Хронология правления Шойжалов и Ригданов Шамбалы



Представленный ниже текст представляет собой цитаты из современного тибетского астрологического альманаха [Соединение, 1995], следующего традиции Пугба Лхундуб Жамцо (phug pa lhun grub mtsho), знаменитого тибетского хронографа и астролога XV в. В тексте содержатся приведенные в хронологическом порядке данные о правлениях Шойжалов и Ригданов Шамбалы и основных событиях, связанных с этими правлениями. Пересчет дат в соответствии с европейским стилем выполнен нами на основании приведенных в альманахе данных о давности (о годах) называемых событий относительно года издания альманаха (1995).

 

«Согласно традиции Калачакры, отсчитывая со времени проповеди «Коренной тантры» ( rtsa rgyud ): В год Железо-дракон (881 г. до н.э.) в полнолуние луны «Черная» (месяц лунного календаря, соответствующий марту-апрелю – А.С.) была проведена «Коренная тантра». В год Железо-змея (880 г. до н.э.) Дава Санбо ( zla ba bzang po ) составил «Коренную тантру» и «Обширный комментарий» ( rgyas ʻ grel ). … В год Вода-овца (878 г. до н.э.) в роще Малая (Дава Санбо) построил лойлан и ушел в [место пребывания] Самбхогакаи ( longs spyod rdzogs sku ). В год «Дерево-обезьяна» (877 г. до н.э.) его сын Лхаван ( lha gbang ) занял престол» [Соединение, 1995, с. 11].

«В год Дерево-мышь» (777 г. до н.э.) на драгоценный трон Калапы ( cha bsags ) воссел Дхарма-раджа III Сижиджан ( gzi brjid can )» [Там же, с. 12].

«В год Дерево-дракон (677 г. до н.э.) пришел (воцарился – А.С.) Дхарма-раджа IV Давэй жил ( zla bas byin )» [Там же].

«В год Дерево-обезьяна» (577 г. до н.э.) Дхарма-раджа V Лхаи Ванчуг ( lha ʼ i dbang phyug ) пришел. Каждый [из этих четырех] пребывал на престоле сто лет [Там же].

«В год Дерево-мышь (477 г. до н.э.) Дхарма-раджа VI Нацогсуг ( sna tshogs gzugs ) пришел» [Там же].

«В год Дерево-дракон (377 г. до н.э.) Дхарма-раджа VII Лхаи Вандан ( lha ʼ i dbang ldan ) пришел» [Там же].

«В год … Дерево-обезьяна (277 г. до н.э.) на трон вступил предсказанный Буддой Шакьямуни Джамбал Даг (ʻ jam dpal grags ). Через сто лет, в год Дерево-мышь (177 г. до н.э.) в пятнадцатый день луны «Черная» в лойлане Калачакры для того, чтобы Сурьяратху ( nyi ma ʼ i shing rta ) и прочих брахманских риши множества родов (религиозных традиций – А.С.) сделать [принадлежащими] к одному роду (традиции Ваджраяны – А.С.), даровал [Калачакра-] абхишеку ( dbang ). Затем в соответствии с пророчеством создал «Имеющую 1030 [стихов]» украшенную гирляндой цветов (т.е. написанную размером срагхара – А.С.) «Краткую тантру» ( bsdus pa ʼ i rgyud ). Затем ушел в [место пребывания] Сабхогакаи» [Там же, с. 12-13].

«В этот год (177 г. до н.э.) его сын Спаситель мира Ригдан II Падма Гарбо ( Padma dkar po ) взошел на трон. В соответствии с проповедью Будды Шакьямуни и наставлениями Отца [он] составил комментарий в 12000 стихов на «Царя тантры» («Краткая тантра» - А.С.), называемый «Вималапрабха» [Там же, с. 13].

«В год Дерево-мужской-дракон (77 г. до н.э.) Ригдан III Санбо ( bzang po ) пришел» [Там же].

«В год Дерево-обезьяна (24 г.) Ригдан IV Намжал ( rnam rgyal ) пришел» [Там же].

«В год Дерево-мышь (124 г.) Ригдан V Шейненсан ( bshes gnyen bzang po ) пришел» [Там же].

