Н.А.БЕРДЯЕВ. ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ



Моя философская мысль была борьбой за освобождение, и я всегда верил в освобождающий характер философского позна­ния. В этом я не сходился с моим другом Л.Шестовым. Фило­софия была для меня также борьбой с конечностью во имя бес­конечности. Я всегда чувствовал себя скорее разбойником, чем пастухом (терминология Ницше). Я много раз пытался понять и осмыслить процесс своего мышления и познания, хотя я не принадлежу к людям рефлексии над собой. Я всегда сознавал слабые стороны своего мышления. У меня малая способность к анализу и к дискурсивному развитию своей мысли. Мысль моя протекала не как отвлечение от конкретного и не подчинялась законам дискурсии. Я стремился не к достижению всеобщего по своему значению, а к погружению в конкретное, к узрению в нем смысла и универсальности. Это значит, что мысль моя интуитивна и синтетична. Я в частном и конкретном узревал универсальное. Я эта делал и в обыденной жизни. Для меня, в сущности, не существует раздельных вопросов в философском познании. Есть лишь один вопрос и одна сфера познания. Во всем детальном, частном, отдельном я вижу целое, весь смысл мироздания. За разговором или спором по какому-нибудь воп­росу я склонен видеть решение судеб вселенной и моей собст­венной судьбы. Многих поражало, что я придаю такое значение иногда второстепенному и частному разговору. Но это объяс­няется тем, что я во всем вижу целостный смысл или его пору­гание. Иногда огромное значение для моего процесса познания имел незначительный, казалось бы, разговор, фильм, в котором ничего философского не было, или чтение романа. Целостный план одной моей книги пришел мне в голову, когда я сидел в кинематографе. Извне я получал лишь пробуждавшие меня тол­чки, но все раскрывалось изнутри бесконечности во мне. Это родственно учению о припоминании Платона и учению Лейб­ница о монаде и микрокосме. Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью. Бес­страстие в познании, рекомендованное Спинозой, мне всегда казалось искусственной выдумкой, и оно не применимо к са­мому Спинозе. Философия есть любовь к мудрости, любовь же есть эмоциональное и страстное состояние. Источник философского познания — целостная жизнь духа, духовный опыт. Все остальное лишь второстепенное подспорье. Страдание, радость, трагический конфликт — источник познания. Снима­ет ли познание тайну, уничтожает ли ее? Я не думаю. Тайна всегда остается, она лишь углубляется от познания. Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием. Но есть тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины позна­ния. Бог есть Тайна, и познание Бога есть приобщение к Тайне, которая от этого становится еще более таинственной (апофатическая теология). Рациональное богопознание есть ложное богопознание, потому что оно снимает Тайну, отрицает Тайну Бога.[4]

1.Что есть философия с точки зрения Н. А. Бердяева?

2. Каков предмет философии согласно Н.А. Бердяеву?

3. В чем Н.А. Бердяев усматривал специфику философского знания?

 

А теперь поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.

 

Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.

1. Веды и ортодоксальные и неортодоксальные древнеиндийские религиозно-философские системы.

2. Буддизм как неортодоксальная  древнеиндийская религиозно-философская система.

3. Конфуций как историческая личность. «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

4. Основные идеи и принципы конфуцианства как этико-религиозного учения: «благородный муж», система нравственных категорий и политическая философия.

5. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.

2. Бонгард –Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы Древней Индии / М.: «Наука», 1975.

3. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.

4. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.

5. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».

6. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.

7. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

8. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.

9. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.

10. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vostochnaja/lukjanov_a_e_stanovlenie_filosofii_na_vostoke_drevnij_kitaj_i_indija_1989/14-1-0-1800

11. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

12. Степанянц, М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. 2-е изд., испр. и доп., / М., 2001.

13. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

ПРАКТИКУМ


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!