Игры для социально-коммуникативного развития



СОДЕРЖАНИЕ

1. Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Карточка № 1-1 Игра «Найди пару»

Карточка № 1-2 Игра «Разрезные картинки»

Карточка № 1-3 Игра «Собери бусы»

Карточка № 1-4 Игра «Угадай, что делать»

Карточка № 1-5 Игра «Солнце или дождик?»

Карточка № 1-6 Игра «Лишний предмет».

Карточка № 1-7 Игра «В лес за грибами»

Карточка № 1-8 Игра «Упакуй подарок»

Карточка № 1- 9 Игра «Что где растет»

Ребенок и окружающий мир

Карточка № 1-10 Игра «Новоселье»

Карточка № 1-11 Игра «У кого такой же?»

Карточка № 1-12 Игра «Кто на чем ездит?»

Карточка № 1-13 Игра «Что изменилось?»

Формирование элементарных математических представлений

Карточка № 1-14 Игра «Подбери такие же»

Карточка № 1-15 Игра «Длинный – короткий»

Карточка № 1-16 Игра «Утро вечера мудренее»

Карточка № 1-17 Игра «Грибок, полезай в кузовок!»

2. Игры для социально-коммуникативного развития

Карточка № 2-1 Игра «Давайте познакомимся!»

Карточка № 2-2 Игра «Оцени поступок».

Карточка № 2-3 Игра «Как зовут членов семьи».

Карточка № 2-4 Игра «Да или нет».

Карточка № 2-5 Игра «Комплименты».

Карточка № 2-6 Игра «Все профессии нужны, все профессии важны».

Карточка № 2-7 Игра «Кому что нужно для работы».

Карточка № 2-8 Игра «Кому что нужно»

Карточка № 2-9 Игра «Да или нет»

Карточка № 2-10 Игра «С кем дружить»

Нравственное воспитание

Карточка № 2-11 Игра «Водичка, умой мое личико!»

Карточка № 2-12 Игра «Утешим медвежонка»

Карточка № 2-13 Игра «Самостоятельный енот»

Карточка № 2-14 Игра «Проводим уборку»

3. Игры для речевого развития детей 3-4 лет

Карточка № 3-1 Игра «Бабочка, лети!»

Карточка № 3-2 Игра «Громко – тихо»

Карточка № 3-3 Игра «Пускание корабликов»

Карточка № 3-4 Игра «Светофор»

Карточка № 3-5 Игра «Провожаем и встречаем»

Карточка № 3-6 Игра «Прыгали мышки»

Карточка № 3-7 Игра «Птицы, летите!»

Карточка № 3-8 Игра «Чье платье лучше?»

4. Картотека игр для художественно-эстетического развития

Изобразительная деятельность

Карточка № 4-1 Игра «Собери капельки в стакан»

Карточка № 4-2 Игра «Что бывает красного цвета?»

Карточка № 4-3 Игра «Такие разные платочки»

Карточка № 4-4 Игра «Колобок»

Карточка № 4-5 Игра «Овощи на тарелке»

Конструирование

Карточка № 4-6 Игра «Построим забор»

Карточка № 4-7 Игра «Построим сарай для цыплят»

Музыкальное воспитание

Карточка № 4-8 Игра «Интонационный календарь природы» («Живая картина в окне»)

Карточка № 4-9 Игра «На чем играю?»

Карточка № 4-10 Игра «Громко – тихо»

Карточка № 4-11 Игра «Кто не спит?»

5. Физическое воспитание

Карточка № 5-1 Игра «Ходим – бегаем»

Карточка № 5-2 Игра «Птички на ветке»

Карточка № 5-3 Игра «Слушай мою команду!»

Карточка № 5-4 Игра «Дружные пары»

 

Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

 

· развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;

· формирование навыков познавательной деятельности;

· формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;

· ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.

Карточка № 1-1

Игра «Найди пару»

 

Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

 

Оборудование. Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.

 

Ход игры.

Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

Карточка № 1-2

Игра «Разрезные картинки»

 

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

 

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры.

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, машинка, неваляшка, кукла, мяч и т. п.). Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка, которые они сравнивают с изображением.

Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Карточка № 1-3

Игра «Собери бусы»

 

Цель.Развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

 

Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

 

Ход игры.

Воспитатель показывает детям кукол, и говорит, что они собираются на праздника праздник, но у кукол нет красивых бус, а они очень хотят быть красивыми. Педагог надевает куклам бысы, но всем их не хватает. Что делать? Куклы очень расстроены. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает помочь куклам и сделать для них бусы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Куклы радуются и говорят ребятам спасибо.

Карточка № 1-4

Игра «Угадай, что делать»

 

Цель.Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Оборудование. На каждого играющего по 2 флажка.

Ходигры

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Воспиатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Карточка № 1-5

Игра «Солнце или дождик?»

 

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.

