Прп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра



Преподобный Сергий (1314-1392) был сыном   благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, прославленных в 1992 г. в лике преподобных. После смерти родителей он вместе со старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа. От посвященной Святой Троице маленькой церкви, построенной братьями в лесной чаще, и берет свое начало Троице Сергиева Лавра.

После ухода Стефана Сергий около двух лет подвизался один, потом вокруг него стала собираться братия. Прп. Сергий старался возродить в жизни своей общины монашеские идеалы, почти забытые на Руси за время татаро-монгольского ига: молитвенное делание, откровение помыслов, труд, общежитие. Преподобный был духовным наставником братии, а через 12 лет после прихода первых учеников, в 1354 году по их просьбе принял сан священника и игумена.

Слава о святом игумене и его обители привлекала к нему множество людей, которые желали поселиться поближе к святому месту, надеясь с прп. Сергием пережить тяжкие времена татарского ига.  В округе выросло множество крестьянских дворов, положивших начало Сергиевому посаду.

Житие преподобного Сергия повествует многочисленных примерах прозорливости и чудотворений святого. Удостаивался он и великих откровений -  в Рождественский пост 1379 года преподобный сподобился видения Пречистой Божией Матери.

В 1380 году преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского на битву с татаро-монголами на Куликовом поле, предсказал князю победу и дал двух воинов из своей братии – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий стоял на молитве и, видя духовным взором сражение, поминал павших воинов по именам, а потом рассказал братии о победе русских.

Духовная связь преподобного Сергия и св. кн. Дмитрия Донского, начало которой было положено задолго до Куликовской победы, служила примером для других удельных князей. Нравственный авторитет преподобного был настолько велик, что его слово в отношениях между князьями часто достигало результата там, где оказывались бесполезными все политические усилия. Сергий Радонежский несколько раз выходил из своей обители, чтобы угасить раздоры и усобицы, которыми была тогда богата раздробленная Русь.

Преподобный Сергий прожил долгую подвижническую жизнь. За полгода до кончины, на Благовещение 25 марта 1392 года, он получил откровение о своей смерти и вручил игуменство своему ученику прп. Никону Радонежскому.

Через 30 лет после блаженной кончины преподобного его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими. Святые мощи были помещены в построенном прп. Никоном каменном Троицком соборе, где они пребывают по настоящий день. Ко времени канонизации прп. Сергия (ок. 1422) его учеником прп. Андреем Рублевым для Троицкого Собора была написана знаменитая икона «Троица».

Личность преподобного Сергия Радонежского имеет огромное значение для всего нашего отечества, недаром с давних времен его называют «игуменом земли Русской». Подвиг прп. Сергия стал основанием духовно-нравственного возрождения русского народа в тяжелейший период татаро-монгольского ига. По примеру преподобного и под влиянием его святой жизни очень многие приняли монашеский постриг, около 100 учеников прп. Сергия канонизировано в лике преподобных, ученики и последователи прп. Сергия Радонежского основали на Руси около 90 монастырей. За шесть веков, прошедших после блаженной кончины преподобного, возле его мощей произошло бесчисленное множество чудес, а Лавра преподобного Сергия оказывала и до наших дней продолжает оказывать значительное влияние на жизнь русского государства и народа. [85]

Патриаршество в Русской Церкви

Патриаршество на Руси было введено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного. К этому времени русское государство успокоилось от внутренних и внешних бед, и вместе с возвышением самодержавной власти московского царя и расширением государственной границы России распространилась и возвысилась в своем внешнем положении Российская Церковь. В территориальном и материальном отношении Московская митрополия превосходила многие патриархаты, и нередко иерусалимский, антиохийский и другие патриархи приезжали в Москву за милостыней; кроме того, константинопольский патриарх после завоевания Константинополя турками (1453) находился в тяжкой зависимости от турецкого султана. В таких условиях патриархам была понятна просьба русского царя, благочестивого Феодора Иоанновича, освободить русскую Церковь от подчинения константинопольскому патриарху и дать российскому митрополиту сан патриарха.

Первым патриархом стал московский митрополит Иов. Было введено патриаршее богослужение, первосвятитель получил особые одежды.

Когда царь Феодор Иоаннович заботился об учреждении патриаршества, он в благочестивом усердии желал возвеличить Русскую Церковь этим высоким саном, а Промысел Божий приготовлял в лице патриархов для Русской Церкви и народа хранителей и поборников Православной веры. Патриаршество была введено незадолго до начала Смутного времени. В страшное время самозванцев, когда Россию чуть не погубили безначалие и чужеземная власть, именно патриарх, пользующийся самым высоким уважением и авторитетом у русских людей, один направлял действия народа к спасению России.

