Исторические типы рациональности



 

Смена научных парадигм иногда сопровождается пересмотром нормативных структур научных исследований и философских оснований науки, что может свидетельствовать об изменении типа научной рацио­нальности. Следует выделить, по меньшей мере, три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории цивилизации:

— классическая рациональность (с XVII в. до последних десятилетий XIX в.);

— неклассическая рациональность (первая половина XX в.);

— постнеклассическая рациональность (со второй половины XX в.)

Каждый этап характеризуется различной диспозицией отношений между субъектом, средствами и объектами научной деятельности, причем в понимание субъекта включаются присущие ему ценностные и целе­вые структуры, знания и навыки применения методов и средств.

    В классическом типе научной рациональности, внимание исследователя всецело сосредоточено на объекте. Для этого этапа истории науки характерно стремление при теоретическом объяснении и описании объектов элиминировать все, что относит­ся к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое ус­ловие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии иссле­дования и способы выделения предметных областей всегда определяются в соответствии с доминирую­щими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но в классической науке социо-культурные детерминанты не отслеживаются и не подвергаются критической рефлексии.

    Неклассический тип рациональности учи­тывает связи между знаниями об объекте и операциональными средствами научной деятельности. Описание этих связей рассматривается как одно из условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи меж­ду внутринаучными и социо-культурными ценностями и целя­ми по-прежнему не являются предметом научной ре­флексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний.

    Постнеклассический тип научной рациональности учи­тывает зависимость научных знаний не только от средств и операций деятельности, но от ценностных установок и целевых ориентаций, характерных для данной социо-культурной парадигмы.

Для каждого исторического типа научной рациональности характерен особый набор методологических принципов, исходя из которых, из всего многообразия феноменов жизненного мира человека выделяются определенные предметные области, которые становятся объектом научного исследования. Воз­никновение нового типа рациональности и нового образа науки не влечет за собой полное исчезновение представлений и методологических установок предшест­вующего периода. Между ними можно обнаружить известную преемственность. Неклассическая наука не уничтожила классическую рациональность, но лишь ограничи­ла сферу ее применения. Например, при описании движения тел Солнечной системы вовсе не следует принимать во внимание принцип неопределенности В. Гейзенберга — он является избыточным по для решения данной задачи. Становление постнеклассической науки влечет за собой отказ от всех гипотез, теорий и познавательных установок неклассической и классичес­кой науки, они лишь перестают быть доминирующими в рамках новой научной парадигмы.

«Современная наука — на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, историче­ски развивающиеся системы, в которые в качестве осо­бого компонента включен сам человек. Требование экс­пликации ценностей в этой ситуации не только не про­тиворечит традиционной установке на получение объек­тивно-истинных знаний о мире, но и выступает предпо­сылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гу­манистические ориентиры становятся исходными в оп­ределении стратегий научного поиска».[92]

Лекция 17


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!