персон (о ресторане, клубе и т. п.)» [8, с. 35].

В современном литературном языке слово «пафос» с пометой «книжн.» передает значения напряженной восторженности, страстной приподнятости, энтузиазма, вдохновенной целеустремленности; воодушевляющего, творческого источника, высокой идеи чего-нибудь [5, с. 788; 9, с. 447; 3, т. 2, с. 28; 6, т. 3, с. 34]. И лишь в словаре Д.Н. Ушакова отмечается значение «внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неодобрит.)» [13, т. 3, с. 71].

Появление у лексемы «пафос» в речи «продвинутой молодежи» значения, ставящего её в один синонимический ряд с «понтами» и «гламуром», приходится, очевидно, на рубеж XX-XXI веков: «понт (пафос)» присутствует уже в числе реакций на стимул «шик» в «Русском ассоциативном словаре» (см.: [12, т. 2: 648]), «пафос» фиксируется в числе контекстов устного «Национального корпуса русского языка» с 2007 года («А ты Чиченора видела? Ужас / сплошной мажор и пафос. Я над ним полчаса ржала» – Разговоры московских студенток // Из коллекции НКРЯ, 2007).

Можно предполагать, что новое, жаргонное значение у «пафоса» развилось как раз из ЛСВ «внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши», когда это проявление стало расцениваться как высокомерие и показушность, выпячивание своего «Я» без каких-либо на то оснований – тщеславие с последующим переносом морального качества тщеславности на внешнюю атрибутику его проявления: «пафосные» бутики, клубы, рестораны, часы, дивайсы, одежда и пр.

Как представляется, составить представление о семантике и речевом употреблении этого нового имени все того же бессмертного тщеславия лучше всего на сегодняшний день поможет анализ семантической рефлексии относительно этого слова пользователей Рунета.

Так, пользователи Рунета вполне однозначно и уверенно отождествляют «пафос» с «тщеславием» и «понтами»: «Можно и другое слово использовать – тщеславие. И оно будет более емким. – Согласен... но это слово было и в СССР... а вот пафос это новомодное слово...» [*10]; «Я считаю, пафос=понты» [*15]; «Чего не перевариваю, так это пафос. Одна из самых мерзких форм понтов, используемая в основном прыщами, которым и понтоваться на самом деле то и нечем» [*11].

Пафос – аксиологически двойственное образование – он бывает плох и хорош: «Образ пафосного человека отталкивающий и притягивающий одновременно» [*11]; «Если человек ходит подбородком кверху напоказ, значит, грош ему цена... Если же спокойно, искренне игнорирует то, на что не стоит обращать внимания, то здесь нет отталкивающего эффекта, так как нет направленности на кого-либо» [*11].

Как и гламур, он в достаточной мере идеологемен [1, с. 4] – носит «классовый» характер. Так, тот, кто относит себя к «элите» или, скорее, желает себя в ней отнести, оценивает пафос положительно, причисляя всех прочих, «непафосных», к «быдлу»: «Не вижу в пафосности ничего отталкивающего, все люди разные. Пафосный человек, ну просто физически не может стать другим, что заложено, то заложено. Эта натура, самое нутро человека, его естество, и это естественно, что оно будет выражаться во всем… Ну если уж он выше других, так почему спрашивается не надо это подчеркнуть?! Зачем себя насиловать?! Что б, не дай боже, не обидеть серых недочеловечков?!» [*11]; «Если человек образован, красив и внутренне и внешне, умеет ясно излагать свои мысли, то он имеет право общаться с такими же людьми, а не с быдлом и при виде этого быдла воротить нос, пусть даже немного ставить себя выше других» [*11].

Однако преобладающим представляется взгляд на пафос как на отрицательное свойство личности, присущее, опять же, «пафосному быдлу»: «Пафос – это негативная черта человеческого характера» [*4]; «Я никогда не различала пафос от выпендривания. А, может быть, это одно и то же?» [*15]; «Пафос придумали лицемеры. Вспомните, где больше всего используется пафос? Да-да, на собрании богатых клюшек, которые сидят и не знают, чем заняться, считают себя “культурными” людьми (за деньги можно и “национальным хероем” сделаться)» [*11]; «Однако у меня пафосность всегда ассоциируется с высокомерием, грубостью, напыщенностью, некоторой лживостью... А это слово “пафос” прямо режет слух, в особенности гласная “а”, эта противная “ф” и скользкая “с”»[*11]; «”Пафос” по-простому – “напыщенность”. Образованный и культурный человек вообще далек от этой черты. Напыщенность – это изначально признак плебейства. Так же как говорить “кушать” вместо “есть”, не разговаривать за столом в процессе еды, четко без отступлений следовать правилам “культурной” моды типа “лак и помада должны быть одного цвета”, подпись с “красивостями” наподобие больших закрученных округлых завитушек и высокомерно-презрительный тон с продавцами и официантами. Все это – признаки чуть отмывшегося от навоза быдла» [*11].

Рассуждения пользователей Рунета о значении слова «пафос» выявляют совпадение последнего в большинстве своих семантических признаков с классическим тщеславием.

