Тема 13. Основы социальной философии.



1. Общество как способ бытия человечества. Структура общества.

2. Общественное развитие. Прогресс и регресс. Эволюция и революция.

3. Прогностическая функция философии: "кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего в современной философской мысли Запада. (О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хейзинга, К.Мангейм, К.Хорни, Э.Фромм и др.).

4. Философия глобальных проблем: «фаустовский» тип культуры – отношение к миру, природе, человеку, обществу.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.

3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.

5. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.

6. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //Вопросы философии. 2001.№3.

7. Рорти Р. Философия и будущее. //Вопросы философии. 1994.№6.

8. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизацонных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.

10. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.

11. Стрельников О.Н. Миф и мифотворчество как элементы коммуникативного пространства современной культуры. // Вопросы философии. 2018. № 7.

12. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

15. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М., 2014.

ПРАКТИКУМ

1. Изучите основные подходы к анализу и сущности общества. Заполните таблицу.

 

Подход Основные представители Представления о сущности общества
1.натуралистический      
2. идеалистический      
3. конвенцентуальный      
4. органистический      
5. материалистический      

 

Ознакомьтесь с концепциями развития общества О.Шпенглера и К.Маркса. Изобразите схематично теории этих авторов. В чем принципиальное отличие их взглядов на общество и его развитие?

Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы.

ДЖОН ЛОКК (1632—1704). О ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ

Для правильного понимания политической власти и опреде­ления источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это — состояние полной свободы в отношении их действий и в отноше­нии распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах икона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли.

Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого.

Избежать этого состояния войны (когда уже нет иного при­бежища, кроме неба, и когда уже исчезают все различия и не существует никакой власти, которая вынесла бы решения отно­сительно спорящих) — вот главная причина того, что люди об­разуют общество и отказываются от естественного состояния. Ведь когда имеется какая-либо власть, какая-либо сила на зем­ле, от которой можно получить помощь, если к ней обратить­ся, то продолжение состояния войны исключается и спор реша­ется этой властью.

Бог создал человека таким существом, что, по Господнему решению, нехорошо было быть Ему одиноким, и, положив, не­обходимость, удобства и склонности могучими побудительны­ми силами, которым должен был подчиниться человек, Он за­ставил его искать общества, равно как и снабдил его разумом и языком, дабы тот мог поддерживать его и наслаждаться им. Первое общество состояло из мужа и жены, что дало начало обществу, состоящему из родителей и детей; к этому с течени­ем времени добавилось общество из хозяина и слуги. И хотя все они могли, как это обычно и происходило, сочетаться и образо­вывать одну общую семью, в которой хозяин или хозяйка обла­дали в некотором роде правом правления, свойственным семье, однако ни одно из этих обществ и все они вместе не являлись политическим обществом, как мы увидим, если рассмотрим раз­личные цели, связи и границы каждого из них.

Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установ­ленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеет такого общего судилища, я имею в виду — на земле, все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый, когда нет никого другого, сам является судьей и палачом, а это, как я уже показал, и есть совершенное есте­ственное состояние.

Следовательно, когда какое-либо число людей так объедине­но в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда, и только тогда, существует по­литическое, или гражданское, общество. И это происходит, когда какое-либо число людей, находящихся в естественном состоя­нии, вступает в общество, чтобы составить один народ, одно политическое тело под властью одного верховного правитель­ства, или когда кто-либо присоединяется к ним и принимается в какое-либо уже существующее государство. Тем самым он упол­номочивает общество или, что все равно, его законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать обще­ственное благо; он должен способствовать исполнению этих за­конов (как своим собственным установлениям). И это перено­сит людей из естественного состояния в государство, поскольку на земле появляется судья, имеющий власть разрешать все спо­ры и возмещать любой ущерб, который может быть нанесен любому члену государства; этим судьей является законодатель­ная власть или назначенное ею должностное лицо. В тех же случаях, когда есть какое-то число людей, хотя бы и связанных между собой, но не имеющих такой принимающей решения власти, к которой они могли бы обратиться, они все еще нахо­дятся в естественном состоянии.

Поскольку люди являются, как уже говорилось, по приро­де свободными, равными и независимыми, то никто не мо­жет быть выведен из этого состояния и подчинен политиче­ской власти другого без своего собственного согласия. Един­ственный путь, посредством которого кто-либо отказывает­ся от своей естественной свободы и надевает на себя узы граж­данского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благопо­лучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в естест­венном состоянии свободы. Когда какое-либо число людей таким образом согласилось создать сообщество или государ­ство, то они тем самым уже объединены и составляют еди­ный политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных.

Следовательно, подразумевается, что все, кто из естествен­ного состояния объединяются в пользу большинства этого сооб­щества от всякой власти, необходимой для осуществления тех целей, ради которых они объединились в общество, если толь­ко они не договорились совершенно определенно о каком-либо числе, превышающем простое большинство. И все это совер­шается посредством одного лишь согласия на объединение в единое политическое общество, а это и есть весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, всту­пающими в государство или его создающими. И таким образом, то, что является началом всякого политического общества и фак­тически его составляет, — это всего лишь согласие любого чис­ла свободных людей, способных образовать большинство, на объединение и вступление в подобное общество. И именно это, и только это, дало или могло дать начало любому законному прав­лению в мире.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 626; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!