Набор №2 Древнерусский дружинник (младшая дружина)



Начальный комплект Древняя Русь — отрок/мужчина. Раннее средневековье (IX – XII вв)

 

Набор №1 восточно-славянский (Древняя Русь) ополченец.

Также подходит для некомбатантов невысокого социального статуса: рядовые члены общины, крестьянин, холоп (лично несвободный крестьянин), небогатый горожанин (ремесленник, например, плотник, гончар, столяр, разнорабочий).

 

Комплект костюма. (дается начальный средний комплект на летне-осенний период)

Одежда.

Нижнее (исподнее):

Рубаха (срачица) — рубаха туникообразного кроя (клинья и ластовицы), рукава прямые или зауженные к запястью (рекомендую прямые), ворот круглый, прямоугольный или ладье-образный. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, некрашенный или отбеленный. Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде).

Порты — штаны прямого покроя с одной ромбической или прямоугольной ластовицей, длина варьируется от полной до середины икры. Можно также использовать крой штанов из Торсеберга, как пример более сложной ластовицы. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, некрашенный или отбеленный

 

Верхнее

Как правило верхняя одежда шилась из крашеной ткани. Верхняя плечевая одежда украшалась. Отсутствие красителя либо говорит о низком социальном статусе, либо о том, что это человек из земель финно-угров (либо алан, но обычно не бедных).

Рубаха верхняя (руб, рубаха, туника) — рубаха туникообразного кроя, рукава прямые или зауженные к запястью (рекомендую прямые), ворот круглый, прямоугольный (более характерен уже ближе к XII веку под влиянием Византийской моды) или ладье-образный; может иметь «косой ворот», т. е. застёгиваться на левом плече пуговицей или фибулой. Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть полотняного и саржевого переплетения (саржа предпочтительна простая), крашеные в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый).

Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде). Верхняя рубаха могла украшаться вышивкой, аппликацией контрастной тканью, шнуром. Иногда ворот могли обрабатывать дополнительным слоем ткани («подоплёка»). 

Порты (порты, гачи, ноговицы) — штаны прямого покроя, с ромбической (как правило) ластовицей, штанины могут быть заужены к щиколотке (гачи). Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть полотняного и саржевого переплетения (саржа предпочтительна простая), крашеные в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый).

Крой либо по находкам в Торсеберге, Дорменсдорфе, Шлезвиг-Голштейне (сложная ластовица, пояс-гашник), либо из Скъяльдлахеймна, либо с применением этнографического материала.

Шаровары для Руси менее характерны, так как они более удобны для работы на корабле или для районов с сильными ветрами и туманами (Новгород, Псков, пограничные земли с балтами и финнами, города (и поселения) со смешанным скандинаво-славянским наслеением). Длина шаровар, как правило, не ниже икроножной мышцы (чуть ниже колена).

Ноговицы — узкие штаны или чулки (шоссы) иногда с носком, иногда без; заимствование от кочевых племён, предположительно могли использоваться для границы лесо-степной зоны, кто имел дело с лошадьми.

Свита (не обязательно, как правило, черта городского костюма) — верхняя плечевая полураспашная одежда; может иметь туникообразный крой (как рубаха) или иметь отрезную юбку, пришитую в сборку к основному стану. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, крашеная в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (серый, бурый). Пуговицы как металлические, так и костяные и деревянные.

Плащ (вотола) — как правило, прямоугольное полотно шерстяной ткани, могло иметь подкладку из растительного или животного волокна (лён или шерсть). Средний размер от 1 х 1,5 м до 1,5 х 2 м (в зависимости от конституции владельца). Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (может использоваться и сложная саржа, например «ёлочка», переплетение «ромбик» менее распространен), крашеная в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый).

Шуба (КожУх) — как правило, длиннополая распашная (с большим запахом) одежда, подбитая мехом. Вероятно может иметь вид дублёнки, когда наружняя сторона из кожи (кожух). К сожалению, целых экземпляров не найдено. По фрагментам богатого захоронения в Киеве на Княжьей Горе можно предположить, что подобный вид зимней одежды мог быть не только у элиты. Пуговицы могли быть из кости или дерева.

 

Головной убор.

