Начало употребления чая как напитка и зарождение чайной культуры



Ван Лин. Китайское искусство чаепития

 

Китай – родина искусства чаепития

Глава 1. Начало употребления чая как напитка и зарождение чайной культуры

Божественный земледелец изучает целебные свойства растений

Ученые мужи династии Хань и чай

Расточительство Восточной и Западной Цзинь, Северных и Южных династий и воспитание неподкупности при помощи чая

Древние ученые-метафизики и чайные церемонии

Бессмертные и чаепитие

Глава 2. Распространение и расцвет китайского искусства чаепития

Китайская чайная культура в эпоху Тан

Любовь к чаю жителей Китая эпохи династии Тан

Лу Юй, бог чая

«Канон чая» Лу Юя и искусство чаепития в эпоху Тан

Чай как подношение и чай как забава в эпоху Сун

Чай как подношение в эпоху Сун

Чай как забава в эпоху Сун

Развитие культуры чаепития в эпохи Юань, Мин и Цин

В эпоху Юань культура чаепития стала проще

Чайная церемония, пропагандировавшаяся одним из принцев династии Мин, и живопись эпохи Мин, посвященная чаю

В эпоху Цин культура чая проникла в широкие слои китайского общества

Глава 3. Искусство китайского чаепития

Чай как искусство

Вода

Чайная утварь

Заварка и дегустация чая

Заваренный чай

Намокающий чай

Намокающий цветочный чай

Полуготовый чай

Готовый чай

Глава 4. Дух китайской чайной церемонии

Конфуцианство и дух китайской чайной церемонии

Мягкий и мирный характер чая воплощает в себе идею «золотой середины» – основы конфуцианства

Китайская чайная церемония – это вид культурной активности, приносящей радость

Развивайте честность, тонкий вкус и активное отношение к жизни, познавая дух чая

Чайная церемония как ритуал

Дух даосской чайной культуры

Сочетание человеческого и природного начал и взгляд на мир с точки зрения чайной культуры

Даосы пили чай, чтобы укрепить здоровье

Даосские ценности и отличительные черты любителей чая

Роль буддизма в чайной культуре

Глава 5. Культура чайных домиков

Культура башу и чайные домики Сычуани

Культура У-Ю и чайные домики Ханьчжоу

Чайные домики Тяньцзини, Шанхая и Гуандуна

Культура пекинских чайных домиков

Предсказание будущего и народная литература в «шучагуань»

Развлечения в пекинских чайных домиках «цинчагуань» и «цичагуань», где посетители играли в шахматы

Глава 6. Чай, литература и искусство

«Чайная» живопись

Каллиграфия и чай

Сказания о чае

Глава 7. Чай и общественные ритуалы

Ритуал чаепития в повседневной жизни

Свадебные обряды и традиции чаепития

Погребальные обряды, жертвоприношения и чайная традиция

Глава 8. Народное чайное искусство

Древние обычаи Хучжоу

Чай кунфу в Чаочжоу и Шаньтоу

Чайная церемония Юньнани

Глава 9. Обычаи чаепития этнических групп Китая

Чайные обычаи в Юньнани, Гуйчжоу и Сычуани

Тибетская чайная культура

Принцесса Вэньчэн и история тибетского чаепития

Чайная церемония в храмах Тибета

Угощение гостей масляным и молочным чаем; тибетские праздники и обычаи

Молочный чай на плато и пастбищах

Вклад маньчжуров в развитие чайной культуры

Глава 10. Китайская чайная культура распространяется по миру

Распространение китайской чайной культуры в Японии и Корее

Распространение китайского чая на запад

 

Китай – родина искусства чаепития

Чайное дерево – многолетний вечнозеленый кустарник, принадлежит к семейству камелий. Чай играет важную роль во взаимоотношениях людей; известная китайская поговорка гласит: «Когда мы встаем утром, в первую очередь мы должны приготовить дрова, рис, масло, соль, сою, уксус и чай», что свидетельствует о том, что чай является первоочередной потребностью. Когда мы собираемся за столом или встречаемся с друзьями, чашка ароматного чая придает дополнительный оттенок нашему застолью. В древности многие императоры были большими любителями чая. Однажды, в период правления династии Цин, император Канси, который правил с 1662-го по 1722 год, приехал на озеро Тайху в провинции Сучжоу. Это было во время третьей поездки на территории, лежащие к югу от реки Янцзы. Именно тогда кто-то предложил императору чашку чаю, который был назван «пугающим и убивающим». Выпив его, Канси счел, что напиток превосходен, но название напитка показалось ему не слишком запоминающимся. Зная, что растения, из которых был приготовлен напиток, были собраны весной на вершине горы Било, Канси назвал его билочуньским и внес в список признанных предметов подношения. Его внук, император Цянлун (правил с 1736-го по 1795 год), также очень любил чай. В первый лунный месяц каждого года он в один из благоприятных дней организовывал чаепитие, во время которого собравшиеся пили чай и слагали стихи.

Общеизвестно, что Китай – естественная территория произрастания чая, а также первая страна, где его стали целенаправленно выращивать, производить и пить. Но когда же в Китае обнаружили и начали употреблять чай? Судя по «Классической книге растений Божественного Земледельца», еще 2700 лет назад Божественный Земледелец пробовал различные растения, которые собирал и которые часто оказывались ядовитыми. Позднее он нашел чайное дерево, которое обладало антитоксичным действием. Это свидетельствует о том, что в древности люди считали чай исключительно лекарственным растением. Лишь очень много времени спустя чай стали использовать как напиток. Ван Бао в своем «Договоре с ребенком-слугой», написанном в 59 году до н. э., упоминал, что этот слуга должен был заваривать чай для своего господина и ездить в Уян (к востоку от Пенсян, провинция Сычуань, в те времена – знаменитый рынок чая), чтобы покупать там чай. Это означает, что чай стали употреблять как напиток не позднее, чем в эпоху Западной Хань. В эпоху Трех царств (220–280) царь государства Дунву Сунь Хао (242–283) приказал своим министрам пить вино и получал наслаждение от их опьянения всякий раз, когда угощал их. Министр Вэй Яо не мог пить, поэтому Сунь Хао втайне от всех разрешал ему пить вместо вина чай. С тех пор среди образованных людей постепенно стало модным угощать гостей чаем.