«В год Дерево-дракон (224 г.) Ригдан IV Шагмир ( phyag dmar ) пришел. Все они (перечисленные Ригданы – А.С.) пребывали (на троне) сто лет» [Там же].

«В год Дерево-мужской-обезьяна (324 г.) Ригдан-жал ( rigs ldan rgyal ) VII Шабджуг Бэйба ( khyab ʼ jug spas pa ) пришел. Все они (перечисленные Ригданы – А.С.) пребывали (на троне) сто лет» [Там же].

«В год «Красный глаз» ( mig dmar ) (планета Марс- А.С.)1 – Дерево-мышь (424 г.) Ригдан-жал VIII Нима Дагба ( nya ma grags pa ) пришел» [Там же].

«В год Дерево-дракон (524 г.) Ригдан-жал IX Шинду Сан ( shin tu bzang ) пришел. Все трое пребывали на троне по сто лет» [Там же].

«После этого в год … Дерево-обезьяна (624 г.) Хранитель страны Калапа Ригдан-жал Х Жамцо Намжал ( rgya mtsho rnam rgyal ) пришел и 182 года пребывал [на троне]. В это время в стране Маха ( makha )2, помышляющей о зле Мадхумати ( sbrang rtsi ʼ i blo grous )3 распространио ложное учение лало и небуддийскую астрологию (летоисчисление) ввел4. [Лало] начали действовать исходя из вреда [другим]» [Там же].

«В год Огонь-собака (806 г.) на трон взошел Ригдан XI Жалга ( rgyal dk ʼ a ). … В год Огонь-тигр (1026 г.) Ригдан XI Жалга пребывание на троне в 221 год завершил. Период, прошедший от возникновения лало и до этого года, имеющий протяженность в 403 года, называется «Огонь-небо-море» ( me mkh ʼ a rgya mtsho )» [Там же, с. 15-16].

«В это время в год Огонь-женский-заяц (1027 г.) начинается I рабджун5, иХранитель страны Калапа Ригдан Х II Нима ( nyi ma ) на трон воссел. В этот же год «Шри пантра раджа» («Краткая тантра» - А.С.) в Индию и Тибет впервые пиходит» [Там же, с. 16].

«В год Огонь-овца (1127 г.) Ригдан XIII Нацогсуг ( sna tshog grugs ) пришел» [Там же, с. 17].

«В год Огонь-заяц (1327 г.) Ригдан XIV Таей XV ( mth ʼ a yas ) взошел на трон» [Там же].

«В год Огонь-овца (1427 г.) Ригдан XVI Сажон ( sa skyong ) на трон Дхармы взошел» [Там же, с. 18].

«В год Огонь-кабан (1527 г.) Ригдан XVII Балжон ( dpal skyong ) взошел на трон» [Там же, с. 19].

«В год начала XI рабджуна (год Огонь-заяц (1627 г.)) Ригдан XVIII Сэнгэ ( seng ge ) пришел» [Там же, с. 20].

«В год Огонь-овца (1727 г.) Ригдан XIX Намнон ( rnam gnon ) на трон воссел» [Там же, с. 21].

«В год Огонь-кабан (1827 г.) Ригдан ХХ Тоббо Ше ( stob bo che ) пришел» [Там же, с. 22].

«В начале XVI рабджуна (в год Огонь-заяц (1927 г.) на львиный трон в Шамбале поднялся Ригдан XXI Магаг ( ma ʻ gag ) пришел» [Там же, с. 23].