Патриарх Иов принял активное участие в защите независимости страны: он разослал грамоту, чтобы в храмах ежедневно служили молебны об успехе царя Бориса Годунова над самозванцем, он обличал в храме тех, кто нарушил присягу русскому царю, просил бояр вразумлять народ. В то время, когда многие присягнули самозванцу, патриарх Иов остался тверд, за что претерпел поругание. При захвате Москвы сторонниками самозванца, злодеи во время Литургии ворвались в алтарь и стали рвать с Иова святительскую одежду; затем, после многих издевательств, святителя заключили в монастырь.

Второй русский патриарх, Гермоген, занимал патриарший престол в 1607-1612 гг. Он показал пример пастырской твердости и стойкость в Православии еще в сане Казанского митрополита: святитель непреклонно требовал, чтобы жена Лжедмитрия, Марина Мнишек, приняла Православие; за это его удалили из Москвы на епархию. Сделавшись патриархом, Гермоген всеми мерами поддерживал царя Василия Шуйского в борьбе со вторым самозванцем, и даже тогда, когда мятежные бояре насильственно постригли Василия в монахи, не переставал молиться о нем, как о венчанном царе. Святителю Гермогену принадлежит мысль о призвании на царство юного боярина Михаила Романова. Ему Россия обязана и тем, что не удалась хитрость польского короля Сигизмунда III, который хотел сам царствовать в Москве под именем сына; патриарх непреклонно требовал, чтобы Владислав принял Православие и Сигизмунд, отец его, не вмешивался в дела России.

Святитель Гермоген благословил русский народ собирать ополчение против поляков для спасения веры и отечества и в своих посланиях увещал народ крепко стоять за веру православную, прекрасно понимая, что самозванец и поляки хотят не только русский престол получить, но и Православие в России заменить католичеством. Первым на зов патриарха откликнулся Прокопий Ляпунов, воевода рязанский. Напрасно святому Гермогену грозили смертью, если он не остановит ополченцев – святитель отказался. Тогда патриарха заключили в Чудов монастырь в Москве и в феврале 1612 года уморили голодом.

Через 300 лет по страдальческой кончине, в 1913 году при императоре Николае II, патриарх Гермоген причтен Церковью к лику святых.

Таким образом, первые патриархи, святители Иов и Гермоген, своим подвигом явили духовное значение патриаршества для Русской Церкви и России.

В XVII в. самым известным патриархом был патриарх Никон. С его именем связан необыкновенный рост власти патриарха и возникновение старообрядческого раскола. Патриарх Никон, будучи другом царя Алексея Михайловича, пользовался его неограниченным доверием и во время отъездов царя вместо него управлял государством. За заслуги царь почтил Никона титулом великого государя. Влияние патриарха Никона на царя было таким значительным, что впоследствии Петр I, помня пример Никона, считавшего, что «священство выше царства», и опасаясь, что власть патриарха будет ограничивать самодержавную власть царя, упразднил патриаршество.

Важнейшей церковной реформой в патриаршество Никона была так называемая «книжная справа», т. е. исправление ошибок, допущенных неграмотными переписчиками богослужебных книг. Выявление этих ошибок началось уже давно и ко времени, когда Никон стал патриархом, русскими архиереями была признана необходимость исправления богослужебных книг и обрядов. Наиболее важные обрядовые отступления Русской Церкви от греческой традиции виделись в следующем: на богослужении пели два раза «Аллилуйя» вместо трех раз, крестились двумя перстами, а не тремя и др. Кроме того, переписчики богослужебных книг допускали ошибки в написании слов, искажавшие их догматический смысл. Архиерейский собор, созванный патриархом Никоном, повелел по храмам все старые книги сжечь и ввести новые, исправленные и одобренные собором.

Старообрядческий раскол возник как отказ некоторых верующих подчиниться патриарху и собору архиереев из-за приверженности старым книгам и обрядам. Личные враги Никона и защитники старины ругали вводимые «новшества», распространяли в народе слухи, что патриарх-антихрист «портит веру». Среди непросвещенного народа верность привычному оказалась сильнее голоса разума. Суть раскола состояла в гордыне и невежестве, привязанности к букве и обряду, а не к духу христианского вероучения.

За сопротивление проводимой реформе многие поборники старины, среди которых был и известный протопоп Аввакум, были отправлены в ссылку, а затем некоторые вожди и идеологи старообрядчества были казнены.