Шапка — имеет несколько форм: колпак (обычно конический или сферо-конический), сфероконическая или сферическая более низкая шапка. Шилась из 4 или 6 клиньев (сегментов) или целиком валялась из войлока. Материал шерсть (часто с подкладкой из льна), войлок, крашеные в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый).

Для Новгородской земли характерна ещё одна форма колпака, похожая на колпаки из Бирки (конический колпак, сшитый из двух клиньев, хвост загнут назад).

Шапки могли также украшаться вышивкой, тесьмой, аппликацией тканью, недорогим мехом (хотя для Руси это не такое уж и правило). Однако рекомендую не злоупотреблять опушкой. Мех на опушку идёт следующий: овчина (в основном), лиса (огнёвка, корсак), заяц,

Худ — как версия, для Руси мало характерен (не найдено). Схема кроя — Скъяльдлахеймн.

Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (только простая саржа 2/2 или 4/4, «диагональ»), крашеная в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый)

 

Обувь.

До XI – XII века сапоги не встречаются. Как правило, сапоги — элемент костюма городского населения или воинского сословия.

Ботинки (туфли) — как правило, одночастные ботинки без каблука высотой чуть выше щиколотки, завязывающиеся вокруг щиколотки шнурком. Встречаются также ботинки, застёгивающиеся на кожаные или костяные пуговицы. Варианты кроя: Старая Ладога, Новгород, Хедебю 6.

Поршни — простейший и самый дешёвый вариант обуви, шился из цельного куска шкуры (кожи). Для X века характерна форма кроя с цельной пяткой и сшитым носком или сшитая пятка и носок. Высота, как правило, не выше плюсневых костей. Существует версия, что поршни — это дополнительная обувь для защиты от влаги основной (своего рода калоши).

Обмотки (онучи) — как правило, шерстяная тканая лента. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, может быть естественных цветов (бежево-белый, серый, бурый), так и окрашены недорогими красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации). Обычно крепились либо крючками, либо маленькими фибулами

Носки — шерстяные носки, вязаные иглой.

Гетры (ноговицы) — высокие носки или гетры, вязаные иглой. Как версия.

 

Аксессуары. (металлическая фурнитура из бронзы, меди, латуни, железа, а также из кости (лосиный рог))

Пояс — простой пояс из кожи, пряжка простая лировидная или D- или O-образная. Хвостовик редок и почти не встречается. Материал пряжки бронза, латунь, медь (язычок пряжки или железный или из латуни и бронзы). Длина 1 — 1,5 м (в зависимости от констутуции владельца), хвост может свисать, а может быть закручен вокруг талии. Хвост, как правило, оставляют небольшой.

Мог также использоваться и тканый (тесьма) пояс, в основном для подпоясывания нижней одежды или дома

Поясной (бытовой) нож — простой бытовой нож по археологии Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Гнёздово. Рукоять всадная простая деревянная (береза, ясень, дуб, вишня, яблоня) или из лосиного рога, резьба — простым орнаментом (ромбы, круги). Ножны из кожи без тиснения.

Стяжной кошель — малая сумка из кожи (из одного куска или сшитая из нескольких кусков, как правило, из 2-4). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый)

Поясная сумка — небольшая сумка из кожи, преимущественно прямоугольной формы (например, «кошелек из Новгорода»). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый). Ташка является импортом из Скандинавии или от угров (Венгрия) и подражанием венгерской моде.

Кресало — металлическая часть огнива, преимущественно, калачевидной формы. Встречаются также просто полоски высокоуглеродистой стали с оттянутым и загнутым одним концом. Опционально, но будет полезно иметь не только как штрих к костюму.

Точильный камень — как правило камень сланцевой породы. Может иметь специальный подвес для крепления к поясу или сумке.

Фибула — застёжка плаща (ворота рубахи) из металла (железо, медь и сплавы меди). Как правило, для данного набора почти не имеет орнаметальных украшений (чеканки, резьбы, специально пролитых элементов). Обычно подковообразной формы, может быть сторсирована (свернута по оси прутка), концы загнуты в виде «волют».

Может быть заменена иглой из металла, лосиного рога (кости) или твердых пород дерева.

