Набор №3 Древнерусский дружинник (старшая дружина), боярин.



Воинская элита, вожди племенных объединений, богатые землевладельцы, вышедшие из племенной аристократии, богатые купцы (тороговля в Византии, Персии, Европе). Княжьи люди (слуги или лично свободные, но незнатного происхождения), поставленные на высокие административные должности (посадник, тысяцкий), элита духовенства (настоятели монастырей, епископы).

 

Комплект костюма. (дается начальный средний комплект на летне-осенний период)

Одежда.

Нижнее (исподнее):

Рубаха (срачица) — рубаха туникообразного кроя (клинья и ластовицы), рукава прямые или зауженные к запястью (зауженный рукав более характерен для более богатых владельцев), ворот круглый, прямоугольный или ладье-образный. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, отбеленный. Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде).

Порты — штаны прямого покроя с одной ромбической или прямоугольной ластовицей, длина варьируется от полной до середины икры. Можно также использовать крой штанов из Торсеберга, как пример более сложной ластовицы. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, отбеленный

 

Верхнее

Как правило верхняя одежда шилась из крашеной ткани. Верхняя плечевая одежда украшалась. Отсутствие красителя либо говорит о низком социальном статусе, либо о том, что это человек из земель финно-угров (либо алан, но обычно не бедных).

Рубаха верхняя (руб, рубаха, туника) — рубаха туникообразного кроя, рукава прямые или зауженные к запястью (зауженный рукав более характерен для более богатых владельцев), ворот круглый, прямоугольный (более характерен уже ближе к XII веку под влиянием Византийской моды) или ладьеобразный; может иметь «косой ворот», т. е. застёгиваться на левом плече пуговицей или фибулой. Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть (иногда и шелк) полотняного и саржевого переплетения, крашеная дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка). Также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, черный). Часто цвета были насыщенные, то есть, могли красить в несколько прокрасов и в более насыщенных растворах.

Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде). Верхняя рубаха могла украшаться вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром. Иногда ворот могли обрабатывать дополнительным слоем ткани («подоплёка»), в данном случае больше имеет место декоративное значение, чем практическое.

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Материал пуговиц: металлические сплавы меди (бронза, латунь), кость. шнур, реже стекло.

Порты (порты, гачи, ноговицы) — штаны прямого покроя, с ромбической (как правило) ластовицей, штанины могут быть заужены к щиколотке (гачи). Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть (иногда и шелк) полотняного и саржевого переплетения (саржа предпочтительна простая), крашеная дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка). Часто цвета были насыщенные, то есть, могли красить в несколько прокрасов и в более насыщенных растворах.

Крой либо по находкам в Торсеберге, Дорменсдорфе, Шлезвиг-Голштейне (сложная ластовица, сложный крой штанины, пояс-гашник), либо из Скъяльдлахеймна, либо с применением этнографического материала.

Шаровары для Руси менее характерны, так как они более удобны для работы на корабле или для районов с сильными ветрами и туманами (Новгород, Псков, пограничные земли с балтами и финнами, города (и поселения) со смешанным скандинаво-славянским наслеением). Длина шаровар, как правило, не ниже икроножной мышцы (чуть ниже колена).

Ноговицы — узкие штаны или чулки (шоссы) иногда с носком, иногда без; заимствование от кочевых племён, предположительно могли использоваться для границы лесо-степной зоны, кто имел дело с лошадьми.

Свита — верхняя плечевая полураспашная одежда; может иметь туникообразный крой (как рубаха) или иметь отрезную юбку, пришитую в сборку к основному стану. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка). Может украшаться вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром, Ткань может быть покрыта штампами. Пуговицы металлические (сплавы меди), реже встречаются стеклянные, часто петли и место крепления пуговиц украшалось полосами контрастной ткани или шнуром (разговоры).

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Кафтан (как правило, черта именно воинского сословия) — верхняя распашная плечевая одежда; имеет как туникообразный крой, так и крой более характерный для халатов: отрезная юбка, пришитая к стану, собранная на мелкую сборку, с явно выделенным поясом, полы имеют большой запах. Подражание кочевой и венгерской моде. Типичные находки: курганный комплекс Шестовица, урочище Мощевая балка, урочище Подорванная балка, Гнёздово. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, крашеная дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка). Всегда украшалась вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром, могла шиться из парчи или украшаться набойкой по шелку или шерсти. Пуговицы металлические (сплавы меди, серебро), костяные, реже встречаются стеклянные, часто петли и место крепления пуговиц украшалось полосами контрастной ткани или шнуром (разговоры).

