Распространение и расцвет китайского искусства чаепития
Китайская чайная культура в эпоху Тан
Любовь к чаю жителей Китая эпохи династии Тан
Китайское искусство чаепития начало формироваться под властью династии Тан (618–907), то есть в эпоху расцвета феодализма. Экономическое, социальное и культурное процветание страны, а также оживленные связи с зарубежными странами в это время создали почву для распространения чайной церемонии.
В этот период времени чай выращивали в сорока двух префектурах страны, и традиции чаепития проникли в повседневную жизнь представителей всех слоев общества. Императоры Поздней Тан, которые особенно любили чай, повелели, чтобы все регионы, где произрастал чай, присылали во дворец листья самых ранних (и лучших) сортов чая, и 5 апреля во дворце проходил банкет, посвященный празднику Цинмин, во время которого поминали усопших. Этот праздник также имел другое название – праздник растений. Некоторые чиновники даже получали повышение по службе после того, как приносили в дар императору чай. В одной из сатирических поэм говорилось: «Отец получает продвижение по службе благодаря чаю, который также делает богаче его сыновей; поэтому почему бы образованным людям не идти той же короткой дорогой вместо того, чтобы долгие годы изучать «Весны и осени» и «Путь всадника от Желтой реки»?» Чтобы завоевать любовь императора, наложницы ломали голову над тем, как усовершенствовать способы приготовления чая, и скоро это переросло у них в игру, получившую название «Чайное соревнование». В эпоху Тан образованные люди, желавшие занять чиновничьи должности, проходили жесткий отбор. Они сдавали экзамены, и показавшие высшие результаты получали должность в столице при дворе императора. На время экзамена, который проходил под наблюдением придворных чиновников, кандидатов запирали в изолированных комнатах, чтобы не допустить всякого рода мошенничества. С собой они могли взять только запас твердой пищи. Исключение делалось только для чая, который приносили в комнаты экзаменующихся, чтобы они могли освежиться и подкрепить свои силы. Беря пример с императора, принцы и министры также гордились своим пристрастием к чаю. Ли Дэюй, великий советник, даже использовал чистейшую весеннюю воду из источников, находящихся на расстоянии тысяч ли от столицы, чтобы приготовить себе чашку чаю. Гостей также обычно угощали чаем, и считалось крайне невежливым не сделать этого.
|
|
Первоначально чаепитие пропагандировалось только образованными людьми, и в эпоху Тан искусство чая, равно как и поэзия, достигло своего расцвета. Раньше поэты употребляли спиртные напитки, чтобы на них снизошло вдохновение, однако в эпоху Тан алкоголь был официально запрещен и производство спиртных напитков резко сократилось, поскольку на это шло слишком много зерна. Чай, гораздо более дешевый стимулятор умственной активности, использовался в качестве альтернативы спиртному. Это был период расцвета буддизма; в храмах монахам полагалось часами медитировать. При этом они не ужинали. Но для молодых монахов это представляло определенную трудность. Поэтому в храме Лин-янь на горе Тай в виде исключения разрешили монахам во время вечерних молитв пить чай. Очень скоро так стали поступать и в других странах по всей стране, и это стало общепринятой практикой. Постепенно чай стали приносить в качестве дара Будде, и им стали угощать особо важных посетителей храмов. В связи с потреблением чая монахи в храмах стали сами выращивать чайные деревья. Поскольку, как правило, храмы располагались в горах, где много дождей и солнца, в храмах всегда выращивали чай очень высокого качества. Неудивительно, что даосы, которые также жили в уединении в горах, были хорошими садоводами и хорошо разбирались в чае.
|
|
По мере того как популярность чая росла среди простых людей, повсеместно стали появляться магазины по продаже чая, причем даже в провинциях центральной равнины, таких, как Шаньдун, Хунань и Шаньси, где производство чая находилось на сравнительно низком уровне.
|
|
Торговля чаем стала средством пополнения государственной казны династии Тан; чай также был способом развития связей с соседними этническими группами. В это время обычным делом было совершать бартерные сделки: менять чай на лошадей.
Необычная любовь жителей государства Тан к чаю дала толчок к изучению этого растения и его свойств. Десять основных свойств чая сводились к следующему:
1. Чай полезен для здоровья, очищает организм человека, снимает головные боли и усталость.
2. Чай может уменьшать действие алкоголя и способствовать отказу от его употребления.
3. Поданный с различными подливами и соусами чай является весьма питательным продуктом и утоляет голод.
4. Чай облегчает самочувствие во время летней жары.
5. Чай освежает, прогоняет сонливость.
6. Чай помогает людям очистить свой дух и прогнать прочь тревоги.
7. Чай способствует перевариванию жирной пищи, сделав ее неотъемлемой частью жизни этнических меньшинств Китая, чьей привычной пищей является молоко и мясо.
8. Чай может использоваться для выведения из организма ядовитых веществ.
|
|
9. Чай продлевает жизнь человека.
10. Чай способствует самопознанию.
Лу Юй, бог чая
Китайцы придают одинаковое значение материальным свойствам вещей (и самого человека) и их духовным свойствам. Например, они едят и пьют, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, а также чтобы освежить и прояснить свой ум. Употребление алкоголя всегда считалось частью этикета на различных приемах и жертвенных церемониях; алкоголь также давали солдатам перед боем, чтобы они проявили весь свой героизм и мужество. Китайцы очень трепетно относятся к запаху и вкусу блюд, которые должны не только наполнять желудок, но и доставлять эстетическое удовольствие.
