ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ



 

Любое социальное движение динамично по своей природе и поэтому может менять в зависимости от объективных и субъективных причин свою направленность, цели, задачи и т. п. В связи с такой изменчивостью уместно выделить единый критерий, основание, характеризующее нечто общее и наиболее существенное в каждом типе социального движения.

 

Политические движения

Политические движения — это коллективные действия людей по поводу политической власти. Ее завоевание, укрепление или свержение — это все акты политических движений. Они (акты) модифицируются в отношении существующего политического режима, органов государственной власти, выражаются в требованиях, обращенных к государству, властным структурам. Например, забастовочное движение шахтеров, так называемая «рельсовая война» в 1996 г. в Кузбассе, будучи сначала движением экономического характера: «Вернуть заработанные деньги!», «Своевременно выплачивать зарплату бюджетникам» и т. п. — вскоре трансформировалось в политическое движение, едва только появились лозунги: «Президента и правительство в отставку!». Но участниками таких забастовок могут быть не только шахтеры, но и учителя, чернобыльцы и т. д. Профессиональный признак здесь не главный. Главный — характер выдвигаемых требований. Если они касаются вопросов власти, то, следовательно, мы имеем дело с политическим движением. Можно выделить несколько типов политических движений:

Революционные движения

Это неизменно массовые, неизменно коллективные действия, совершающиеся, как правило, под влиянием идеи освобождения основной массы населения от гнета господствующих сил в обществе, установивших и контролирующих неравноправное распределение общественного богатства, созданного теми, кто не владеет средствами производства.

Революции обычно совершаются с целью установления социальной справедливости, а это неизбежно ведет к полному изменению существующей системы социальной несправедливости, структуры, функции и содержание которой больше не соответствуют требованиям большинства населения. Старая государственная машина и многие из ее социальных институтов — госаппарат, судопроизводство, система доступа к образованию, к ценностям культуры и искусства — идут на слом. Всякое революционное движение стремится разрушить существующую социальную систему как воплощение мира насилия, несправедливого распределения ограниченных материальных ресурсов. Униженные и обманутые — рабы, крепостные, ремесленники, пролетарии, демократы-разночинцы — составляют ведущую силу любого революционного движения.

Считается, что чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное разрушение.

Следующим типом политических движений являются реформистские (эволюционные) движения. Они представляют, как правило, массовые политические действия, ориентированные не на резкие революционные изменения существующей социальной действительности, а на медленные, накапливающиеся естественным ходом истории изменения, реформирующие существующие порядки, не затрагивая их основ. Именно это является незыблемым правилом движения, которое называет себя реформистским.

Консервативные политические движения ориентированы на сохранение сложившегося на сегодняшний день порядка вещей в основных сферах человеческой деятельности – политике, экономике, в общественных отношениях и т.д. Социальная активность их участников направлена на воспрепятствование осуществлению любых, хоть сколько-нибудь радикальных реформ в обществе и государстве. Такой подход к социальной проблематике может основываться на принципиальных положениях консерватизма как идеологии (хотя политик-консерватор – это не обязательно носитель консервативной идеологии), которые будут рассмотрены в одной из последующих лекций.

Реакционные или консервативно-революционные политические движения выступают за возврат к тем традиционным для данного общества формам хозяйства, политической или социальной организации, что к настоящему моменту уже отошли в прошлое. Это – тоже революция, но – революция, обращенная вспять, - как выразился один из виднейших российских геополитиков, лидер отечественного неоевразийства А. Г. Дугин, «восстание Традиции против современного мира». Поскольку традиция у каждого народа особая, соответственно отличаются друг от друга – вплоть до крайнего антагонизма - консервативно-революционные движения современности.

Кроме того, можно выделить прагматические политические движения, - движения, активисты которых не озабочены вопросами идеологии или долгосрочной стратегии, а ориентированы на практическое решение тех задач, что встают перед обществом и страной сегодня.

Оппозиция — это всегда форма выражения неудовлетворенности какой-то — большой или небольшой — группы людей существующим порядком социальной жизни общества. Поэтому оппозиционные движения предлагают свои собственные варианты решения назревших проблем. Многопартийная система, которая сложилась в современных развитых странах, опирается как раз на институт оппозиции. Ведь оппозиционной становится каждая партия, проигравшая выборы центральных лиц государства, законодательного собрания и т.д. Находясь в оппозиции, она становится значимой, контролирующей действия власти, органом, что позволяет ей находиться в курсе всех политических событий, оказывать влияние на текущий политический курс и действия правительства.

В нашей стране сегодня многообразие и разнообразие политических движений и партий, с одной стороны, свидетельствует о том, что уровень политической активности в массах достаточно высокий, а, с другой стороны, это может свидетельствовать о неустойчивости политических взглядов участников тех или иных политических движений, о несформированности политической позиции той или иной партии.