 

Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на прогулку. Смотрите, Дождик не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее гулять под его звуки. А когда начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Карточка № 1-6

Игра «Лишний предмет».

 

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Оборудование: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

 

Карточка № 1-7

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Ход игры:

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Карточка № 1-8

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

 

Карточка № 1- 9

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Ход игры:

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

 

 

Карточка № 1-10

Игра «Новоселье»

 

Цель: Научить группировать предметы: посуда – мебель.


Игровая задача. Помочь кукле Кате и медвежонку Мише разобрать вещи.


Игровые правила. Разложить вещи правильно: посуду на – полку, одежду – на вешалку.

 

Ход игры
Воспитатель сообщает детям о том, что жители кукольного уголка, кукла Катя и медвежонок Миша, переезжают на новую квартиру. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка все время ошибается, не знает, куда что поставить. Дети помогают игрушкам сгруппировать привезенные вещи: тарелки, чашки и блюдца – это посуда; платья, кофты и пальто – это одежда. Затем раскладывают все по местам: посуду – на полку в посудный шкаф, одежду – на вешалку в платяной шкаф.

 

Карточка № 1-11

Игра «У кого такой же?»

 

Цель: Учить детей находить предмет, соответствующий образцу (по цвету, по величине).


Игровая задача. Подобрать подарки для медведя и лисы.
Игровые правила. Подобрать подарки так, чтобы они подходили по размеру и понравились героям.


Ход игры
Воспитатель приносит игрушки – медведя и лису и ставит их на стульчики по разные стороны от фланелеграфа. Говорит, что звери очень любят подарки. Предлагает детям подобрать подарки для зверей. Педагог по одному выкладывает на фланелеграфе любимые предметы медведя и лисы.
Медведь любит мед в синем горшочке и сгущенное молоко в желтом кувшине. Лиса любит курочку в синей кастрюле и молочко в желтом пакете. Дети получают карточки и на вопрос воспитателя: «У кого такой же предмет?» – показывают карточки и называют предмет. Подарки различаются по величине: для медведя большие, для лисы – поменьше. Дети должны учесть не только цвет, но и величину искомого предмета. Определив, кому какой подарок, дети рассказывают, почему медведю нравится именно это, что он с этим подарком будет делать. Если ребенок определяет предметы верно, то герои радуются, а дети хлопают в ладоши. Если неверно – герои отворачиваются.

Карточка № 1-12

Игра «Кто на чем ездит?»

 

Цель: Учить детей группировать транспорт.
Игровая задача. Выбрать зверюшкам транспорт.
Игровые правила. Выбрать транспорт так, чтобы зверюшки захотели на нем ехать (в соответствии с профессиями зверей).
Оборудование. Одинаковые наборы картинок для фланелеграфа и индивидуальные комплекты карточек: с видами транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб») и с изображением зверей в одежде, соответствующей их профессии (лиса – в белом колпаке и переднике пекаря; волк – в белом халате и шапочке врача с трубкой в лапах; заяц – в форменной фуражке таксиста; медведь – в костюме аварийной службы с набором инструментов).
Ход игры
Воспитатель приносит игрушки: зайку, волка, мишку, лису – и рассаживает их на столе. Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задержалась в гараже. На фланелеграфе выкладываются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одну игрушку и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Дети высказывают предположения, и воспитатель прикладывает карточку с изображением героев к той или иной машине. Дети «сажают» (накладывают карточки в индивидуальном наборе) героев в тот вид транспорта, который соответствует их профессии: лиса – печет хлеб, волк – врач скорой помощи, заяц – работает таксистом, медведь – в аварийной службе. Если дети определяют транспорт неверно, то герой отказывается в него садиться.

 

Карточка № 1-13

Игра «Что изменилось?»

Цель: Учить детей определять состояние погоды; закреплять знание характерных особенностей времен года.
Игровая задача. Вывести зайку на прогулку.
Игровые правила. Вывести зайку на прогулку, учитывая особенности погоды и времени года.
Оборудование. Игрушка зайка, теплая и легкая одежда зайчика для прогулки; карточки с изображением одежды.
Ход игры
Воспитатель приносит зайку, одетого в шубу и теплую шапку (на улице ранняя осень). Зайка жалуется детям: «Ребята, я не могу гулять на улице, потому что сильно устают, не могут побегать и попрыгать. Может быть, я заболел? Дети высказывают предположения. Воспитатель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает: «Как оделся зайка, правильно или нет? В такой одежде, как у него, на улице тяжело бегать и прыгать, потому что жарко. Когда носят шубу и теплую шапку? (Зимой.) Как узнать, как сегодня нужно одеться, чтобы пойти на улицу?» (Посмотреть в окно и на градусник.)
Зайка радуется, раздевается и складывает одежду, потом идет к окну и смотрит на улицу.
Воспитатель показывает карточку, на каждой изображена солнечная лужайка и говорит: «Подскажите зайке, что ему надеть». Дети выбирают одежду из своих наборов карточек. Зайка одевается по совету детей и идет гулять.
После прогулки зайка идет обедать и спать, а потом снова идет на улицу. Воспитатель показывает другую карточку, на которой изображена та же лужайка, только погода пасмурная из-за туч: «Как теперь зайке одеться?» Дети подсказывают зайке. Воспитатель спрашивает у зайки, что изменилось на улице. Дети помогают зайке определить, какая погода, что изменилось и как надо одеваться на прогулку.