Подвеска-аумлет — подвеска из металла (железо или сплавы меди) на кожаном или плетеном шнуре (шнур, плетеный на вилке или «дёрганцы»), почти не имеет орнаментальных украшений (как правило, то что было найдено — найдено в богатых захоронениях). Для выходцев из Скандинавии это могут быть Молот Тора или его аналог в период христианизации («Исландский крест»), для христиан — крестики (как правило, нательные) или медальоны со святыми и иконки (для раннего средневековья очень редки), для язычников — змеевики, солярные символы (но не современные их интерпретации).

 

Комплект вооружения.

Варианты комплекта: щит-топор, щит-копье, копье, лук

Шлем — элемент защитного вооружения, боевое наголовье. Для данного набора является допущением. Очень редко у кого он был.
Рекомендуется либо шлем из Гнёздово тип 1 либо «пилотка». Как правило, без бармицы. На войлочный или стёганый подшлемник. Бармица кольчужная открытая, полотно клёпаное или клёпано-сечёное. Самый дорогой элемент вооружения.

Топор — рекомендуются топоры двойного назначения (бытовые и для войны): тип IV, тип V по Анатолию Кирпичникову. Для Новгорода, Ладоги, Пскова могут ещё подойти типы VI и VII (тоже по типологии Кирпичникова). Наиболее распространённый тип топора — это IV или V. Именно военного назначения топоры типов I, VIII.
Топор может использоваться как основное, так и вторичное оружие

Копье — основное оружие строевого боя может применяться в паре со щитом (но тогда древко короче). Наиболее распространены наконечники типов Тип I (ланцетовидный) и Тип III (треугольный) (по Кирпичникову), реже Тип II (ромбический). Как правило, копьём работают двумя руками, но если длина и его вес позволяют, может использоваться в паре со щитом.

Щит — круглый досчатый щит, оклеенный тканью или кожей. Может быть раскрашен в цвета вождя, рекомендую пока оставить некрашеным или однотонный. Материал досок (по распространённости находок): ольха, липа, сосна, береза, тополь, ясень, бук. Предпочтительнее брать ольху, липу, берёзу; сосна довольно колкая и смолистая, но достаточно распространена. Умбон простой железный сферической или грибовидной формы.

Сулица — короткое копье пригодное для метания (длина обычно не превышает 1,5 м с наконечником). Более распространено было у балтов и кочевых народов, в античности у германцев. Древнерусскими дружинниками могло использоваться как метательное копье при сражении верхом. Наконечники рекомендуются аналогично копьям. Вариант исполнения: и втульчатые и черешковые

Лук — как правило, односоставной простой лук из дерева (береза, ясень, орешник, тис) длина колеблется от 140 до 180 см. Стрелы с наконечниками втульчатыми или чаще черешковыми, форма наконечников треугольная или ланцетовидная. Необходим тул для стрел. Из кожи или лучше из бересты.

Набор №2 Древнерусский дружинник (младшая дружина)

Также подходит для лично сводобных крестьян (как правило, старшины общин), горожан среднего и большого достатка (купец, ремесленник, изготавливающий уникальный продукт (ювелир, стекольщик), кузнец, зодчий), княжьих людей (могут быть лично несвободные холопы, поставленные на невысокие административные должности тиунов, ключников). Духовенство.

 

Комплект костюма. (дается начальный средний комплект на летне-осенний период)

Одежда.

Нижнее (исподнее):

Рубаха (срачица) — рубаха туникообразного кроя (клинья и ластовицы), рукава прямые или зауженные к запястью (зауженный рукав более характерен для более богатых владельцев), ворот круглый, прямоугольный или ладье-образный. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, некрашенный или отбеленный. Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде).

Порты — штаны прямого покроя с одной ромбической или прямоугольной ластовицей, длина варьируется от полной до середины икры. Можно также использовать крой штанов из Торсеберга, как пример более сложной ластовицы. Материал, преимущественно, лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, некрашенный или отбеленный

 

Верхнее

Как правило верхняя одежда шилась из крашеной ткани. Верхняя плечевая одежда украшалась. Отсутствие красителя либо говорит о низком социальном статусе, либо о том, что это человек из земель финно-угров (либо алан, но обычно не бедных).

