РАЗДЕЛ № 4. Устройство православного храма. Богослужение Православной Церкви



 

Понятие о богослужении.

Богослужение, как выражение внутренней устремленности человека к Богу, Творцу и Источнику жизни, началось со времени сотворения первых людей, еще в раю. Оно состояло не в строгой последовательности молитв и священнодействий, как сейчас, а в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После грехопадения характер богослужения изменился. Теперь оно не только выражало благодарность, но и приобрело покаянный характер. Богослужение стало сопровождаться жертвоприношениями, которые приносились как в знак благодарности Богу за Его благодеяния, так и в качестве напоминания о грехах человека и его вине перед Богом. Жертвоприношения на богослужении служили указанием на Ту великую жертву, которую впоследствии принес за грехи мира воплотившийся Бог-Слово, Спаситель мира Иисус Христос.

Сначала богослужение совершалось свободно, на открытых местах, не было ни храмов, ни священников, ни строго определенных священнодействий и молитв. Первым храмом Единому Истинному Богу была скиния, походный храм, устроенный пророком Моисеем по повелению Божию во время исхода избранного народа из Египта. Тогда же были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), установлен строгий порядок совершения священнодействий, определены жертвы на разные случаи, введены праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.). Впоследствии царь Соломон построил Иерусалимский храм, единственное место на земле, где разрешалось совершать богослужение Единому Богу.

Как свидетельствует Священное Писание Нового Завета, Господь Иисус Христос часто посещал Иерусалимский храм, проповедовал в нем, заботился о благоговейном поведении верующих. Молились в ветхозаветном храме и святые апостолы. Но в то время уже появились и особые места для собрания христиан, чаще всего ими были дома членов общины.

Когда Иерусалимский храм был разрушен, а христиане подвергались гонениям, богослужение совершалось на тайных собраниях, главным образом, в катакомбах.

Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века, после прекращения гонений на Церковь.

Устройство православного храма

Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения.

 Впоследствии, когда столицей Римской империи стал Константинополь, появился другой тип храма — крестово-купольный. Основание храма в виде креста напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой Церкви, созданной для усвоения каждым человеком плодов искупительной Крестной Жертвы. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.

Каждый храм освящается во имя Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Матери Божией, святых или какого-либо события священной истории, например, Троицкий собор, храм Христа Спасителя, Успенский и Благовещенский соборы, церковь Преображения Господня, храм свт. Николая, храм св. апостолов Петра и Павла и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память священного события или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Ветхозаветный храм (и скиния) разделялся на три части: двор, святилище и святое святых; так и православный христианский храм разделяется на три части:

· притвор

· собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся

· алтарь.

 

Алтарь, как и святое святых в ветхозаветном храме, означает Царство Небесное. Во святое святых никому ни разрешалось входить в знак того, что после грехопадения Царство Небесное закрыто для человека. Только первосвященник один раз в год входил туда с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это его действие напоминало о том времени, когда Спаситель через пролитие Своей крови откроет для всех Царство Небесное. Когда Господь Иисус Христос умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме, закрывавшая вход в святое святых, разорвалась надвое – это означало, что Христос открыл врата Царства Небесного для всех верующих в Него.

Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом[43] — преградой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии).

 Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие.

Святилищу ветхозаветного храма соответствует средняя часть православного храма. В святилище ветхозаветного храма никому, кроме священников, входить не разрешалось. В православном храме стоят все верующие христиане в знак того, что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

 На стенах храма и на аналоях (высоких узких столиках с наклонной поверхностью) размещаются иконы. Перед иконами возжигают лампады и свечи, которые ставятся на подсвечники.

Свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия). Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

В средней части храма, у клиросов, стоят хоругви — иконы, прикрепленные к длинным древкам. Хоругви носят во время крестных ходов как церковные знамена.

На западной стороне храма устраиваются врата, вводящие в притвор. Врата эти называются «красными», потому что обычно украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, например, во время крестных ходов. Притвор соответствует двору ветхозаветного храма, где стоял молящийся народ. В древности в притворе стояли оглашенные (готовящиеся к принятию Крещения) или христиане, кающиеся в совершении тяжелых грехов.

О святых иконах

Значение иконы в Церкви

Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон — важной частью православного вероучения.

Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе — Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.

Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры — учением о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Христа.

Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись , которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.

Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми — полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место – наряду с иконами Спасителя.

На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.

В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица[44].

Наконец, на иконах могут изображаться святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона — это образ человека, который достиг славы Царства Божия.  

Иконостас

 Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России[45], достаточно поздно, в XV веке.

Верхний ряд иконостаса (см. схему[46]), праотеческий[47] представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис.7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

Третий ряд иконостаса — праздничный, в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.

Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис − это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.

Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. 

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.

Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению. 

 

Рис. 4. 1 . Схема высокого иконостаса


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!