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Плащ (мятль, крзно) — полукруглое (мятль) полотно шерстяной ткани, имеет подкладку из растительного или животного волокна (лён или шерсть, иногда даже шелк), могло также быть украшено аппликацией контрастной тканью или вышивкой, тесьмой, также может быть украшено набойкой. Средний размер от 1 х 1,5 м до 1,5 х 2 м (в зависимости от конституции владельца). Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (может использоваться и сложная саржа, например «ёлочка», или «ромбик»), крашеная дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка).

Шуба (КожУх) — как правило, длиннополая распашная (с большим запахом) одежда, подбитая мехом. Вероятно может иметь вид дублёнки, когда наружняя сторона из кожи (кожух). К сожалению, целых экземпляров не найдено. По фрагментам богатого захоронения в Киеве на Княжьей Горе. Пуговицы могли быть из кости или дерева.

 

Сразу делать и свиту и кафтан не обязательно. Можно начать с одного из них.

 

Головной убор.

Шапка — имеет несколько форм: колпак (обычно конический или сферо-конический), сфероконическая или сферическая более низкая шапка. Шилась из 4 или 6 клиньев (сегментов) или целиком валялась из войлока. Материал шерсть (часто с подкладкой из льна), войлок, крашеные дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации), может также быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, черный). В случае с войлочными шапками, могли быть с контрастными цветами лицевой стороны и изнанки или «полей» и тульи. Или покрываться дорогой тканью, например шелком, расшиваться жемчугом.

Для Новгородской земли характерна ещё одна форма колпака, похожая на колпаки из Бирки (конический колпак, сшитый из двух клиньев, хвост загнут назад).

Шапки могли также украшаться вышивкой, тесьмой, аппликацией тканью, недорогим мехом. Мех на опушку идёт следующий: лиса (огнёвка, корсак), заяц, песец.

Для данного набора рекомендую простые войлочные шапки без оторочки мехом, или шапки из 4 клиньев.

Худ — как версия, для Руси мало характерен (не найдено). Схема кроя — Скъяльдлахеймн.

Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (только простая саржа 2/2 или 4/4, «диагональ»), крашеная дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Может быть полихромной (цвет или оттенок нитей основы отличается от цвета или оттенка нитей утка). Может иметь подкладку из шерсти или растительного полотна.

 

Обувь.

До XI – XII века сапоги не встречаются, кроме кочевых народностей (хазары, аланы, печенеги). Как правило, сапоги — элемент костюма городского населения или воинского сословия.

Ботинки (туфли) — как правило, одночастные ботинки без каблука высотой чуть выше щиколотки, завязывающиеся вокруг щиколотки шнурком. Встречаются также ботинки, застёгивающиеся на кожаные или костяные пуговицы. Варианты кроя: Старая Ладога, Новгород, Киев, Псков, Хедебю, Бирка, Готланд. Могут иметь вышивку.

Поршни — простейший и самый дешёвый вариант обуви, шился из цельного куска шкуры (кожи). Для X века характерна форма кроя с цельной пяткой и сшитым носком или сшитая пятка и носок. Высота, как правило, не выше плюсневых костей. Существует версия, что поршни — это дополнительная обувь для защиты от влаги основной (своего рода калоши). В данном наборе как самостоятельная обувь не приветствуется.

Обмотки (онучи) — как правило, шерстяная тканая лента. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, может быть естественных цветов (бежево-белый, черный), так и окрашены, как дорогими красителями (цвета: коричневый, зелёный, жёлтый, красный, синий, черный  и их комбинации). Обычно крепились либо крючками, либо маленькими фибулами

Носки — шерстяные носки, вязаные иглой. Как правило, однотонные. Также могли быть окрашены

Гетры (ноговицы) — высокие носки или гетры, вязаные иглой. Как версия.