Синодальный период

(1721-1917)

Сын царя Алексея Михайловича Петр I не питал к Церкви того почтения, которое было у отца. Затеяв обширные государственные преобразования, Петр изменил и систему управления Русской Церковью. Петр стремился к возвеличиванию значения государства и абсолютной монархии, и ему мешала самостоятельная Церковь. Петр в 1721 г. упразднил патриаршество и заменил его «духовной коллегией» в виде Святейшего Правительствующего Синода. Синод представлял собой группу архиереев и священников (позднее он состоял исключительно из архиереев). Деятельность Синода контролировалась представителем царя – обер-прокурором. Главой Церкви стал сам император, как защитник и покровитель господствующей Церкви (Православия).

Таким образом, в результате реформы Петра I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти. Но, так как Русское государство оставалось православным, Церковь своей духовной властью через миропомазание делала законной царскую власть; российский император обязан был принадлежать к Православию. Период с 1721 года по 1917 год, когда вместо патриарха Церковью управлял Святейший Синод, называется синодальным.

Несмотря на неканоничность синодальной реформы (т.е. несоответствие ее правилам и канонам Церкви), с синодальным периодом связаны значимые и дорогие для Русской Церкви события и имена. Именно к этому периоду относится служение замечательных русских святителей – епископа Воронежского и Задонского Тихона (Соколова), московского митрополита Филарета (Дроздова), епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана (Говорова), затворника Вышинского и других. Огромное влияние на жизнь русского общества этого времени оказали великие преподобные XIX века − Серафим Саровский и Оптинские старцы.

Прп.  Серафим Саровский [86] (1759-1833) около 16 лет подвизался в общежительной Саровской пустыни, в возрасте 40 лет по благословению настоятеля начал подвиг пустынножительства. Всем известно о необычайных аскетических подвигах Серафима Саровского — 1000 дней и ночей столпничества (стояние на коленях на камне), трехлетнее питание одной травой снитью, три года молчальничества, пятилетний затвор… В 1815 году, после 37 лет подвигов, преподобный Серафим по велению Матери Божией открывает двери своей келии и начинает принимать всех ищущих духовного окормления, совета, помощи и утешения. Прп. Серафим был наделен благодатными дарами прозорливости, утешения, исцеления, по его молитве Бог творил многочисленные чудеса.

С именем преподобного Серафима Саровского связано возникновение Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Этот монастырь образовался из двух монашеских общин, существовавших в разных концах села Дивеево: Казанской женской общины, образованной прп. Александрой (Мельгуновой) и духовно окормляемой старцем Саровского монастыря прп. Серафимом, и Мельничной общины, устроенной самим прп. Серафимом по велению Божией Матери. Пресвятая Богородица Сама указала место для новой общины на востоке Дивеева; сказала, что надо обнести это место канавою и валом; сначала поставить там мельницу и кельи, а потом соорудить храм с двумя престолами – в честь Рождества Христова и Рождества Самой Богоматери. Пресвятая Богородица дала прп. Серафиму особый устав для новой обители; непременным правилом стал Ее запрет принимать в обитель вдовиц, обитель должна была быть исключительно девичьей. 

В обители проживали знаменитые дивеевские юродивые: блаженная Пелагея (ум. 30 янв. 1884 г.), блаженная Паша Саровская (ум. 22 сент. 1915 г.), блаженная Мария Ивановна (ум. 8 сент. 1934 г.). Эти блаженные были известны даром духовного совета, чудесами и даром пророчества.

В Дивеевском монастыре в настоящее время находятся мощи преподобного Серафима Саровского.

Оптина пустынь в особенности известна своими старцами. Старцами называют опытных наставников в духовной жизни, уже преодолевших преткновения подвижнического пути и соблазны мира и получивших от Бога дар духовного руководства и открытия людям воли Божией. Основателем оптинского старчества стал прп. Леонид, в схиме Лев (Наголкин) (†1841), пришедший в Оптину в 1829 г. Его служение продолжил прп. Макарий Оптинский (†1860). В период старчества прп. Макария Оптина Пустынь развернула широкую переводческую и издательскую деятельность: под руководством прп. Макария переводились и готовились к печати аскетические творения древних святых отцов.

Самым известным из великих оптинских старцев является прославленный в 1988 году в лике святых прп. Амвросий Оптинский (†1891). При прп. Амвросии Оптина Пустынь достигла своего расцвета. К преподобному ехали со всех концов России. Прп. Амвросий обладал полнотой духовных дарований, из которых главными были смирение и любовь. Исцеляя других, он сам всю жизнь тяжело болел. Свою благодатную помощь и прозорливость преподобный умело скрывал по покровом шутки.

Благодаря таким старцам Оптина Пустынь сделалась образцом для русских монастырей и лучшей школой иноческой жизни. Со времени возрождения старчества в Оптиной пустыни не только возросло число братии, но и увеличилось число паломников. Многие миряне желали пользоваться назиданием и утешением духовных старцев. В прежде малозаметную пустынь стали приезжать самые известные люди России: Н. В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И. В. Киреевский, Соловьев В.С. и др.