«В текущем XVII рабджуне в год Огонь-овца (2027 г.) Ригдан ХХ II Мии Сэнгэ ( mi ʼ i seng ge ) придет. В XIX рабджуне в год Огонь-кабан (2127 г.) Ригдан XXIII Ванчуг Ше ( dbang phyug che ) воссядет на трон. В начале XXI рабджуна, в год Огонь-заяц (2227 г.) Ригдан XXIV Таей Намжал ( mth ʼ a yas rnam rgyal ) придет. Каждый (из названных) по сто лет Дхарму будет разъяснять. Затем в XXII рабджуне, в год Огонь-овца (2327 г.) величайший Ригдан XXV Драгбо Хорлой цан жан ( drag po ʻ khor lo ʼ i mtshan can ) на трон взойдет. В течение девяноста шести лет будет проповедовать Дхарму (учение Будды – А.С.) и на девяносто седьмой год – год Вода-овца (2424 г.), армия двенадцати великих богов с южной стороны реки Ситы армию лало победит. «Поздних четырех времен» «Завершённая эпоха » (Крита-юга – А.С.) начнется. Мера «предыдущих (ранних – А.С.) четырех времен»: начиная от императора Ашоки и до девяносто восьмого года [правления] Ригдана Драгбо (2424 г.) протяженностью в 3304 года. Если к этому прибавить период после именуемого Драгбо Хорло Ше ( drag po ʼ khor lo che ) – 1800 лет, – то получится – 5104 года» [Там же, с. 26-27].


 

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1 Пурана (purāna – «относящийся к древности или древним временам, древний» [Монтье-Вилльямс, 1995, с. 635]) – общее название священных текстов индуизма, являющих собой грандиозные богословско-мифологические произведения с вклюением сведений о реальных исторических событиях. Пураническая литература создается в период времени между нач. I тыс. и нач. (сер.) II тыс. Всего насчитывают 18 главных пуран. К ним примыкают дополнительные тексты, позднее включенные в число пуран, и получившие название «упапураны» («близкие к пуранам»). В содержании пуранических текстов традиционно выделяют пять основных тем: «1) сарга (творение) – рассказ о происхождении и становлении мира; 2) пратисарга (повторное творение) – повествование о новом возникновении мира из составных элементов, на которые он распадается в конце каждой космической эры – кальпы; 3) вамша (генеалогия) – родословные богов, сверхъестественных существ, мудрецов и царей; 4) манвантара (космический цикл, связанный с Ману) – перечисление ряда этапов в существовании мира, в каждый из которых прародителем всего живого выступает один из Ману – т.е. то или иное воплощение персонифицированного космического прародителя; 5) вамша-анучарита (деяния родов) – история легендарных правящих династий древней Индии – так называемой солярной и лунарной, а также их потомков и предсказания о царях и правителях будущего (в данном разделе имеется множество сведений о реальных исторических событиях). Эти пять тем отображают содержание пуран только в традиционном смысле» [Бонгард-Левин, 1980, с. 302]. «Проблемы, рассматриваемые в пуранических текстах, настолько многочисленны и разнородны, что очень трудно охарактеризовать их в целом. Точнее всего было бы сказать, что пураны – это энциклопедическое описание различных сторон индийской действительности, зафиксированных с точки зрения принципов индуизма» [Там же].