Так, пафос выступает как чрезмерное стремление выделиться любыми путями из ряда, подняться над другими, показать свою значимость: «Пафосный человек как бы априори ставит себя выше других, общается свысока и надменным тоном» [*4]; «Говорить студенту, что завтракаешь в старбаксе, кофехаузе и пр. – только позёрство и дешёвый пафос» [*15]; «И откуда в молодом парне может быть столько пафоса? Каждая его фраза, каждый его жест... Как высоко он ставит себя над другими! Он хочет, что бы им восхищались?» [*11]; «Ненавижу, когда говорят с пафосом, высокопарно, когда ведут себя пафосно, смотрят на всех сверху вниз, когда считают себя каким-то особенным и имеющим основания всех вокруг презирать» [*11].

Демонстрируемые при этом личные достоинства оказываются мнимыми: «В пафосе есть что-то неестественноеи болезненное. Все фальшивое всегда отталкивает» [*11]; «Пафос – это фальшь и стремление показать “вот какой я идеальный, а остальные – имбециллы недоразвитые”, причем довольно на школьном уровне» [*11].

Как и у тщеславия [2, с. 128], в глубинной основе пафоса лежит определенный комплекс неполноценности, побуждающий его субъекта самоутверждаться за счет других: «А вообще пафос не нужен уверенным в себе людям. Пафос идёт скорей от недостатка аргументов» [*11]; «Самореализация для таких людей, как правило, – это показуха. Чтобы все видели, чтобы те, кто видел, – ценили» [*10]. Показушность «пафосных личностей» доходит до демонстративного психоза: «Пафос – это ведь всегда действие напоказ» [*11]; «Пафос – в расчете на публику. Основная его цель – продемонстрировать собственную “значимость”, а не донести какую-либо информацию, хоть положительную, хоть негативную» [*11]; «Но пафосные люди – они часто всеядны, им все равно, перед какой аудиторией свой театр одного актера разыгрывать» [*11].

Пафос имеет свой возрастной окрас – подростковый: «Пафос и гламур существует лет до 20. Потом это уже называется идиотизм» [*11]; «В основном склонны к пафосу подростки, потом как-то умнеют» [*11]; «Пафос или для малолеток, или для тех, кто ничего из себя не представляет, но хочет казаться крутым в глазах других» [*11].

И, наконец, у пафоса и тщеславия общая метафорика – уподобление расширяющейся субстанции: «В пафосе нет ничего хорошего, кроме того, что он вызывает желание опустить человека на землю, само по себе приятное. Человек, раздувший свое самомнение до размеров аэростата, так и напрашивается, чтобы его прокололи» [*11].

Таким образом, исследование тщеславия и способов его вербализации в русском языке позволяет прийти к следующим заключениям.

В молодежном сленге сегодня «понты» и «гламур» теснятся «пафосом», а, соответственно, прилагательное «гламурный» заменяется прилагательным «пафосный». Слово «пафос» для русского языка – заимствование сравнительно недавнее. В современном литературном языке слово «пафос» с пометой «книжн.» передает значения напряженной восторженности, страстной приподнятости, энтузиазма, а также значение внешнего проявления одушевления, иногда производящее впечатление фальши, от которого развилось новое, жаргонное значение – значение тщеславия

Анализ семантической рефлексии относительно этого слова пользователей Рунета показывает, что оно вполне однозначно отождествляется с «тщеславием» и «понтами». Пафос – аксиологически двойственное и идеологемное семантическое образование: тот, кто относит себя к «элите», оценивает пафос положительно, однако преобладающим представляется взгляд на пафос как на отрицательное свойство личности.

Рассуждения пользователей Рунета о значении слова «пафос» выявляют совпадение последнего в большинстве своих семантических признаков с классическим тщеславием. Пафос выступает как чрезмерное стремление выделиться любыми путями из ряда, подняться над другими, показать свою значимость. Демонстрируемые при этом личные достоинства оказываются мнимыми. Как и у тщеславия, в глубинной основе пафоса лежит определенный комплекс неполноценности, побуждающий его субъекта самоутверждаться за счет других. Пафос имеет свой возрастной окрас – подростковый. И, наконец, у пафоса и тщеславия общая метафорика – уподобление расширяющейся субстанции.

 

Библиографический список

 

1. Воркачев С.Г. Singularia tantum: идеологема «народ» в русской лингвокультуре. Волгоград, 2013.

2. Воркачев С.Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени. Краснодар, 2017..

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М., 2001.

4. Значение-пафос – http://ymniki.ru/pafos.html

5. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.

6. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981–1984.

7. Новиков В.И. Новый словарь модных слов. М., 2008.

8. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов 20-го века: в 2 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.

10. Пафос – http://www.ljpoisk.ru/archive/8509591.html

11. Про пафос – http://lovehate.ru/opinions/21788

12. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. М., 2002.

13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М., 2000.

14. Частицына А. Дискурс гламура http://bg.ru/society/diskurs_glamura-6273/

15. Что такое пафос – http://ruphilosophy. livejournal.com/ 109 9255. html

 

       Л.А. Исаева, А.А. Щербаева


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!