Дело духовного возрождения человека продолжили ученики старца Амвросия: старцы Иосиф (1837-1911), Анатолий (1824-1897), Варсонофий (почил в 1912 г.), Анатолий (почил в 1922 г.), Нектарий (1856/57-1928).

Восстановление патриаршества.
Гонения на Церковь в ХХ веке

В ХХ веке на Поместном Соборе 1917-1918 гг. патриаршество в Русской Церкви было восстановлено. Первым патриархом стал избранный Собором московский митрополит Тихон (Белавин). 

Поместный Собор 1917-1918 гг., проходивший в Москве, начал свою деятельность в условиях очевидного притеснения веры со стороны Временного правительства (запрет на преподавание Закона Божия в учебных заведениях, передача помещений церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения и т.п.). Завершился Собор в условиях гражданской войны и войны против Православной Церкви, открыто объявленной властью большевиков (отделение Церкви от государства, национализация всей церковной собственности, массовые репрессии против духовенства, закрытие храмов). Беда, обрушившаяся на Церковь, способствовала особенному единодушию среди участников Поместного Собора. Главным делом, которое успел совершить Собор, стало восстановление патриаршества. С момента избрания святитель Тихон нес тяжелый крест патриаршего служения в условиях широкого отхода народа от веры и яростной борьбы власти против Церкви.

Патриарх Тихон в одном из первых посланий заявил, что Православная Церковь не является участницей политической борьбы; святитель обязал духовенство воздерживаться от каких-либо политических акций. Охраняя эту позицию, святейший патриарх отказался передать благословение одному из лидеров Белого движения. Но большевики рассматривали Церковь как одного из основных противников и объявили все духовенство контрреволюционным. Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Патриарх Тихон в феврале 1918 г. выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту.

В годы гражданской войны многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расправленным свинцом, топили в прорубях, сажали на кол.[87] Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская семья: последний российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей – Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей. Они были убиты как символ Православной России и богоустановленности царской власти. В то же время погибла от рук убийц сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший патриарх Тихон не побоялся публично осудить расстрел царя и его семьи и благословил священнослужителей молиться об их упокоении.

В годы жестокого голода в Поволжье в 1921-1922 гг. власть попыталась сокрушить Церковь: в то время как Православная Церковь активно участвовала в передаче помощи голодающим, по приказу В.И.Ленина было объявлено об изъятии всех церковных ценностей в виду того, что Церковь укрывает от страдающего народа свои богатства. Новых властителей страны не беспокоили страдания жителей голодающих районов. Им необходимо было уничтожить Церковь и завладеть ее ценностями, чтобы на вырученные деньги устроить мировую революцию.

Выполнение ленинской инструкции по принудительному изъятию церковных ценностей встретило сопротивление верующих. Во время кампании по изъятию погибло множество мирян и представителей духовенства. В разных городах были организованы показательные судебные процессы. Только в Москве и Петрограде было вынесено 14 смертных приговоров. Среди расстрелянных по этому делу митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). На вопрос трибунала о себе, он сказал: «Что же я могу о себе сказать? Я не знаю, что вы мне скажете в своем приговоре: жизнь или смерть. Но что бы вы не сказали, я осеню себя крестом и скажу: слава Богу за все». В это время был арестован и патриарх Тихон, готовился суд над ним с неизбежным расстрельным приговором. Но под влиянием требований внешней политики большевики вынуждены были отпустить патриарха на свободу. 

За несколько лет своего правления святитель Тихон смог создать основу для развития церковной жизни в новых условиях – без покровительства и защиты со стороны государства; он смог сохранить единство Русской Церкви, которое большевики пытались расколоть руками некоторых либеральных священнослужителей, пошедших на сделку с совестью и властью (так называемых обновленцев). Участием в богослужениях и изданием патриарших посланий святитель Тихон укреплял верующих и своим бесстрашием оставил пример верного исповедания Христа. В 1989 г. патриарх Тихон был причислен к лику святых.

В ходе гонений на Церковь окраины страны покрылись многочисленными концентрационными лагерями. Одним из наиболее известных является Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно – СЛОН), созданный большевиками в 1923 году. Бывший Соловецкий монастырь стал местом ссылки и гибели сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства.

 Самым страшным местом Соловков считалась карантинная рота на острове Анзер, размещенная в Голгофо-Распятском скиту. Больные узники поголовно умирали от холода, голода, издевательств и болезней. Сбылось пророчество, сделанное за двести лет до создания концлагеря, когда на Голгофо-Распятской горе иеромонаху Иову явилась Божия Матерь и предрекла: «Сия гора отныне будет называться Голгофской, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убелится она страданиями неисчислимыми».