Карточка № 1-14

Игра «Подбери такие же»

 

Цель: Учить выделять общий признак предмета.


Игровая задача. Отобрать кубики для зверей.


Игровые правила. Раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом.


Ход игры
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята. У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут зверят обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться, где чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка – желтого, ежик – зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам.
На стол ставят корзины – вырезанные из картона большие круги желтого (для лисички), зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей.

 

Карточка № 1-15

Игра «Длинный – короткий»

 

Цель: Учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга.

 

Игровая задача. Нарядить кукол.

 

Игровые правила. Подобрать такой бантик, который может легко завязываться.

 

Ход игры
Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник.
Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается – его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать; этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей.

 

Карточка № 1-16

Игра «Утро вечера мудренее»

Цель: Формировать понятие времени, представление о частях суток.
Игровая задача. Вовремя разбудить ежика.
Игровые правила. Рассказывая о частях суток, показывать соответствующую картинку.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ежика Топа.
Воспитатель. Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ежика Топа, но ежик еще спал. Солнышко стало будить ежика, но он не просыпался. Все ежики уже давно вышли из своих домиков, но ежик Топ все спал. Ежики сделали зарядку, позавтракали, а ежик Топ все еще спал. Солнышко встало высоко на небе, и на улице началась такая жара, что все ежики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ежик Топ все спал.
Наступил вечер, все ежики поужинали, умылись и легли в кроватки спать. Тут ежик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что, уже утро?» Ежик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» – подумал ежик Топ. Но ему никто не ответил – все спали. Так ежик проспал весь светлый день и не увидел его.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, сколько ежик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только ночью. Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром – делать зарядку, умываться, завтракать; днем – играть, купаться в бассейне; вечером – гулять; ночью – спать.

Утром выйдем мы гулять,
Полежать на травке,
Станем дружно приседать,
Прыгать на зарядке.

А потом придем домой,
Будем умываться,
И холодною водой
В душе обливаться.

После завтрака идем
На лужайку бегать,
Будем мы играть с мячом,
И скакать, и прыгать.

Днем бежим мы на обед,
И мячи уносим,
Суп съедим и винегрет
И добавки спросим.

Днем ложимся отдыхать,
Быстро засыпаем,
А потом идем гулять,
В салочки играем.

Только вечер подойдет,
Солнышко заходит,
Мама нас домой зовет —
Вот и день проходит.

Ночью спит вся детвора,
В маленьких кроватках,
И до самого утра
Спит спокойно, сладко.

 

Можно разыграть с детьми содержание этого стихотворения. Затем дети и воспитатель советуют ежику успевать за день и гулять, и играть, и трудиться. Ежик обещает ложиться спать вовремя, чтобы на следующее утро, выспавшись, встать на зарядку.

Карточка № 1-17

Игра «Грибок, полезай в кузовок!»

 

Цель: Учить детей пользоваться способами сравнения количества предметов.


Игровая задача. Собрать грибы в кузовки.


Игровые правила. Начинать класть грибки по одному в кузовок только после сигнала воспитателя.


Ход игры
Воспитатель приглашает детей в лес за грибами. В лесу детям встречается косолапый мишка. Он тоже собирает грибы. В лесу растут грибы с красными и с белыми шляпками. Мишка любит грибы с белыми шляпками, а грибы с красными шляпками он предлагает собирать ребятам. Дети должны помочь мишке отобрать грибки в корзину.
Педагог дает каждому ребенку карточку, на которой изображены две полоски с нарисованными на них квадратами-«кузовками». Дети «кладут» (прикладывают) в нарисованный квадрат («кузовок») грибок и приклеивают его к полоске: с красными шляпками для себя (сверху над полоской – лицо ребенка), с белыми шляпками – для мишки (над полоской – мордочка медведя).
Затем дети сравнивают количество грибов путем соотнесения их на двух полосках в кузовках-квадратах: у кого больше грибов, у ребенка или у мишки. Выигрывает тот, кто не ошибается и правильно определяет, где грибов больше и где меньше.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:

· восприятие норм социального поведения;

· развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

· развитие симпатии;

· формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;

· формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;

· выработку навыков безопасного поведения.

Карточка № 2-1

Игра «Давайте познакомимся!»

 

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

 

Оборудование: кукла.

Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут Людмила Геннадьевна, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

Карточка № 2-2

Игра «Оцени поступок».

 

Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

Карточка № 2-3


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 800; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!