Эпистемологические рассуждения...



определенных фазах, первая из которых именуется «стадией незрелости» (cru-ditas). Ей соответствует urina cruda (незрелая моча), «густая, мутная, с неприятным цветом, негомогенная». Характерно, что Лёв наряду с очевидными свойствами мочи называет эту «невозможность кипячения», как будто она столь же очевидна, тогда как для нас, по крайней мере сегодня, это свойство не существует. Таким образом, это не что иное как теоретически сконструированный гештальт — Лёв это непосредственно видел, а мы сегодня не видим. Есть много и других, чуждых нам определений, вроде названной выше «юментозной мочи» травоядных животных, которые соответствуют готовым теоретическим геш-тальтам (Gestalten), которых мы не видим, но Лёв, благодаря своей стилевой готовности к их наблюдению, видел непосредственно, аналогично тому, как гештальты современной науки непосредственно воспринимаются нами без каких-либо подготовительных церемоний, непосредственно, как об этом мы говорили в этой главе в разделе о наблюдении и опыте.

Итак, Лёв обладал совершенно иной, чем наша, готовностью к видению предметов и явлений и иным способом научного осмысления увиденного. Здесь не должно быть недоразумений: конечно, он, скорее всего, не был светилом своего времени, и даже вряд ли его можно считать типичным представителем современной ему науки. Но он являет собой пример научного мышления, отличающегося от нашего. Лёв рассматривает мир сквозь призму особого настроя и видит в нем глубокие связи, вещи, наполненные особым символическим смыслом, что в наших глазах выглядит фантастическим и мистическим. Это особая ограничительная рамка мышления (Denkzwang), которая способна обеспечить непосредственное восприятие соответствующих гешталътов. При этом он остается трезвым мыслителем, описывающим только то, что наблюдается.

ЧТОБЫ ЕЩЕ больше прояснить различия между научными наблюдениями, связанными с двумя различными стилями мышления, наверное, стоит сравнить анатомические описания и рисунки из старых и новых школьных учебников. Я перелистал несколько учебников по анатомии XVII и XVIII веков и нашел в них несколько почти одинаково подходящих для этого примеров. Вначале процитирую описание ключицы (claviculae) из книги Фомы Бартолина:1 «Claviculae, klèides, quod thoracem claudant, et instar clavis firment scapulam cum sterna: vel quod claves aedium antiquas référant, Patavii in antiquis aedibus a Spigelio visas. Celsus jugula vocat ajungendo, alü ligulas, osfurcale, furcalem

Эпистемологические рассуждения.

1 Thomae Bartoiini. Anatomae, ex omnium veterum recentiorumque observationibus, inprimis Institutionibus b. m. Parentis Caspari Bartholini, ad circulationem Harvejanam et vasa luphatica quartum renovata, Lugdini Batavorum, 1673.

156

superiorem. Sitae sunt transversim sub imo collo, in pectoris summo, utrinque una. Figura est oblongi S Latinie, hoc est, convexa, extrinsecus /éviter cava, ne vasa ibi lata comprimantur. In viris vero magis incurvantur, ut minus impediatur brachii motus: in mulienbus minus, pulchritudinis ergo, cumfoveae eo in loco non ita conspicuae sint infoeminis atque in viris, unde et minus agiles sunt ad proji-ciendos lapides. Substantia crassa est, sed fistulosa et fungosa; unde saepe frangitur, et facile coalescit. Superficies aspera et inaequalis. Connectuntur cum scapulae processu super/ore per cartilaginem, quae tarnen ei connascitur, ut cedat nonnihil in motibus scapulae atque brachii, sed tantum ligamentis detine-tur articulum amplexantibus, capite lato et oblongiusculo et cum sterna alio capitula jungitur, ut supra dictum. Usus est, ad varias motus brachii, quod quia hoc osse tanquam palo stabilitur, ideofacilius sursum et retrorsum movetur. hinc bru-ta claviculis carent; exceptissima, scuiro, mure, etechino»1.

Это описание состоит из (1) лингвистического анализа терминов, который занимает 1/5 всего фрагмента; (2) краткого описания расположения ключицы и довольно детального описания ее связи с другими костями; (3) весьма четкого, но небогатого подробностями описания формы; (4) очень краткого описания поверхности («superficies aspera et inequalis») и внутренней структуры («substantia crassa est, sed fistulosa et fugosa»); (5) нескольких сравнительно

1 «Ключицами называют эти кости потому, что они замыкают грудную клетку и прикрепляют лопатки к грудине, а также напоминают ключи от старых замков, какими запирались дома, что видел Шпигель в старинных домах в Падуе. Цельс (Celsus) называет ключицу яремной костью (jugula), потому что она связывает другие кости. Другие называют ее вилочной костью или верхней опорой... — Ключицы расположены поперек тела, ниже шеи, в верхней части грудной клетки, по одной с каждой стороны. Они имею форму, напоминающую вытянутую литеру «S», т. е. две полуокружности, соединенные в обратном направлении, вогнутые с внутренней стороны и слегка углубленные, чтобы жилы, которые в этом месте расширяются, не были ими стиснуты. У мужчин ключицы более изогнуты, чтобы не затруднять движения тела; у женщин они меньше изогнуты, чтобы подчеркнуть их красоту; поэтому углубление в этом месте менее заметно у женщин, чем у мужчин; поэтому женщины менее ловки в бросании камней... — Костный материал толстый, но пористый и дырчатый, поэтому он часто ломается, но легко срастается... — Поверхность кости грубая и неровная... — Ключицы связаны с лопатками хрящами таким образом, что движения лопаток и плеч не ограничиваются. Но они скреплены связками, опоясывающими сустав с широкой и удлиненной стороны, а другим концом связаны с грудиной, как уже было сказано выше. Ключица участвует во многих движениях тела, а поскольку она стабилизирована костью, являющейся как бы подпорой, она может двигаться вперед и назад. Поэтому животные, за исключением обезьян, мышей, белок и ежей, не имеют ключицы (Bartholini Thomas. Anatome ex omnium veterum recentiorumque observationibus b. m. Parentis Caspari Bartholini ad circulationem Harvejanam et vasa lymphatica quartum renovata, Leyden. 1673,s.743).

157


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!