К революционным движениям в современной России можно отнести радикальных коммунистов (ВКПБ, РКРП, КПСС и др.), а также часть национал-большевиков (НБП Э. Лимонова). К реформистам – КПРФ Г. Зюганова (умеренные коммунисты) и партию «Справедливая Россия» (Б. Миронов). К консерваторам – наиболее идеологизированную часть «Единой России» и ряд менее влиятельных движений и организаций. К консервативно-революционному крылу отечественного политического спектра – евразийцев и неоевразийцев, часть национал-большевиков (НБФ), а также ряд православно-монархических группировок. Прагматические движение представлены основной массой актива «Единой России», а также ЛДПР В. Жириновского.

Возникая в определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические запросы общества, политическое движение в той или иной степени впитывает в себя традиции, ценности, нормы политической культуры данного региона. Не надо забывать, что мы говорим о политических движениях, а не о партии или партиях. Политической партия может называться только тогда, когда может предложить обществу внятную политическую идею, выраженную в ее программе.

 

Экспрессивные движения

Это достаточно массовые объединения людей, которые, отчетливо понимая, что существующая социальная действительность далека от обещаний лидеров нового политического режима, тем не менее, оправдывают ее существование. Они стремятся не изменить, не модифицировать эту действительность, а лишь изменить впечатление от нее. Для этого изыскиваются приемы, при помощи которых, например, социальных лидеров, технологий СМИ, ритуалов, предложить иные, чем существующие в обществе, нормы и образцы культуры, другие формы эмоциональной экспрессии. Именно в этом они находят долгожданное облегчение, что делает их каждодневную жизнь приемлемой и терпимой. Такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные действия людей в Древних Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии).

На Западе выразителем экспрессивных тенденций в стране стала молодежь, вернее, ее субкультура, главным мотивом которой становится эскапизм — бегство от убогой действительности. Проявлением экспрессивного молодежного движения являются группы хиппи, рокеров, яппи и др. молодежные группы, готовые на любые крайности, чтобы дистанцироваться от чуждого, враждебного ей (молодежи) общества.

 

Экологические движения — это движение в защиту окружающей среды, сохранение природы как фактора, определяющего жизнеспособность живых систем: флоры, фауны и человеческого общества в целом. В свете этого движения достигается понимание губительности усиливающегося антропогенного, прежде всего техногенного воздействия на окружающую природную среду, грозящего катастрофой биосферы — места обитания человечества. Экологи, экологические движения пытаются остановить технократическую необузданность поклонников технического и технологического прогресса, движимых все тем же стимулом неограниченного потребления, невзирая на то, что они рубят сук, на котором сидят. Возникшие на волне противостояния потребительскому отношению к природе, экологические движения, партии «зеленых» постепенно становятся реальной политической силой. В Германии эта партия вошла в правящую коалицию. Такой успех обусловлен тем, что партия «зеленых» выступает за переориентацию духовных запросов человека, которые должны быть направлены на ликвидацию противопоставления человека природе. Человек — это часть биосферного процесса. Поэтому экологическое движение — это движение одновременно и в защиту человека, что при самых различных мировоззренческих установках участников этого движения способствует их консолидации, подчас выработке единой политической линии. К тому же экологическое движение постепенно становится массовым, что укрепляет его позиции на политической арене.

 

Молодежные движения — массовые действия больших групп молодежи, в ходе которых они отстаивают свои права на достойную жизнь, образование, свободу выбора профессии, право иметь свои собственные политические убеждения, нравственные и культурные ценности. О молодежном движении стали говорить после студенческих движений 68-го года, прокатившихся по всему Западу, спровоцировавших «Пражскую весну», а с ней и начало глубокого политического кризиса социалистического лагеря. Более того, эти события — точки отсчета перехода индустриального общества к постиндустриализму. Здесь молодежное движение приняло новые формы. Современные молодежные движения, сущность которых выражена в глубочайшем разочаровании существующей социальной реальностью, характеризуются эскапизмом — бегством от реалий дня в наркоманию, пьянство, в необузданные и противоестественные сексуальные ориентации, которые называют нетрадиционными, чтобы скрыть деградацию молодого поколения Земли.

Все более настойчивыми становятся требования молодежного движения на право автономии молодежи от общества. Прикрываясь фразами о неудовлетворенности молодежи существующим устройством общества, некоторые лидеры молодежного движения выдвигают, во-первых, требования автономии от общества, во-вторых, на право самоуправления в молодежных центрах, где молодежь будет жить, дискутировать, петь и танцевать, рисовать и слушать музыку. Но почти во всех этих молодежных программах с подобными ценностными ориентациями нет положений о труде, о продуктивной творческой деятельности. Явная иждивенческая направленность молодежных движений, протестующих против потребительского общества, делает эти движения крайне противоречивыми, что обусловливает — при отсутствии позитивной программы — их самовырождение. Несомненно, становление постиндустриального общества внесет свои изменения и в молодежные движения.