2 Представления об аватарах (воплощениях божеств на земле) начали складываться еще в ведийский период, речь здесь шла об аватарах Праджапати и Брахмы. Представления эти коренятся, на наш взгляд, в очень устойчивых (вплоть до настоящего времени) архаичных верованиях в оборотничество, распространявшихся древним человеком на любые явления мира, и в тотемических верованиях (в ранних аватарах божество имеет зооморфный или зооантропоморфный облик). В эпосе и пуранах учение об аватарах принимает каноническую форму. В эпосе встречаются сюжеты, распространяющие представления об аватарах на всех божеств, так «Махабхарата» содержит миф об аватарах всех божеств во главе с Нараяной [Мифы, 1997, с. 58]. В пуранах аватары (известные ранее и вводимые вновь) приписываются исключительно Вишну. Существуют разные списки пуранических аватар, чаще всего говорят о десяти главных аватарах и иногда прибавляют к ним десять «малых». Представление о десяти основных аватарах Вишну окончательно сформировались только к Х в. и зафиксировано в поздних пуранах – в «Матсья-пуране» полного списка десяти аватар еще нет [Темкин, 1993, с. 312]. Приведем краткую характеристику десяти аватар Вишну: 1) Матсья – «Рыба». Воплотившись в рыбу, Вишну спасает во время потопа седьмого Ману – Вивасвату, а также многих риши (авторы и певцы священных гимнов, религиозные подвижники и мудрецы) и семена всех растений, которые Ману взял с собой на корабль. 2) Курма – «Черепаха». Воплотившись в черепаху, Вишну служит опорой для горы Мандара, использованной богами и асурами в качестве мутовки во время пахтанья океана. 3) Вараха – «Вепрь». Воплотившись в вепря, Вишну убивает после тысячелетнего поединка демона Хираньякшу, утопившего землю в океане, и поднимает землю на своих клыках. 4) Нарасимха – «Человеко-лев». Воплотившись в получеловека-полульва, Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу и защищает своего ревностного почитателя Прахладу, сына Хираньякашипу, от преследований отца, растерзав его когтями. 5) Вамана – «Карлик». Воплотившись в карлика, Вишну хитростью освобождает три мира из под власти царя дайтьев Бали. В облике карлика он испросил у Бали себе столько, сколько покроет тремя шагами. Приняв необъятные размеры, Вишну покрыл двумя шагами землю и небо, но воздержался от третьего шага, оставив «Паталу» – подземный мир – Бали. 6) Парашурама – «Черный с топором». Воплотившись в Парашураму – сына брахмана Джамадагни, Вишну истребляет множество кшатриев и освобождает от их угнетения варну брахманов (мифологическое оформление реалных социальных процессов: Вишну выступает на стороне брахманов, так как является их божеством, в то время как божество кшатриев – Индра). 7) Рама – «Черный» и 8) Кришна – «Черный». В этих воплощения Вишну побеждает множество вредоносных существ нечеловеческой природы и освобождает от их притеснения человечество. Рама и Кришна стали самостоятельными объектами важнейших индуистских культов и обладают собственной обширной мифологией. 9) Два божественных мудреца-риши Нара («Человек») и Нараяна («Путь людей»), либо Будда. «Калки-пурана» 9-й аватарой Вишну называет Будду. 10) Калки (kalki – этимология неясна). Родившись в поселении Шамбале воин-брахман Калки уничтожает в битвах все зло, появившееся в мире в конце мирового периода и восстанавливает в нем совершенный порядок. Образно говоря, первые аватары спасают-устраивают вселенную в период ее младенчества и отрочества; средние – совершают как бы локальные «хирургические операции» - находят и уничтожают в мире источники зла (ими выступают антогонисты Вишну: Хираньякашипу, Равана, Шишупала и др.) и тем частично и временно улучшают состояние мира; последняя аватара проводит тотальное уничтожение дряхлого неизлечимого мира и возрождает его в чистом состоянии.

3 Второй по значению (после Лхасы) город Центрального Тибета. В старом Тибете Шигадзэ являлся административным центром округа Цзан (gtsang).

4 Письма обоих монахов опубликованы в работе: C. Wessels, Early Jesuit Travellers in Central Asia. 1603-1721. Hague, 1924.

5 См. об этом, например, публикации О.А. Шишкина: Шишкини О.А. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М., 1999 и др.

6 Исторический контекст легенды, отражение в ее содержании ряда исторических реалий.

7 Традиционная буддийская живопись минеральными красками на грунтованной ткани.

 

Глава 1

1 Тибетский эквивалент термина тантра – жуд (rgyud – «одна непрерывающаяся нить», «порядок», «последовательность», «ряд»).

2 По своему происхождению феномен мантры очень архаичен и восходит к древним заклинаниям. Верования, связанные с мантрами основаны на представлении о действенной силе звука и слова (творение, разрушение, очищение, подчинение).

3 На протяжении своего существования буддизм разделялся на множество направлений и школ, одни из которых исчезли, а другие существуют поныне; возникали региональные варианты этой религии, перешагнувшей национальные рамки и ставшей мировой. В настоящее время мы видим удивительное многообразие форм учения Будды. Тем не менее, все это многообразие развивалось и существует в двух основных направлениях. Согласно схеме, принятой в одном из направлений – в традиции Махаяны («Великая колесница»), вся буддийская традиция подразделяется на Хинаяну («Малая колесница») и Махаяну. В свою очередь, другое направление, представленное в настоящее время традицией Тхеравада («Чение старейшин»), не принимает этой схемы и уничижительного наименования. Тхеравадины полагают себя хранителями и носителями чистого, не искаженного учения Будды Шакьямуни, а ту обширную традицию, что именует себя Махаяной, – поздним искажением его учения. Несмотря на различия в самоопределении, наличие в буддизме двух мощных потоков, вбирающих в себя все прочие, остается фактом.