Рубаха верхняя (руб, рубаха, туника) — рубаха туникообразного кроя, рукава прямые или зауженные к запястью (зауженный рукав более характерен для более богатых владельцев), ворот круглый, прямоугольный (более характерен уже ближе к XII веку под влиянием Византийской моды) или ладьеобразный; может иметь «косой ворот», т. е. застёгиваться на левом плече пуговицей или фибулой. Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть полотняного и саржевого переплетения (саржа предпочтительна простая), крашеная преимущественно доступными красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый). Часто цвета были насыщенные, то есть, могли красить в несколько прокрасов и в более насыщенных растворах.

Варианты кроя: рубаха из Скъяльдлахеймна (X в), туника из Крагелунда (аналог туника Томаса (Фомы) Беккета) XI – XII вв, реконструкция погребальных рубах Усыпальниц Московского Кремля по Пармону, этнография XVIII – XIX века (без цветных ластовиц и «выпушек», характерных с XVII века в стрелецкой одежде и в обрядовой одежде). Верхняя рубаха могла украшаться вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром. Иногда ворот могли обрабатывать дополнительным слоем ткани («подоплёка»), в данном случае больше имеет место декоративное значение, чем практическое.

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Материал пуговиц: металлические сплавы меди (бронза, латунь), кость, дерево, шнур, реже стекло.

Порты (порты, гачи, ноговицы) — штаны прямого покроя, с ромбической (как правило) ластовицей, штанины могут быть заужены к щиколотке (гачи). Материал лён (или другое растительное волокно, например, конопля или крапива) полотняного переплетения, шерсть полотняного и саржевого переплетения (саржа предпочтительна простая), крашеная преимущественно доступными красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, светло-синий и их комбинации). Часто цвета были насыщенные, то есть, могли красить в несколько прокрасов и в более насыщенных растворах.

Крой либо по находкам в Торсеберге, Дорменсдорфе, Шлезвиг-Голштейне (сложная ластовица, сложный крой штанины, пояс-гашник), либо из Скъяльдлахеймна, либо с применением этнографического материала.

Шаровары для Руси менее характерны, так как они более удобны для работы на корабле или для районов с сильными ветрами и туманами (Новгород, Псков, пограничные земли с балтами и финнами, города (и поселения) со смешанным скандинаво-славянским наслеением). Длина шаровар, как правило, не ниже икроножной мышцы (чуть ниже колена).

Ноговицы — узкие штаны или чулки (шоссы) иногда с носком, иногда без; заимствование от кочевых племён, предположительно могли использоваться для границы лесо-степной зоны, кто имел дело с лошадьми.

Свита — верхняя плечевая полураспашная одежда; может иметь туникообразный крой (как рубаха) или иметь отрезную юбку, пришитую в сборку к основному стану. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, крашеная преимущественно доступными красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (серый, бурый). Может украшаться вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром. Пуговицы металлические (сплавы меди), костяные и деревянные, реже встречаются стеклянные, часто петли и место крепления пуговиц украшалось полосами контрастной ткани или шнуром (разговоры).

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Кафтан (как правило, черта именно воинского сословия) — верхняя распашная плечевая одежда; имеет как туникообразный крой, так и крой более характерный для халатов: отрезная юбка, пришитая к стану, собранная на мелкую сборку, с явно выделенным поясом, полы имеют большой запах. Подражание кочевой и венгерской моде. Типичные находки: курганный комплекс Шестовица, урочище Мощевая балка, урочище Подорванная балка, Гнёздово. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, крашеная преимущественно доступными красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (серый, бурый). Почти всегда украшалась вышивкой, аппликацией контрастной тканью (в том числе, шелком), шнуром. Пуговицы металлические (как правило, сплавы меди, очень редко серебро), костяные и деревянные, реже встречаются стеклянные, часто петли и место крепления пуговиц украшалось полосами контрастной ткани или шнуром (разговоры).