Штрафная рота в скиту на Секирной горе отличалась изощренной жестокостью. Охранники привязывали к заключенному большое тяжелое бревно и сбрасывали его вниз по ступеням длинной лестницы, построенной монахами к Вознесенскому храму на вершине Секирки. К подножию горы падал изуродованный труп с обнажившимися костями.

Организованное Советской властью массовое уничтожение духовенства и мирян продолжались до времени «правления» Хрущева Н.С., когда характер гонений изменился – отныне они осуществлялись преимущественно в идеологическом направлении. 

В юбилейном 2000 году Русская Церковь прославила подвиг пострадавших за веру от Советской власти. Но так как невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они были канонизированы как Собор новомучеников и исповедников российских. 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

К разделу № 1. Священная история Ветхого Завета:

1. Августин, блж. О граде Божием. (Кн. 11, гл. VI-VII). Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

2. Вениамин (Пушкарь), еп. Священная библейская история. СПб.; Владивосток, 2008.

3. Лопухин А.П. Библейская история. Монреаль, 1986.

4. Филарет(Дроздов), свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990.

К разделу № 2. Священная история Нового Завета:

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., изд-во ПСТГУ, 1999.

2. Вениамин (Пушкарь), еп. Священная библейская история. СПб.; Владивосток, 2008.

3. Павлович Н. А. Победитель смерти. М., изд-во ПСТГУ, 2000.

4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелия: в 4 кн. Киев, 2008. 

К разделу № 3.Основы православного вероучения:

1. Давыденков О., свящ. Катехизис. ПСТГУ: Курс лекций. М., изд-во ПСТГУ. 2000.

2. Слободской Серафим, прот. Закон Божий: руководство для семьи и школы. ТСЛ,1984.

3. Филарет (Дроздов), свт. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990.

К разделу № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви:

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000.

2. Алексеев С. Зримая истина: Энциклопедия православной иконы. СПб; М., 2003.

3. Красовицкая М.С. Литургика: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2002.

4. Серафим Слободской, прот. Закон Божий: Руководство для семьи и школы. ТСЛ,1984.

5. Успенский Л.А. Богословие иконы. М.: Дар, 2007.

К разделу №5. Учение Православной Церкви о Таинствах:

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000.

2. Игнатий Брянчанинов, свт. Поучение 1-е в Неделю по Богоявлении. О покаянии // Творения. Т. 4. Аскетическая проповедь. Репр. М.: Правило веры, 1993

3. Красовицкая М.С. Литургика. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002.

4. Малков П. Ю. Введение в Литургическое Предание. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006; М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.

5. Слободской С., прот. Закон Божий. ТСЛ,1984.

6. Филарет (Дроздов), свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990

К разделу №6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви:

1. Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем к монашествующим и мирянам: В 3 ч. Репр. М.: Синтагма-Паломник, 1997. Ч.1: Письма к мирянам.

2. Васечко В., свящ. Сравнительное богословие: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2005.

3. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / Пер. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998.

4. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994

5. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006.

6. Смирнов П., прот. История Церкви. М., 1994.

7. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998.

8. Слободской С., прот. Закон Божий: руководство для семьи и школы. М., 2008.

9. Шмеман А., прот. Догматический союз // Ретроспективная и сравнительная политология, вып.1, М., 1991. С.107

10. Яковлев А.И. Лекции по истории христианской Церкви. М., 2005.

К разделу №7. Краткий обзор истории Русской Православной Церкви:

1. Тихон (Полянский), игум. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2002.

2. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. М., 2001.

3. Филиппов Б. А. Советское государство и Православная Церковь (1917-1991). М., 2005.

4. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994.


[1] Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990. С. 7

[2] "Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более, невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый. Повествуется, правда, что с первых же пор словом Божиим был сотворен свет, и что Бог отделил свет от тьмы и назвал этот свет днем, а тьму ночью. Но какого свойства был этот свет, каким именно движением и какого рода вечер и утро производил он, — это недоступно нашему разумению и не может быть понято нами соответственно тому, как оно есть; хотя мы должны этому верить без колебания" - Августин, блж. О граде Божием. (Кн. 11, гл. VI-VII). Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. С. 520.

[3] Напр. свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Палама, свт. Афанасий Александрийский и др.

[4] И именно в раю, как сообщает нам вторая глава книги Бытия, была создана жена из ребра Адама.

[5] Прежде создания человека Бог сотворил бесплотных духов – ангелов. Один из них − возгордится и возмечтал стать равным Богу. Он восстал против Бога и увлек за собой некоторых других ангелов. Они были низвергнуты с небес. Навсегда лишив себя возможности покаяния и обращения к добру, лишив себя вечной радости пребывания с Богом, диавол (или сатана, что означает противник) завидовал первому человеку и потому увлек его в преслушание Богу.

