Лекция 6. Новаторские черты лирики Некрасова
Ярчайшей новаторской чертой лирики Некрасова является то, что она приобретает эпический характер. Музыка сердца у него становится живописью сердца – таково свойство его поэтического мировосприятия, свойство его памяти, пластичной, рельефно-конкретной, его художественных приемов. Это вовсе не значит, что поэзия у него уступает и сдает позиции прозе, «прозаируется». Нет, поэзия и здесь остается высочайшей поэзией, но это – поэзия Некрасова! Эпическое начало в его стихотворениях невозможно истолковывать только как средство преодоления романтической риторики. Это его художественная стихия, где он мог высказаться с наибольшей силой как поэт. Выразительные картины деревенской жизни, зарисовки природы, «рассказы» в стихах, городские сценки, урбанистические пейзажи, портреты уличных типов – такого традиционная лирика не знала. Он открывал новые жанровые просторы и пути для нее, это был гениальный прорыв в поэзию ХХ века, когда дерзкие новаторские открытия Некрасова становятся нормой.
Некрасов добивается того, что происходит позднее, – в 60-70-е годы в прозе - перестройка романных форм (Достоевский, толстой). Он же значительно раньше добивается того же эффекта в области форм поэтических. Поэзия, благодаря Некрасову, соперничает не только с музыкой, но и с прозой, и даже с самой живописью, правдивой и точной. Вот почему он оказал громадное влияние на русское искусство, опередив передвижников и разработав для них многие сюжеты.
|
|
Правда, первооткрывателем таких лиро-эпических приемов его назвать все-таки нельзя, так как у него был гениальный предшественник – Пушкин с болдинскимстихотворением «Румяный критик мой…» Проклятая «хандра» и «тоска», навеваемые русской деревней, жанровые зарисовки, тусклый осенний пейзаж, крестьянская нищета, фигурка мужика с гробиком ребенка под мышкой: «Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил!» Некрасов словно весь вырос из этого пушкинского стихотворного наброска. Но у него подобные картины впервые стали доминировать в поэзии; они постоянны в его обширном наследии, это не исключение, а правило.
Важнейшая особенность поэзии будничных, «сниженных» жанровых картин заключалась в том, что это не раздумья по поводу деревенской жизни, «бедных селений» и «скудной природы», рождающие волну рефлексии-медитации в душе лирического героя – лермонтовско-тютчевская традиция, - а сама жизнь в безжалостной правде ее изображения.
Можно отметить два типологических ряда в его поэтической манере. 1-й заключается в том, что лирический герой дистанцирует себя от картины. Она несет в себе самой эмоциональные и живописные краски, не привносимые в нее сознанием лирического героя. Это свойство самого изображаемого мира. Острокритическое авторское отношение объективируется, что является характерным свойством именно эпического рода творчества. Здесь важен выбор сюжетной ситуации, жизненного типа, пейзажного фрагмента.
|
|
Одна из особенностей поэтического мира Некрасова – слияние тенденции с картиной. Нет риторики по поводу изображения, стоящего перед глазами читателя; оно в себе самой несет и авторскую оценку, и авторское чувство:
Сторож вкруг дома господского ходит, |
Злобно зевает и в доску колотит. |
Мраком задернуты небо и даль, |
Ветер осенний наводит печаль; |
По небу тучи угрюмые гонит, |
По полю листья – и жалобно стонет … |
(«Псовая охота»)
Заунывный ветер гонит |
Стаю туч на край небес. |
Ель надломленная стонет, |
Глухо шепчет темный лес. |
(«Перед дождем»)
Другой тип изображения жизни, тоже очень частый у Некрасова, сопровождается открытой лирической рефлексией:
И вот опять знакомые места, |
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, |
Текла среди пиров, бессмысленного чванства, |
Разврата грязного и мелкого тиранства; |
Где рой подавленных и трепетных рабов |
Завидовал житью последних барских псов, |
Где было суждено мне божий свет увидеть, |
Где научился я терпеть и ненавидеть … |
|
|
(«Родина»)
Нередко слово передается не лирическому, а персонажному герою. Такой прием чаще всего используется в стихотворениях из народной жизни («В дороге», «В деревне», «Огородник», «Буря»). В 1867 году будет создано замечательное в этом отношении стихотворение «Выбор», где звучит не один голос, а три: Водяной, Воевода-Мороз и Леший. Сюжет развертывается в духе драматических народных сцен Некрасова: женщина-крестьянка пытается уйти из жизни; в проруби не утонула, мороз не усыпил сладкими грезами. Видимо, погибнет по подсказке Лешего: «С каждого дерева броситься можно вниз головой!»
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 922; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!