Также на ткань могли наноситься штампы краской для подражания более дорогой ткани (парча, самит)

Плащ (вотола, мятль) — как правило, прямоугольное (вотола) или полукруглое (мятль) полотно шерстяной ткани, имеет подкладку из растительного или животного волокна (лён или шерсть), могло также быть украшено аппликацией контрастной тканью или вышивкой, тесьмой. Средний размер от 1 х 1,5 м до 1,5 х 2 м (в зависимости от конституции владельца). Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (может использоваться и сложная саржа, например «ёлочка», или «ромбик»), крашеная в простые и доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации).

Шуба (КожУх) — как правило, длиннополая распашная (с большим запахом) одежда, подбитая мехом. Вероятно может иметь вид дублёнки, когда наружняя сторона из кожи (кожух). К сожалению, целых экземпляров не найдено. По фрагментам богатого захоронения в Киеве на Княжьей Горе можно предположить, что подобный вид зимней одежды мог быть не только у элиты. Пуговицы могли быть из кости или дерева.

 

Сразу делать и свиту и кафтан не обязательно. Можно начать с одного из них.

 

Головной убор.

Шапка — имеет несколько форм: колпак (обычно конический или сферо-конический), сфероконическая или сферическая более низкая шапка. Шилась из 4 или 6 клиньев (сегментов) или целиком валялась из войлока. Материал шерсть (часто с подкладкой из льна), войлок, крашеные в доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации), а также естественных цветов шерсти животного (бежево-белый, серый, бурый). В случае с войлочными шапками, могли быть с контрастными цветами лицевой стороны и изнанки или «полей» и тульи.

Для Новгородской земли характерна ещё одна форма колпака, похожая на колпаки из Бирки (конический колпак, сшитый из двух клиньев, хвост загнут назад).

Шапки могли также украшаться вышивкой, тесьмой, аппликацией тканью, недорогим мехом. Мех на опушку идёт следующий: лиса (огнёвка, корсак), заяц, песец.

Для данного набора рекомендую простые войлочные шапки без оторочки мехом, или шапки из 4 клиньев.

Худ — как версия, для Руси мало характерен (не найдено). Схема кроя — Скъяльдлахеймн.

Материал шерсть полотняного и саржевого переплетения (только простая саржа 2/2 или 4/4, «диагональ»), крашеная доступные красители (цвета: коричневый, болотно-зелёный, жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации). Может иметь подкладку из шерсти или растительного полотна.

 

Обувь.

До XI – XII века сапоги не встречаются, кроме кочевых народностей (хазары, аланы, печенеги). Как правило, сапоги — элемент костюма городского населения или воинского сословия.

Ботинки (туфли) — как правило, одночастные ботинки без каблука высотой чуть выше щиколотки, завязывающиеся вокруг щиколотки шнурком. Встречаются также ботинки, застёгивающиеся на кожаные или костяные пуговицы. Варианты кроя: Старая Ладога, Новгород, Киев, Псков, Хедебю, Бирка, Готланд. Могут иметь вышивку.

Поршни — простейший и самый дешёвый вариант обуви, шился из цельного куска шкуры (кожи). Для X века характерна форма кроя с цельной пяткой и сшитым носком или сшитая пятка и носок. Высота, как правило, не выше плюсневых костей. Существует версия, что поршни — это дополнительная обувь для защиты от влаги основной (своего рода калоши). В данном наборе как самостоятельная обувь не приветствуется.

Обмотки (онучи) — как правило, шерстяная тканая лента. Материал — шерсть полотняного или саржевого переплетения, может быть естественных цветов (бежево-белый, серый, бурый), так и окрашены, как правило, доступными красителями (цвета: коричневый, болотно-зелёный, ненасыщенный жёлтый, кирпично-красный, синий и их комбинации). Обычно крепились либо крючками, либо маленькими фибулами

Носки — шерстяные носки, вязаные иглой. Как правило, однотонные. Также могли быть окрашены

Гетры (ноговицы) — высокие носки или гетры, вязаные иглой. Как версия.

 

Аксессуары. (металлическая фурнитура из бронзы, меди, латуни, железа, а также из кости (лосиный рог))

Пояс — простой пояс из кожи, пряжка простая лировидная или D- или O-образная. Может иметь хвостовик в виде простой пластины или накладки. Материал пряжки бронза, латунь, медь (язычок пряжки или железный или из латуни и бронзы). Длина 1,2 — 1,6 м (в зависимости от констутуции владельца), хвост может свисать, а может быть закручен вокруг талии. Может также иметь накладки (там где это обусловлено археологическими находками), однако их количество невелико. Может иметь специальные кольца разделители (следы ремонта или для подвешивания каких-нибудь предметов).

