Эпистемологические рассуждения.



устойчивость и формальную структуру. Импульс исполнения преобладает над импульсом творчества, мыслительный настрой коллектива обретает дисциплинарный, гомогенный, дискретный характер. Именно таково современное знание — особая коллективно-мыслительная структура (denkkollektivesgebilde).

Мыслительное сообщество (Denkgemeinschaft) не вполне совпадает с официальным сообществом. Так, религиозный мыслительный коллектив объединяет всех верующих, тогда как официальная религиозная община объединяет всех своих формально принятых членов независимо оттого, каков образ их мыслей. Можно принадлежать к какому-либо религиозному мыслительному коллективу, даже не будучи официально зачисленным в общину, и наоборот. Внутренняя структура и организация мыслительного коллектива также не совпадает с организацией официального сообщества. Духовные лидеры и образующиеся вокруг них группы — это далеко не всегда то же самое, что официальная иерархия и организация.

Чтобы ближе рассмотреть стиль мышления и общие социальные характеристики мыслительных коллективов в их взаимосвязи, необходимо остановиться на стабильных мыслительных коллективах. Стабильные (или относительно стабильные) мыслительные коллективы, подобно другим организованным общностям (Gemeinden), характеризуются определенной замкнутостью как с формальной, так и с содержательной стороны. Мыслительная общность замкнута формально (хотя не в абсолютном смысле) юридическими нормами или традиционными установлениями, иногда особым языком или специфическим жаргоном. Например, такими мыслительными коллективами были старинные гильдии. Но более важна содержательная замкнутость мыслительного коллектива, ограничивающая особую сферу мышления. Каждая профессия, каждая область искусства имеет свой период ученичества, в котором мыслительная структура навязывается новичкам авторитарно, и это не может быть заменено «общерациональным» ходом мысли. Даже самая развитая научная система, обладающая оптимальной организованностью своих принципов, будет совершенно непонятной новичку, тогда как для специалиста она и убедительна, и выступает как единственно верный эталон мышления. Подобную ситуацию мы уже описали, когда речь шла о мыслительных границах серологии, в которыые новичков вводят путем серии традиционного, а не «рационального» посвящения.

Любое дидактическое введение поэтому действительно является «введением» в буквальном смысле, своего рода ненасильственным принуждением. В педагогических целях иногда учитель проводит своего ученика по историческому пути, которым шло познание в данной области, поскольку более старые понятия обладают преимуществом более легкой усвояемости из-за своей меньшей мыслительной специфичности. Кроме того, эти понятия известны боль-

126

Эпистемологические рассуждения.

шинству членов мыслительного сообщества. Поэтому новообращенным введение в какой-либо стиль мышления кажется чем-то аналогичным (с эпистемологической точки зрения) обряду посвящения, известному из этнологии и истории культуры. Это не просто формальная процедура: Святый Дух нисходит на новообращенного, и то, что было ранее незримым, предстает перед ним воочию. Так ассимилируется стиль мышления.

Органическая замкнутость каждого мыслительного сообщества сопровождается соответствующим стилю ограничением круга допустимых проблем. Многие проблемы отбрасываются как не заслуживающие внимания, незначительные или бессмысленные. Даже современное естествознание различает «реальные проблемы» и бесполезные «псевдопроблемы». Отсюда особая шкала оценок и специфический дефицит терпимости как общие характеристики всех замкнутых сообществ.

Каждому стилю мышления соответствует круг его следствий или практических применений. Всякая мысль может быть использована. Подтвержденные или отброшенные гипотезы стимулируют мыслительную активность. Поэтому верификация так же связана со стилем мышления, как выдвижение гипотез. Навязываемый ход мысли, мыслительные навыки или, по крайней мере, настороженность по отношению к иному образу мысли, отличному от данного — все это способствует установлению гармонии между стилем мышления и его практическим применением. Например, гильдии — это сообщества, очевидным образом ориентированные на определенные практические цели. Обратим внимание на то, как в рамках различных профессий по-разному расцениваются практические проблемы. Так, трещина на стене выглядит по-разному для художника, расписывающего эту стену, и для строителя. Художник увидит дефект поверхности, к которому имеет свое специфическое отношение; строитель же задумается о структуре кладки и захочет ее изменить. В каждом из этих мыслительных действий просматривается определенный стиль1.

1 Икскюль (в известной мере) видит проблему субъективной обусловленности картины мира следующим образом: «Физика со своей верой в абсолютное существование объективного мира зашла в полный тупик». «В отличие от физики, биология утверждает, что существует столько миров, сколько познающих субъектов, что каждый мир — это мир явлений, который может быть понят только в связи с субъектом». (Uexküll J. von. Theoretische Biologie. Berlin, 1928, SS. 30, 61). Но далее он пишет: «Вселенная состоит из субъектов, каждый из которых живет в своем мире, и эти миры сочетаются посредством единых функциональных кругов в единую целостность». (S. 61). Значит ли это, что существует вселенная и единая целостность, которые не являются субъективными? Оставим в стороне многие утверждения теории окружающего мира Икскто-ля, с которыми нельзя согласиться, но в его рассуждении не хватает правильной оценки социальных факторов познания. Нельзя также принять его деление на мир наблюдения и мир деятельности, поскольку это деление невозможно соблюсти, к тому же

127


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!