4 Парамитаяна («Колесница парамит») – направление сутр Махаяны. Сутры Праджня-парамиты являются наиболее ранними в этом обширном собрании и дали название всему направлению. Термином «парамита» («достижение противоположного берега») обозначаются качества-совершенства, к приобретению которых необходимо стремиться. Они «переправляют» совершенствующегося индивида на «другой берег»: из сансары в нирвану. Сансара («блуждание») – в буддизме феноменальный мир перерождающихся существ. Постоянные перерождения и составляют суть метафоры «блуждания». Нирвана («угасание») – в буддизме идеал освобождения, выход из колеса сансары, состояние, в котором пребывают Будды. Разные школы буддизма по-разному определяют нирвану, но преобладают чисто «негативистские» характеристики – нельзя сказать, что есть в нирване, но со всей определенность можно сказать чего там нет – страдания в любой его форме. Страдание в буддизме является коренной характеристикой любого существования (сансара). Стандартное выражение «практика парамит» означает одновременно и культивацию в себе этих качеств, и применение их по отношению к живым существам. Первоначально сложился набор из шести парамит, позднее к ним были добавлены еще четыре: 1) дана-парамита – совершенство даяния (проповедь учения, дарение собственных вещей, дарование посвящений); 2) шила-парамита – совершенство нравственности; 3) кшанти-парамита – совершенство терпения; 4) вирья-парамита – совершенство старания; 5) дханья-парамита – совершенство созерцания; 6) праджня-парамита – совершенство интуиции; 7) упая-парамита – совершенство метода; 8) пранидхана-парамира – совершенство молитвы; 9) бала-парамита – совершенство (сила) духа; 10) джняна-парамита – совершенство мудрости. По историческим данным, корпус сутр Махаяны складывается в период 1 в. до н.э. – VI в. н.э. наиболее интенсивно эти тексты появляются во II-IV вв.

5 Хинаяна («Малая колесница») представлена в настоящее время традицией Тхеравада («Учение старейшин»). Тхеравада возводит свое происхождение к первоначальной монашеской общине, окружавшей Будду Шакьямуни. Каноном Тхеравады является свод текстов на языке пали Типитака («Три корзины»). Конечная цель тхеравадина – достижение состояния архата – святого, который обрел нирвану и более не перерождается в сансаре. Тхеравада полагает себя единственной дошедшей до нашего времени традицией среди так называемых 18 школ раннего буддизма.

6 Бодхисаттва («существо [стремящееся к] Бодхи») – в раннем буддизме существо, вплотную подошедшее к становлению Буддой (Бодхи – состояние Будды). В буддизме Махаяны – такое же существо, добровольно остающееся в сансаре ради помощи всем живым существам. Ранний буддизм знает только двух Бодисаттв: Шакьямуни до Пробуждения под деревом Бодхи и в ряде предыдущих рождений; грядущий Будда Майтрея. В буддизме Махаяны Бодхисаттв бесконечное количество.

7 Практик процессе йогического созерцания представляет себя в образе определенного божества и, как полагается, в итоге практики (на это уходит несколько лет) «становится» этим божеством – «реализует» его.

8 Существуют комментарии на ряд систем Ануттара-йога-тантры, написанные с позиций учения Калачакра.

9 «Жиджо Давий Одсэр. Он родился в конце десятого века по европейскому стилю. Вначале в Тибете он достиг завершения постижения сутр, тантр и наук ( rig gnas ). Затем, посетив Кашмир, Непал и Индию, касавшись стоп многих пандитов и сиддх, посвящений, наставлений и разъяснений – трех – в учения сутр и тантр испросив, а также санскрит ( legs sbyar gyi skad ) прекрасно изучив, в год Огонб-заяц первого рабджуна, 1027 по европейскому стилю, впервые в Тибете [тексты учения] Калачакра перевл, с этого времени в Тибете отсчет рабджунов введен» [Дагба Жуннэй, 1992, с. 256-266].