[6] Видимо, смолистое дерево, наподобие кипариса или кедра.

[7] см. кондак праздника Пятидесятницы: «Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненныя языки раздаяше, в соединении вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» (перевод: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа») и 2-ой тропарь 3 песни 1-ого канона этого же праздника: «Божественнаго Духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся» (перевод: «Снизошедшая сила Божьего Духа божественно объединила в одном созвучии разделенный в древности язык (людей), согласившихся на зло, вразумив верных познанием Троицы, в Которой мы утвердились»)

[8] Здесь (Быт. 14.13) Аврам впервые назван евреем, т.к. был потомком (в 6 поколении) Евера, правнука Сима.

[9] Действия Бога по управлению миром, пути промысла Божия о мире.

[10] И еврейское слово «Мессия» и греческое «Христос» переводятся одинаково – «помазанник».

[11] Слово «присно» означает «всегда».

[12] Особая храмовая денежная единица, не имевшая никакого изображения.

[13] По-славянски встреча звучит как «сретение».

[14] Синогога – молитвенный дом иудеев («синогога» с греч. – «собрание»). Жертвы приносили только в Иерусалимском храме, а в синагогах каждую неделю евреи могли слушать Священное Писание, толкования и поучения учителей (раввинов).

[15] Песнь Пресвятой Девы «Величит душа моя Господа…» используется в богослужении и является частью утрени.

[16] В церковнославянском языке слово «течение» имеет, среди прочих, значение «путь, стезя»; выражение «аз теку» означает «я быстро иду, я бегу». 

[17] «Зилот» с греческого - «ревнитель». Апостола Симона так прозвали, по-видимому, за его особую ревность или принадлежность в прошлом к секте зилотов (он же в Мф. 10.4 и Мк. 3.18 назван Кананит, что имеет на еврейском языке то же значение). Во времена Христа существовала секта зилотов – особо фанатичных ревнителей закона и защитников независимости Иудеи, с оружием в руках боровшихся против языческого Рима.

[18] «Искариот» это тоже прозвище, видимо, данное Иуде-предателю, чтобы отличить его другого Иуды из числа Двенадцати – Иуды Иаковлева. «Искариот» означает «из Кириота». В отличие от других апостолов Иуда-предатель был негалилейского происхождения, его родной город Кириот расположен в Иудее (центральной области Палестины).

[19] Декалог – «десятисловие» с греческого яз. Так называют десять заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай и сообщенных народу как обязательные правила жизни.

[20] «Исполнить» означает 1) выполнить, 2) восполнить – дать недостающую полноту.

[21] Легион здесь в значении «множество». В римской армии легионом называлось очень большое воинское соединение – не менее 3000 пеших воинов и около 300 всадников.

[22] Куща – палатка, шатер.

[23] Лоно Авраамово – по представлениям иудеев, место упокоения душ праведников после смерти. В основе этого образа лежит картина праздничного пира, где Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый гость возлежит на его лоне (ложе) или на его груди. 

[24] Праздник Обновления Храма установлен после восстания Маккавеев, когда Иерусалимский Храм был очищен от идолов, установленных там сирийским царем Антиохом Епифаном IV.

[25] В храме можно было использовать только священные сикли – специальные храмовые монеты (без изображений).

[26] Эта война, во время которой был уничтожен иерусалимский храм, описана иудейским историком Иосифом Флавием в книге «Иудейская война».

[27] Багряница – ярко-красная ткань. Под багряницей, которую надели на Иисуса после бичевания, видимо, имеется в виду красный плащ римских воинов.

[28] Терн – сорное растение с большими жесткими колючками. В Палестине терн использовали при изготовлении изгородей и орудий наказания.

[29] Претория – резиденция римского наместника.

[30] Голгофа в переводе с евр. «лоб, череп».

[31] Всего во время Крестных страданий Господь произнес семь «слов» или фраз: 1) молитва за распинателей - «Отче, прости им, ибо не знают, что делают»; 2) обращение к разбойнику – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; 3) слова к Пресвятой Богородице и ап. Иоанну – «Жено, се, сын Твой», «Се, Матерь твоя»; 4) стон богооставленности – «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»; 5) «Жажду»; 6) «Совершилось»; 7) «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой».

[32] Нисан – название весеннего месяца, с которого начинался год у евреев.