Мог также использоваться и тканый (тесьма) пояс, в основном для подпоясывания нижней одежды или домашнего пояса. Как правило, пряжек не имел.

Поясной (бытовой) нож — бытовой нож по археологии Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Гнёздово. Рукоять всадная деревянная (береза, ясень, дуб, вишня, яблоня) или из лосиного рога, резьба — простым орнаментом (ромбы, круги), может иметь простую инкрустацию (гвоздики) металлом или украшение проволокой (как правило, медных сплавов). Ножны из кожи, могут иметь тиснение.

Стяжной кошель — малая сумка из кожи (из одного куска или сшитая из нескольких кусков, как правило, из 2-4). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый)

Поясная сумка — небольшая сумка из кожи, преимущественно прямоугольной формы (например, «кошелек из Новгорода»). Цвета кожи выбираются естественных оттенков (коричневый, бежевый, желтый). Ташка является импортом из Скандинавии или от угров (Венгрия) и подражанием венгерской моде.

На данный набор могут быть использованы простые ташки (без большого числа накладок, с минимумом украшений).

Кресало — металлическая часть огнива, преимущественно, калачевидной формы. Встречаются также просто полоски высокоуглеродистой стали с оттянутым и загнутым одним концом. Опционально, но будет полезно иметь не только как штрих к костюму.

Точильный камень — как правило камень сланцевой породы. Может иметь специальный подвес для крепления к поясу или сумке.

Фибула — застёжка плаща (ворота рубахи) из металла (железо, медь и сплавы меди). Как правило, имеет украшения в виде пролитых бусин и утолщений, орнамент. Торсированные фибулы могут присутствовать, но как утилитарные. Формы фибул могут быть подковообразные и кольцо с иглой. Источники — находки в Новгороде, Гнёздово, Киеве

Может быть заменена иглой из металла, лосиного рога (кости), но в этом случае иметь орнаментальное украшение (особенно для рога).

Подвеска-аумлет — подвеска из металла (железо или сплавы меди, может быть серебро) на кожаном или плетеном шнуре (шнур, плетеный на вилке или «дёрганцы») или на цепи, может иметь орнаментальные украшения. Для выходцев из Скандинавии это могут быть Молот Тора или его аналог в период христианизации («Исландский крест»), для христиан — кресты (как правило, нательные, но могут встречаться мощевики) или медальоны со святыми и иконки (для раннего средневековья очень редки), для язычников — змеевики, солярные символы (но не современные их интерпретации).

Браслеты — могли быть свитыми из проволок или цепными (бронза, латунь, реже серебро) и пластинчатыми или монолитными. Могли украшаться резьбой или же целиком выливаться в форме. Концы могут спаиваться друг с другом или завершаться либо волютообразными концами (завитки и узлы), либо стилизованными головами зверей (как правило для скандинавских браслетов). Также могли использоваться как платёжное средство

Кольца — в качестве украшения и платёжного средства. Как правило, изготавливались либо из перевитых проволок (самый распространённый тип), либо пластиной. Концы, как правило, не запаяны.

Шейная гривна — как правило, признак воинского сословия, так как в обычной жизни являлось чисто женским украшением.

 

Комплект вооружения.

Варианты комплекта: щит-топор, щит-копье, копье, лук

Шлем — элемент защитного вооружения, боевое наголовье.
Рекомендуется либо шлем из Гнёздово тип 1 либо «пилотка», а также простые версии шлемов из Гульбища, Манвеловки, Новгорода. Проще говоря, шлемы Тип I и Тип II по типологии Анатолия Кирпичникова. На войлочный или стёганый подшлемник. Бармица кольчужная открытая (реже полная), полотно клёпаное или клёпано-сечёное.