 

Женские (феминистские) движения также представляют массовые действия за уравнивание женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало женского движения восходит к XVIII веку. Первым результатом женского движения было достижение правового равенства. Уравнивание женщин в избирательных правах с мужчинами было целью суфражистского движения женщин в Англии и других странах во второй половине XIX века.

В XX веке женские движения получили новый импульс развития, что привело к их дифференциации; женские движения можно различать по трем направлениям:

консервативное видит женщину в пределах трех элементов жизни: кухня — дети — церковь. Главное дело женщины рожать и воспитывать детей. Все остальное: политика, общественная и профессиональная деятельность не ее ума дело;

либерально-реформистское движение женщин предполагает, что уравнивание женщины во всех правах с мужчинами возможно в условиях любого общественного политического строя, позволяющего проведение общественно-экономических, общественно-правовых и общественно-политических реформ. Не отрицая огромной роли женщины в воспроизводстве будущих поколений в широком смысле слова, либерально-реформистская точка зрения допускает идею их вовлечения в общественно-политическую, правовую и профессиональную жизнь общества. Такой подход либерально-реформистского направления к проблеме женского движения связан с изменившейся ролью семьи в современных условиях и роли женщины в семье, ростом образованности женщин, с их более широким и продуктивным выходом на общественно-политическую и профессиональную арену общества. Содержание, формы и методы работы женских организаций либерально-реформистского толка позволяют им оказывать соответствующее давление на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление;

радикализм, не предлагая ничего нового по существу, ориентирован на более радикальную тактику политической борьбы, на более жесткие меры достижения равенства женщин с мужчинами. Теоретические представления и программы действия женского радикализма основываются на идеях так называемого неоматриархата, на противопоставлении по признаку пола. На этой базе делаются попытки обосновать тезис о необходимости женской революции, способной реализовать стремление женщин к равноправию и свободе, к подлинной их раскрепощенности во всех сферах общественной жизни.

Национально-освободительные движения — массовые движения народов, стремящихся изменить сложившийся экономический порядок, создать развитое и экономически независимое общество на национальной основе. XX век — это эпоха возникновения независимых, свободных государств в Африке, Азии, Латинской Америке. Однако политическая свобода, не опирающаяся на экономическое и технологическое развитие, — это лишь вывеска виртуального мира.

Современные национальные государства все более осознают несправедливость сложившейся экономической системы, пытаясь переориентировать глобалистские процессы в свою пользу.

 

Движения в защиту мира — массовые действия людей Европы, Азии, особенно сильные после Второй мировой войны, когда люди увидели, что война — это недопустимое для решения каких-либо проблем средство: уничтожение культурных ценностей, людей, самой жизни во всех ее проявлениях — признать решением проблемы сложно. С появлением же оружия массового уничтожения война и вовсе становится путем к всеобщей гибели. Именно тогда движение борцов за мир становится массовым, сближаясь с движениями «зеленых» и с массовыми социальными движениями за переустройство мира.

Социологический анализ социальных движений показывает, что активность широких масс людей как реакция на ситуацию в мире в отдельных странах возрастает. Это обусловлено прежде всего усилением для всех стран мира колоссального воздействия информационных процессов и коммуникационных систем. За счет этих систем люди стали ближе друг к другу. Океаны и пространства в определенном смысле больше не разделяют их. Усилившаяся взаимосвязь больших людских масс предопределяет существенные изменения в образе жизни людей на всех континентах, в их ценностных ориентациях и нормах поведения. Интенсивное проникновение культуры многих народов друг в друга влечет изменения в мировой культуре, возникают и развиваются новые идеи, концепции, теории и представления о новых формах социального переустройства, вытекающего из современных достижений человечества. На этой основе массы людей объединяются в движения, возникают ориентации на новые решения мировых проблем.

Основным мотивом вновь возникающих движений является неудовлетворенность решением насущных проблем жизни людей. По-прежнему в мире доминирует бедность. Ограниченные ресурсы, несмотря на колоссальные достижения науки и техники, распределяются неравномерно и, следовательно, несправедливо. Отсюда протестный аспект в социальных движениях нового времени. Условия существования все в большей мере активизируют стремление людей покончить с социальной несправедливостью и улучшить условия своего существования. В результате формирование и развитие социальных движений за изменение существующих условий социального бытия становится естественным и закономерным следствием социодинамики культурного развития планеты, а также фактором изменения ее социального облика.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!