[33] Так называемая Туринская плащаница это и есть ткань, в которую было обернуто Тело Спасителя. У иудеев при погребении тело обертывалось пеленами, обильно пропитанными миром. Плащаница Спасителя, когда ее увидели апостолы, не только сохранила форму Его Тела, но и имела на себе печать чуда Воскресения - изображение Тела Христова.

[34] «Равви» с еврейского языка переводится как «учитель».

[35] В то время иудеи день и ночь делили на 12 часов, т.е. 12 часов от восхода солнца до заката. Соответственно, третий час дня соответствовал девяти часам утра в современном счете часов в сутках.

[36] 325 г., Никея

[37] 381 г., Константинополь, т.е. Цареград

[38] Предвечный Совет изображен на иконе «Троица» преп. Андрея Рублева. Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух изображены в виде ангелов, сидящих вокруг стола. На столе стоит чаша с главой агнца – символ будущих крестных страданий Сына Божия, которые Он добровольно принимает для спасения мира.

[39] Католическая Церковь, вопреки запрету Второго Вселенского Собора, внесла в 8-й член Символа веры дополнение об исхождении Святого Духа «и от Сына» (по-латински – Filioque, филиокве), что является значительным расхождением с православным вероучением.

[40] Подробнее о Таинствах Церкви рассказано ниже, в разделе «Учение православной Церкви о Таинствах».

[41] Об этом Сам Христос сказал ученикам накануне Страстей: «…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14.30).

[42] Тропарь Святой Пасхи

[43] Подробнее об иконостасе см. в разделе «О святых иконах».

[44] Лучшим образцом иконы Святой Троицы является Троица преп. Андрея Рублева, написанная для Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

[45] Алтарные преграды с иконами существовали и в Византии, но там они состояли из меньшего числа ярусов и имели несколько иной порядок размещения икон.

[46] Схема иконостаса взята из: Алексеев С. Зримая истина: Энциклопедия Православной иконы. М.;СПб, 2003.С.351.

[47] Праотцы — это ветхозаветные праведники, жившие верой в грядущего Спасителя, родоначальники избранного народа и предки Господа Иисуса Христа по плоти. К праотцам прежде всего относят Адама, Сифа, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других праведников, живших до Моисея. Праотцами называют также родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну, праведного Иосифа Обручника.

[48] Слово «срачица» с церковнославянского языка переводится как «сорочка, рубашка».

[49] Слово «индития» греческого происхождения: ενδύτη (индитэ) – «одежда».

[50] О том, как именно это происходит, см. в разделе «Таинство Евхаристии».

[51] Просфора — это хлеб, употребляемый на Божественной литургии для совершения Таинства Евхаристии. Подробнее см. в теме «Таинство Евхаристии».

[52] «Пресвитер» и «иерей» слова греческого происхождения: «пресвитерос» с греч.- «старейшина, старец», «иерéос» - священник.

[53] «Игумен» (греч. «игуменос») — «ведущий, правящий». 

[54] Греч. слово «архимандрит» переводится как «старший над монастырем».

[55] Седмицей на церковнославянском языке называется неделя, а неделей – воскресный день. Поэтому круг богослужебного времени, связанный с семидневным циклом, правильно называть седмичным кругом.

[56] Название служб «часы» изначально связано с ветхозаветной традицией освящать молитвой определенные часы суток.

[57] Из тропаря Рождества Христова

[58] Название происходит от общего количества этих праздников — двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, т.е. входят в период Пасхалии). 

[59] 8-ая песнь Пасхального канона.

[60] Красовицкая М.С. Литургика. М. ПСТГУ, 2002. С.57-58.

[61] Хотя слово "сугубый" означает "двойной" или "усиленный".

[62] Напомним, что «неделей» на церковнославянском языке называется воскресный день.

[63] См. раздел «Учение Православной Церкви о таинствах». «Таинство Евхаристии».

[64] «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил василевс. - Я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим побеждай!». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (Евсевий Памфил. Жизнь Константина / Пер. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. - М.: изд. группа Labarum, 1998. Глава 28).

[65] Игнатий Брянчанинов, свт. Поучение 1-е в Неделю по Богоявлении. О покаянии // Творения. Т. 4. Аскетическая проповедь. Репр. М.: Правило веры, 1993. С. 8.

[66] К V веку, после прекращения гонений, публичная исповедь постепенно упразднилась, поскольку наряду с положительными, она имела и свои отрицательные стороны. Например, некоторые христиане, стыдясь исповедовать вслух свои тяжкие грехи (например, блуд), стали скрывать их; других слышание чужих грехов приводило в смущение, к гордости или осуждению ближнего.

[67] Ср.1 Кор.11.23-25, Мф.26.26-28:

Мф.26.26-28: «Ядущым же им, приемь Иисус хлеб и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. И приемь чашу и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов».

1 Кор. 11.23-25: «Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, приемь хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание».