 

Аксессуары. (металлическая фурнитура из бронзы, меди, латуни, железа, а также из кости (лосиный рог))

Пояс — пояс из кожи, пряжка простая лировидная или D- или O-образная. Может иметь хвостовик в виде простой пластины или накладки. Материал пряжки бронза, латунь, серебро (язычок пряжки или железный или из латуни и бронзы). Длина 1,2 — 1,6 м (в зависимости от констутуции владельца), хвост может свисать, а может быть закручен вокруг талии. Может также иметь накладки из металла (там где это обусловлено археологическими находками), однако их количество невелико. Может иметь специальные кольца разделители (следы ремонта или для подвешивания каких-нибудь предметов).

Мог также использоваться и тканый (тесьма) пояс, в основном для подпоясывания нижней одежды или домашнего пояса. Как правило, пряжек не имел. Однако из шёлковой тесьмы пояс мог использоваться с пряжкой и накладками.

Поясной (бытовой) нож — бытовой нож по археологии Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Гнёздово. Рукоять всадная деревянная (береза, ясень, дуб, вишня, яблоня) или из лосиного рога, резьба — простым орнаментом (ромбы, круги), может иметь простую инкрустацию (гвоздики) металлом или украшение проволокой (как правило, медных сплавов). Ножны из кожи, могут иметь тиснение.

Стяжной кошель — малая сумка из кожи (из одного куска или сшитая из нескольких кусков, как правило, из 2-4). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый)

Поясная сумка — небольшая сумка из кожи, преимущественно прямоугольной формы (например, «кошелек из Новгорода»). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый). Ташка является импортом из Скандинавии или от угров (Венгрия) и подражанием венгерской моде.

На данный набор могут быть использованы ташки украшенные шёлком, имеющие накладки из сплавов меди или серебра, или же иметь клапан, закрытый целиком чеканной пластиной.

Кресало — металлическая часть огнива, преимущественно, калачевидной формы. Встречаются также просто полоски высокоуглеродистой стали с оттянутым и загнутым одним концом. Опционально, но будет полезно иметь не только как штрих к костюму.

Точильный камень — как правило камень сланцевой породы. Может иметь специальный подвес для крепления к поясу или сумке.

Фибула — застёжка плаща (ворота рубахи) из металла (железо, медь и сплавы меди, серебро). Как правило, имеет украшения в виде пролитых бусин и утолщений, орнамент. Торсированные фибулы могут присутствовать, но как утилитарные (в основном из неблагародных металлов). Формы фибул могут быть подковообразные и кольцо с иглой. Источники — находки в Новгороде, Гнёздово, Киеве

Может быть заменена иглой из металла, лосиного рога (кости), но в этом случае иметь орнаментальное украшение (особенно для рога).

Подвеска-аумлет — подвеска из металла (сплавы меди, серебро) на кожаном или плетеном шнуре (шнур, плетеный на вилке или «дёрганцы») или на цепи, может иметь орнаментальные украшения. Для выходцев из Скандинавии это могут быть Молот Тора или его аналог в период христианизации («Исландский крест»), для христиан — кресты (как правило, нательные, но могут встречаться мощевики) или медальоны со святыми и иконки (для раннего средневековья очень редки), для язычников — змеевики, солярные символы (но не современные их интерпретации).

Браслеты — могли быть свитыми из проволок или цепными (бронза, латунь, реже серебро) и пластинчатыми или монолитными. Могли украшаться резьбой или же целиком выливаться в форме. Концы могут спаиваться друг с другом или завершаться: либо волютообразными концами (завитки и узлы), либо стилизованными головами зверей (как правило для скандинавских браслетов). Также могли использоваться как платёжное средство

Кольца — в качестве украшения и платёжного средства. Как правило, изготавливались либо из перевитых проволок (самый распространённый тип), либо пластиной. Концы, как правило, не запаяны.

Шейная гривна — как правило, признак воинского сословия, так как в обычной жизни являлось чисто женским украшением. Материал - серебро

 

Комплект вооружения.

Варианты комплекта: щит-топор, щит-меч, щит-копье, копье, лук

Шлем — элемент защитного вооружения, боевое наголовье.
Рекомендуется либо шлем из Гнёздово тип 1 либо «пилотка», а также версии шлемов из Гульбища, Манвеловки, Новгорода. Проще говоря, шлемы Тип I и Тип II по типологии Анатолия Кирпичникова. На войлочный или стёганый подшлемник. Бармица кольчужная открытая (реже полная), полотно клёпаное или клёпано-сечёное.