Корпусной доспех — как правило, либо кольчуга клёпано-сеченая или целиком клёпаная, либо ламелярный жилет (пластинки стреловидные Новгород или пластинки из Бирки). Последний мог быть более вероятен для крупных городов и его населения. Кольчуги, как правило находят либо в курганах дружинников, либо в богатых усадьбах.
Для данного набора самый дорогой элемент комплекта — кольчуга. В современных реалиях, ламелярный жилет обойдётся дешевле, но в реалиях реконструируемого периода — ламелярные доспехи редки, распространяться начинают с XI - XII века, когда основной тактикой дружины был конный бой (русская дружина пересаживается на коней и воюет верхом с середины X века; до этого момента лошади использовались только как транспорт).

Топор — рекомендуются топоры двойного назначения (бытовые и для войны): тип IV, тип V по Анатолию Кирпичникову. Для Новгорода, Ладоги, Пскова могут ещё подойти типы VI и VII (тоже по типологии Кирпичникова). Наиболее распространённый тип топора — это IV или V. Именно военного назначения топоры типов I, VIII.
Топор может использоваться как основное, так и вторичное оружие

Копье — основное оружие строевого боя может применяться в паре со щитом в другой руке (но тогда древко короче). Наиболее распространены наконечники типов Тип I (ланцетовидный) и Тип III (треугольный) (по Кирпичникову), реже Тип II (ромбический). Как правило, копьём работают двумя руками, но если длина и его вес позволяют, может использоваться в паре со щитом.
Наконечник копья может иметь украшения на втулке в виде инкрустации металлом (медь и медные сплавы, реже серебряная проволока).

Боевой нож (скрамасакс, нож) — нож с довольно крупным клинком (скрамасакс) или, наоборот, достаточно узким клинком (как ножи аланов). Средняя длина боевых ножей (в отличии от бытовых) около 20 см и более, ширина клинка до 2 см (для скрамасаксов до 3 см). Для русского дружинника использование ножа или скрамасакса в бою почти не подтверждается, однако, в качестве крайней меры используется. Для X века скрамасаксы уже почти не встречаются. В захоронениях на территории Руси скарамасакс идёт вместе с мечем.

Ножны украшены металлическими накладками с кольцами и Т-образными вырезами. Является заимствованием от скандинавов.
Алано-хазарские ножи имеют деревянные ножны и различной формы рукояти (встречаются и сабельные) из плодовых деревьев, каштана, ореха.

Длинно-клинковое оружие — меч или сабля / палаш. Как правило, сабля не используется с большим щитом (как правило, это оружие кочевых народностей или опять подражание венгерской и болгарской моде, может использоваться с круглым щитом среднего размера, линзовидным). Например, в захоронениях в Шестовице в могиле дружинника скандинавского происхождения сабля была обнаружена без щита (который тоже могли класть в воинские захоронения). Меч рекомендуется с минимумом украшений: Тип X, Тип Y, Тип Z по Петерсону; Тип H рекомендуется также с минимальными украшениями, однако большинство найденных мечей данного типа показывают обратное.

Ножны меча деревянные, обтянутые кожей с планкой под пояс.

Щит — как правило, круглый дощатый щит, оклеенный тканью или кожей. Может быть раскрашен в цвета вождя. Материал досок (по распространённости находок): ольха, липа, сосна, береза, тополь, ясень, бук. Предпочтительнее брать ольху, липу, берёзу; сосна довольно колкая и смолистая, но достаточно распространена и дёшева; ясень дорог, в меру тяжёл, но крепок к ударным нагрузкам. Умбон простой железный сферической или грибовидной формы, может иметь украшение

Сулица — короткое копье пригодное для метания (длина обычно не превышает 1,5 м с наконечником). Более распространено было у балтов и кочевых народов, в античности у германцев. Древнерусскими дружинниками могло использоваться как метательное копье при сражении верхом. Наконечники рекомендуются аналогично копьям. Вариант исполнения: и втульчатые и черешковые

Лук — как правило, односоставной простой лук из дерева (береза, ясень, орешник, тис) длина колеблется от 140 до 180 см (лук из Хедебю). Также могут встречаться луки азиатского типа (рекурсивные, составные с рожками), например, венгерский.

Стрелы с наконечниками втульчатыми или чаще черешковыми, форма наконечников треугольная или ланцетовидная. Необходим тул для стрел. Из кожи или лучше из бересты.


 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!