Поэтому вполне естественно, что чай, напиток особенно популярный среди ученых, стал предметом, наполненным культурным и идеологическим значением. Именно в эпоху Тан стало далее развиваться искусство разведения чая и чаепития, которое было сродни стихотворным рифмам и размерам и заставляло пьющего чай размышлять над философией жизни. Лу Юй, первый человек, который усовершенствовал искусство чаепития, фактически создал чайную церемонию, получил в истории имя бога чая.
Лу Юй, родившийся в Цзинлине, провинция Фучжоу (нынешний округ Тяньмэнь в провинции Хубэй) жил в славную эпоху Кайюань и Тяньбао династии Тан. Он был сиротой, которого бросили родители. Его взял к себе Цзигун, пожилой и очень известный буддист, и мальчик вырос в храме Лонгай. Цзигун очень любил чай и посадил вокруг храма много чайных деревьев. Маленький Лу Юй очень много узнал от него об искусстве выращивания и приготовления чая и постепенно стал знатоком в этой области. Как гласит одна легенда, однажды Цзигуна пригласили к императорскому двору учить придворных азам буддизма. Чай, который подавали при дворе, разочаровал его. Однако однажды, отхлебнув предложенный чай, он ощутил прилив радости и сказал: «О, этот чай приготовлен моим учеником Лу Юем. Он приехал». Это была правда. Лу Юй был вызван во дворец заваривать для него чай.
Хотя Лу Юй воспитывался в буддийском храме, конфуцианство было ему ближе. Уединенная жизнь в отдаленном храме не привлекала его. Поэтому он решил убежать и присоединился к группе бродячих артистов. Поскольку он был весьма умен, он не только играл, но и писал юмористические пьесы. Позднее он получал признание Ли Ци-у, префекта Цзин– линя, который помог ему пойти на гору Тянь– мэнь изучать конфуцианство. Однако хорошие времена оказались недолгими. Его учеба была прервана восстанием Ань Лушаня на севере, в результате которого император Сюаньцзун бежал из столицы Чанъань на юг в Сычуань. Лу Юй был вынужден бежать вместе со спасавшимися от восстания в Хучжоу, южный регион, где традиционно выращивали чай. Там он почерпнул очень много полезной информации о выращивании, способах сбора и заваривания чая, а также подружился со знаменитыми поэтами, монахами, каллиграфами и государственными деятелями. Их всех объединяла любовь к чаю. На основе подробных обсуждений со своими друзьями искусства приготовления и употребления чая и своего собственного изучения теории культуры чая Лу Юй написал трактат «Канон чая» («Ча цзин») – первое в мире исследование свойств чая и культуры его употребления.
«Канон чая» Лу Юя и искусство чаепития в эпоху Тан
«Канон чая» состоит из десяти глав. Первая глава посвящена происхождению чая, его природе и свойствам, а также тому, какие почва и климат наиболее всего подходят для выращивания чайных плантаций. Во второй и третьей главах дается описание процесса переработки чайного листа и необходимых для этого приспособлений. Глава четвертая дает описание чайных принадлежностей, используемых для приготовления чая и в процессе чаепития. Глава пятая посвящена приготовлению самого напитка и сопутствующим ритуалам. В главе шестой рассматриваются различные способы употребления чая и стандарты, по которым оценивалось качество чая. В главе седьмой изложены истории традиций чаепития китайского народа. В восьмой приводятся характеристики различных регионов, где выращивается чай, а также говорится о свойствах разных сортов и видов чая. В главе девятой повествуется о чайных приборах, которые следует использовать в разных случаях. И заключительная глава рассказывает о живописных произведениях на тему чая и чаепития и рекомендует использовать их как наглядное пособие, знакомящее любителей чая с традициями чайной церемонии.
«Канон чая» является не только своеобразной энциклопедией чая, но и квинтэссенцией знаний о природе и обществе, материальном и духовном мире. Она фактически воссоздает традиции чаепития, объясняя, как следует заваривать чай, правильно выбирать воду для чая, расставлять чайные приборы и просто как пить чай. Причем все эти элементы чаепития несут в себе особую эстетику. Большое внимание уделяется в книге моральному аспекту культуры чаепития. Лу Юй утверждал, что люди, любящие чай, должны жить добродетельной жизнью. Он взял все лучшее из конфуцианских представлений о добродетели, из упорства буддистов в стремлении познать истину и из даосской теории о том, что человек является неотъемлемой частью природы, и создал свою собственную философию, в которой все это лучшее гармонично соединяется в единое в процессе чаепития, что позволяет пьющему чай достичь высшей чистоты, вкушая аромат чая. «Канон чая» считается самым полным изложением культуры чаепития в том виде, в каком она существовала до середины эпохи Тан. Позднее мыслители Тан написали новые книги об искусстве чая. Среди этих книг была и работа «16 видов чая», написанная Су И, которая внесла новые идеи в культуру чаепития. А «Комментарии на тему воды, используемой для приготовления чая» Чжан Юсиня детально описывали свойства воды в реках, источниках и озерах всего Китая. Лю Чжэнь– лян, евнух, который достиг больших высот в постижении культуры чаепития, даже сформулировал десять добродетелей чая. Однако все эти мыслители в своих философских размышлениях лишь отталкивались от опыта Лу Юя, который был первым, кто заговорил об искусстве чаепития и кого следующие поколения стали считать святым покровителем чая. В конце эпохи Тан Лу Юй был посмертно назван богом чая. Сошедшие с небес боги не существовали в Китае. Богами считались духи великих людей. Безусловно, Лу Юй был достоин этого титула.
Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!