10 «Касательно того, в какое время, данное учение Калачакра впервые распространилось в Тибете имеются всевозможные точки зрения, однако многие знающие историю Тибета, говорят в соответствии с традицией ( lugs ) кашмирского ( kha che ) панчена ( pan chen ) Шакьяшри (śā kya ś ri ), что через 1171 год после ухода Будды, в тибетский год Огонь-заяц (1027 – А.С.) Жиджо лоцзава, находясь в тибетской земле, впервые распространил [это учение]» [Лобсан Принлэй, 2002, с. 1283]. Панчен Шакьяшри (1127-1225) – знаменитый кашмирский пандит, имевший множество тибетских учеников и в течение 10 лет (вернулся в Кашмир в 1214 г.) учивший в Тибете [Тамже, с. 1268-1269].

11 Шестидесятилетний цикл – Брихаспатичакра («вокруг Бриспати (божество, персонифицирующее планету Юпитер)») – система летоисчисления, восходящая к древнему ведическому периоду и получившая затем широкое распространение в индийской астрономии. В том числе, хронологическая система, основанная на шестидесятилетнем цикле, была принята в учении Калачакра. Шестидесятилетний цикл состоит из пяти двенадцатилетних циклов. Планете Юпитер требуется почти один солнечный год, чтобы пройти один знак зодиака, прохождение всех двенадцати знаков зодиака дает один двенадцатилетний цикл. Пятикратная компановка этих циклов в один шестидесятилетний, вызвана, по мнению некоторых исследователей, необходимостью корреляции солнечного и лунного годов. Двенадцатилетний цикл называют «животным» или «звериным» циклом, так как он кодируется образами животных в следующей последовательности: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, птица, собака, кабан. Шесть лет цикла называются мужскими (годы мыши, тигра, дракона, коня, обезьяны, собаки), шесть – женскими (годы быка, зайца, змеи, овцы, птицы, кабана). По прошествии двенадцати лет цикл начинается снова, однако в шестидесятилетнем цикле это будут не совсем те же годы, поскольку здесь в названии года каждое животное имеет дополнительный маркер – название одного из пяти элементов. Они сами и их последовательность также строго определены: дерево, огонь, земля, железо, вода. Название года шестидесятилетнего цикла звучит как Дерево-дракон (Дерево-мужской-дракон), Дерево-змея (Дерево-женский-змея) и т.д. каждому элементу поставлен в соответствие цвет: дерево – синий, огонь – красный, земля – желтый, железо – белый, вода – черный. Поэтому как альтернативные допустимы такие названия года как Синий-змея (Синий-женский-змея) и т.д. При «сцеплении» двенадцатилетнего цикла и цикла элементов последний вращается в два раза медленнее, то есть символ животного меняется каждый год, символ элемента – через год. В тибетской традиции первым годом шестидесятилетнего цикла является год Огонь-заяц. Год Огонь-заяц соответствует санскритскому Прабхава, первому году Брихаспатичакры. В китайской традиции первым годом шестидесятилетнего цикла считает год Дерево-мышь. Монголы и буряты в этом отношении следуют китайской традиции. Хотя в хронологических целях уже практически вся Азия свободно пользуется европейской линейной системой исчисления времени, в ритуальных (тантрийские ритуалы, календарные ритуалы, ритуалы жизненного цикла и др.) и астрологических целях – по-прежнему очень значимых в азиатской культуре – применяется система шестидесятилетних циклов.