В эпоху Северной и Южной династий (420–589) началось распространение буддизма, и монахи употребляли чай во время медитаций и чтения священных текстов. Чаепитие получило широкое распространение в больших и малых храмах, где росли чайные деревья и изучались свойства чая. Это явление получило название интеграции чая и буддизма.

В эпоху династии Тан (618–907) чаепитие стало еще более популярным. Поскольку чай мог стимулировать мыслительный процесс, ученые наслаждались напитком, писали стихи и рисовали картины, в которых чай был основным мотивом. В то время чайные деревья росли в Сычуани, Хунани, Хубэе, Цзянси, Фуцзяни и в других местах, и объем продаваемого чая постепенно рос. Поэт эпохи Тан Бай Цзюи писал: «Торговец гнался за прибылью и все меньше уделял внимания жене. Два месяца назад он уехал в Фулян за чаем». Фулян (нынешний Цзиндэч– жэнь, провинция Цзянси) был тогда центром торговли. Торговец получал прибыль, отвозя чай на продажу, и часто снова покидал жену и уезжал по делам. В этот период Лу Юй (733–804) обобщил знания своих предшественников о чае и написал «Канон чая», первый трактат в мире, посвященный чаю. В этой книге Лу Юй подробно описал происхождение чая, его свойства, историю и территории его произрастания, а также – орудия сбора чая, процесс его обработки, способы чаепития и чаши для питья чая. Позже его назвали «чайным святым».

В эпоху династии Сун (960—1279) и Юань (1271–1308) в обычай вошла оценка чая. Для того чтобы заслужить высокую оценку, владелец чая должен был иметь продукт самого высокого качества (что было наиболее важным условием), чистую и вкусную воду и чайные сервизы изысканной формы и красивого цвета, чтобы в полной мере оттенить цвет самого чая. В течение всей долгой истории чаепития сложилось особое и простое искусство китайского чаепития. Чаепитие стало не просто способом утолить жажду и получить удовольствие, но и способом завязать дружеские связи и укрепить взаимопонимание. Например, стихотворения и картины, созданные китайскими учеными мужами, а также песни, танцы и даже небольшие оперы, посвященные чаю, показывают, насколько тесная связь существует между чаепитием и работой души. Традиции чаепития отражают интерес народа Древнего Китая к культуре чая. Типичным примером этого было появление чайных домиков на улицах и в переулках китайских городов. Все, от самых высших чиновников и знати до простолюдинов, любили собираться в чайных домиках. Торговцы обменивались там деловой информацией, жители деревень собирались там, чтобы просто пообщаться друг с другом, а ученые – чтобы обменяться мнениями за чашкой чаю. Даже споры и конфликтные ситуации разрешались и обсуждались в чайных домиках. Там же собравшиеся наслаждались выступлениями артистов, слушали предсказателей и рассказчиков. Можно сказать, что чайные домики были микрокосмосом общественной жизни Китая, а также политическими, экономическими и культурными центрами.

Сегодня самыми известными чайными домиками Китая являются чайный дом Лао Шэ в Пекине, Таотаоцзю в Гуанчжоу и Баю в Чунцине. В Гуанчжоу люди каждый день посещают чайные домики, чтобы выпить пару чашек чаю с десертом и добавками. В Сычуани посетители могут пить чай и разговаривать обо всем на свете, сидя или лежа на рядах бамбуковых кресел. В Пекине чайные домики являют собой своеобразные клубы, где можно выпить чаю и поесть, насладиться фольклорным искусством или найти себе новых друзей.

Часто чай служил подарком при помолвке. Поскольку чай нельзя было пересаживать, приняв его в качестве подарка, девушка не могла изменить своего решения выйти замуж. В книге «Сон в красном тереме», написанной Цао Сюцинем в эпоху династии Цин, Ван Сифэн сказал Линь Дайю: «Раз ты выпила наш чай, почему бы тебе не стать нашей снохой?» Эта цитата является примером обычая «принятия в дар чая».

Угощение гостей чаем является основой поведения китайцев при общении друг с другом. Когда в дом приходит гость, китаец всегда предлагает ему (или ей) чашку чаю в знак своего дружеского расположения. Одно из стихотворений гласит: «Когда гость пришел в мой дом из холодной ночи, я поспешил разжечь огонь из бамбука, чтобы угостить его свежезаваренным чаем».

Китай – родина чая. Еще до эпохи династии Тан китайский чай экспортировался по суше и морем сначала в Японию и Корею, потом – в Индию и Центральную Азию, а еще позже, в эпоху династий Мин и Цин, – на Аравийский полуостров. В начале XVII века китайский чай стали экспортировать в Европу, где высшие сословия восприняли моду на чаепитие. Китайский чай, как и китайский шелк и фарфор, внесли значительный вклад в материальную и духовную культуру мира.

Имея объектом изучения китайский чай и культуру чаепития, эта книга рассказывает о происхождении чая, его истории, способах и обычаях чаепития, сосудах, используемых при чаепитии, а также содержит много другой интересной информации. Читатель может найти здесь много интересных сведений о китайском чае.

Глава 1

Начало употребления чая как напитка и зарождение чайной культуры

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!