Корпусной доспех — как правило, либо кольчуга клёпано-сеченая или целиком клёпаная, либо ламелярный жилет (пластинки стреловидные Новгород или пластинки из Бирки). Последний мог быть более вероятен для крупных городов и его населения. Кольчуги, как правило находят либо в курганах дружинников, либо в богатых усадьбах.
Для данного набора самый дорогой элемент комплекта — кольчуга. В современных реалиях, ламелярный жилет обойдётся дешевле, но в реалиях реконструируемого периода — ламелярные доспехи редки, распространяться начинают с XI - XII века, когда основной тактикой дружины был конный бой (русская дружина пересаживается на коней и воюет верхом с середины X века; до этого момента лошади использовались только как транспорт).

Топор — рекомендуются топоры двойного назначения (бытовые и для войны): тип IV, тип V по Анатолию Кирпичникову. Для Новгорода, Ладоги, Пскова могут ещё подойти типы VI и VII (тоже по типологии Кирпичникова). Наиболее распространённый тип топора — это IV или V. Именно военного назначения топоры типов I, VIII.
Топор может использоваться как основное, так и вторичное оружие

Копье — основное оружие строевого боя может применяться в паре со щитом в другой руке (но тогда древко короче). Наиболее распространены наконечники типов Тип I (ланцетовидный) и Тип III (треугольный) (по Кирпичникову), реже Тип II (ромбический). Как правило, копьём работают двумя руками, но если длина и его вес позволяют, может использоваться в паре со щитом.
Наконечник копья может иметь украшения на втулке в виде инкрустации металлом (медь и медные сплавы, реже серебряная проволока).

Боевой нож (скрамасакс, нож) — нож с довольно крупным клинком (скрамасакс) или, наоборот, достаточно узким клинком (как ножи аланов). Средняя длина боевых ножей (в отличии от бытовых) около 20 см и более, ширина клинка до 2 см (дл скрамасаксов до 3 см). Для русского дружинника использование ножа или скрамасакса в бою почти не подтверждается, однако, в качестве крайней меры используется. Для X века скрамасаксы уже почти не встречаются. В захоронениях на территории Руси скарамасакс идёт вместе с мечем.

Ножны украшены металлическими накладками с кольцами и Т-образными вырезами. Является заимствованием от скандинавов.
Алано-хазарские ножи имеют деревянные ножны и различной формы рукояти (встречаются и сабельные) из плодовых деревьев, каштана, ореха.

Длинно-клинковое оружие — меч или сабля / палаш. Как правило, сабля не используется с большим щитом (как правило, это оружие кочевых народностей или опять подражание венгерской и болгарской моде, может использоваться с круглым щитом среднего размера, линзовидным). Например, в захоронениях в Шестовице в могиле дружинника скандинавского происхождения сабля была обнаружена без щита (который тоже могли класть в воинские захоронения).

Мечи на реконструируемый период: Тип E Тип H, Тип S, Тип X, Тип Y, Тип Z по Петерсону. Навершие и перекрестье меча могут украшаться (большинство находок — это мечи из богатых курганов: Черная Могила, Гнёздово, Шестовицы, Карабичев, Старая Рязань, Киев, Фощеватая).

Ножны меча деревянные, обтянутые кожей с планкой под пояс.

Щит — как правило, круглый дощатый щит, оклеенный тканью или кожей. Может быть раскрашен в цвета вождя или иметь собственный рисунок. Материал досок (по распространённости находок): ольха, липа, сосна, береза, тополь, ясень, бук. Предпочтительнее брать ольху, липу, берёзу; сосна довольно колкая и смолистая, но достаточно распространена и дёшева; ясень дорог, в меру тяжёл, но крепок к ударным нагрузкам. Умбон простой железный сферической или грибовидной формы, может иметь украшение.

На щите также могут быть специальные накладки — украшения на рукояти, металлические оковки

Сулица — короткое копье пригодное для метания (длина обычно не превышает 1,5 м с наконечником). Более распространено было у балтов и кочевых народов, в античности у германцев. Древнерусскими дружинниками могло использоваться как метательное копье при сражении верхом. Наконечники рекомендуются аналогично копьям. Вариант исполнения: и втульчатые и черешковые

Лук — сложносоставной рекурсивный лук азиатского типа, например венгерский.

Стрелы с наконечниками втульчатыми или чаще черешковыми, форма наконечников треугольная или ланцетовидная. Необходим тул для стрел. Из кожи или лучше из бересты.

 


 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!