[68] Зачала − это богослужебное деление книг «Апостол» и «Евангелие» на отдельные фрагменты. Существует определенное последование (порядок) чтения зачал апостольских посланий и Евангелий в течение богослужебного года. Чтение апостольских текстов обычно начинается с обращения: «Братие!», евангельских зачал с указания: «Во время оно…» (т.е. «в это время») или «Рече Господь Своим учеником…»

[69] дориносима – означает торжественно носимого, прославляемого ("дори" - слово греческое и значит: копье, так что "дориносима" значит; копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, при чем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях.

[70] Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С.296.

[71] Отпуст – это заключительные слова каждой службы, благословение на выход из храма по окончании богослужения

[72] Канон – принятый Церковью определенный список книг, составляющих Библию.

[73] В книге Деяний апостолов отмечается, что именно в общине, состоящей из бывших язычников, верующие впервые стали называться «христианами» (Деян. 11.26).

[74] Из двенадцати апостолов такое именование усвоено только ап. Петру, старшему среди учеников Христа.

[75] Как писал прот. Александр Шмеман: «Государственная религия в империи, в переводе на наш язык, была не столько религией, сколько именно «идеологией», принятие ее зависело не от личной веры или неверия, а было выражением гражданской лояльности, гражданским долгом. <…> От римского подданного требовалось не вера – верить он мог во что угодно... – а подчинение, исполнение обряда, внешнее признание установленного порядка и его с ним солидарности». Шмеман А. Догматический союз // Ретроспективная и сравнительная политология, вып.1, М., 1991. С.107.

[76] В церковно-исторической литературе этот Собор часто называется Халкидонским – по месту, в котором проходил.

[77] Слово «монофизитство» образовано соединением двух греческих слов: моно – один, физис – природа.

[78] Известен афоризм свт. Григория Богослова (IV в.): «Что не воспринято Христом, то не уврачевано».

[79] Слово «монофелитство» образовано соединением двух греческих слов: моно – один, фелима – воля.

[80] Икона, свидетельствующая об этом чуде, называется Троеручицей.

[81] Главной целью Крестовых походов было освобождение Иерусалима от власти мусульман.

[82] В те времена подвижники не решались уходить далеко в пустыню, желающие жить строгой жизнью уединялись недалеко от своего селения.

[83] Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. С. 156-160.

[84] Имеется в виду Волжская Болгария − государство, существовавшее в X-XIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы. В Волжской Болгарии исповедовали ислам.

[85] История Троице-Сергиевой Лавры неразрывно связана с историей России. Так, в Смутное время поляки стремились овладеть Троице-Сергиевым монастырем, который был важным стратегическим пунктом, привлекал своими богатствами и, кроме того, был символом борьбы русских людей с иноземными захватчиками. Поляки 16 месяцев осаждали обитель, но не смогли ее захватить. В это тяжелое для обители время прп. Сергий и Никон неоднократно помогали осажденным; многие видели, как по монастырским стенам ходили два старца, похожие на прп. Сергия и Никона. Один из них кадил, а другой окроплял монастырь святой водой. Поляки стреляли в старцев, но пули не причиняли им никакого вреда.  В 1612 году поляки замучили заточенного в Кремле святого патриарха Гермогена, который призывал русских людей на борьбу с иноземцами, а Троице-Сергиев монастырь продолжил дело Гермогена: по городам рассылались грамоты с призывом идти на освобождение Москвы. При участии Свято-Троицкого монастыря и прп. Сергия, явившегося Козьме Минину, было собрано народное ополчение, которое дошло до Москвы и освободило ее от поляков.

В 1744 г., в правление императрицы Елизаветы Петровны, нередко ходившей сюда на богомолье, Троицкий монастырь получил статус Лавры.

Во время Отечественной войны 1812 года отряды французов дважды предпринимали попытки захватить Лавру. В первый раз они сбились с пути из-за сильного тумана, в другой раз увидели скачущих на конях старцев и в недоумении повернули обратно.

С 1814 году в Троице-Сергиевой Лавре располагается Московская Духовная академия − главная духовная школа Русской Православной Церкви. В XIX в. Троице-Сергиева Лавра была не только духовным, но и крупным просветительским центром: она обладала большой типографией и издавала книги и брошюры религиозного содержания. Вскоре после революции 1917 г. монастырь был закрыт, мощи преп. Сергия вскрыты и увезены, а насельники разогнаны. В 1946 г. Свято-Троицкий Сергиев монастырь был вновь открыт и стал вторым (после Псково-Печерского, открытого ранее) действующим монастырем в РСФСР.

[86] Канонизирован в 1903 г. при императоре Николае II

[87] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 34.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!