12 Начиная с XIII в., в Тибете сложился существующий и поныне институт святых-перерожденцев – Тулку (sprul sku – «перерождающееся тело»), или Ринпоче (rin po che – «драгоценность»). К настоящему времени в Тибете учреждены тысячи линий перерожденцев, а самые старые из них имеют более 20 колен. Перерожденцы полагаются Бодхисаттвами – существами, вплотную подошедшими к достижению состояния Будды, но остающимися в сансаре – мире страданий – ради помощи живым существам. Считается, что перерождения (определенные род, время и место рождения) Бодхисаттвы, в отличие от обычного существа, находятся под его полным контролем. Линия перерождений одного святого-перерожденца обозначается термином «цепь тел» (sku ʻphreng). Родоначальник линии именуется «высший в цепи тел», а все последующие – согласно месту в этой линии преемственности: «второй в цепи тел», «третий в цепи тел» и т.д. У всех святых одной линии перерождений имеется общее «имя перерождения» (sprul ming) – имя-маркер, выделяющее эту линию святых-перерожденцев среди прочих. Как правило, «имя перерождения» производно от названия местности проживания первого святого, иногда это эпитет. Каждый Ринпоче имеет и собственное имя, выделяющее его среди прочих представителей данной «цепи тел». Традиционно каждая линия перерождения возводится к временам Будды Шакьямуни, и первым в «цепи тел» полагается тот или иной его ученик из числа ближайших, либо просто из числа современников, когда-либо выслушавших его наставления (линий перерождений в Тибете гораздо больше, чем индийских учеников Будды, упоминаемых в преданиях). Далее ряд перерождений связывается с выдающимися деятелями индийского буддизма, затем раннего тибетского буддизма, и наконец «цепь тел» выходит на исторического ее основателя и продолжается в его преемниках. У каждого перерожденца имеется собственная мантра, называемая «мантра имени» (mtshan sngags), включающие его эпитеты и имя. Поиски следующего перерожденца Ринпоче представляют собой сложную и дорогостоящую процедуру. Ученики ушедшего из жизни Ринпоче отыщут по специальному ритуалу (включающему различные гадания и опознавание мальчика-претендентами вещей умершего) следующее рождение святого. Новая линия перерождения утверждается в том случае, если коллегия авторитетных монахов (в условиях сложившейся традиции они сами являются Тулку) утверждает какого-либо недавно ушедшего из жизни выдающегося буддийского практика Бодхисаттвой минимум 1-й стадии (всего говорится о 10-ти стадиях). Случается, что у Ринпоче одновременно находят не одно, а несколько перерождений. Это не противоречит буддийской антропологии – говорится, что Бодхисаттва даже первой стадии может родиться одновременно в ста местах.

13 На территории России тюркских народом, традиционно исповедующим буддизм, являются тувинцы, на территории КНР – представители народности тху.

14 Тибетские переводы пяти тантр учения Калачакра – 1) «Секоддеши», 2) «Шри Калачакра нама тантра раджи», 3) «Шри Калачакра тантроттара тантра хридаи»; 4) «Шри Калачакра гарбха нама тантры», 5) «Шека пракрии», в указанном порядке находятся в Ганжуре пекинской и дэргэской (sde dge) редакций. В Ганжуре нартанской (snar thang) редакции отсутствует четвертый памятник (порядок расположения остальных четырех сочинений тот же). Тибетские переводы всех шести тантр учения Калачакра (к переводам названных пяти памятников добавлен перевод «Шри Калачакра лагху тантра раджа хридаи») находятся лишь в Ганжуре поздней (1921 г. [Дагба Жуннэй, 1992, с. 395]).

15 В различных редакциях Данжура число трактатов учения Калачакра несколько разнится, но в общей сложности число трактатов, помещенных в этот отдел Данжура – 54.

16 Течение «Вне школ» - возникшее в Каме (kham) (Юго-восточный Тибет (ныне часть провинции Сычуань КНР)) во второй половине XIX в. направление в тибетском буддизме, провозгласившее принцип отрицания деления тибетского буддизма на школы. В силу этого данное течение эклектично.

17 Структура учения Калачакра излагается здесь согласно сочинению Лондон-ламы Агван Лобсана (klong rdol bla ma ngag dbang blo bzang, 1719-1795) «Терминология Шри Калачакры, собравшая вместе все точки зрения, находящаяся в соответствии с наставлениями Джины Цзонхавы» [Агван Лобсан, 2].

18 Элементы «земля», «вода», «огонь», «ветер», так называемые четыре махабхуты («великие элементы»), выступают «строительным материалом» для всей органики и неорганики буддийской натурфилософии, не следует путать их с физическими землей, водой, огнем и ветром. Каждому элементу присуще свое качество, геометрическая форма и цвет (отсюда форма и цвет материков), направление (локализация) в пространстве. Элемент «ветер» (ваю): свойство – движение, цвет – черный (иссиня-черный), форма – полукруг, направление в пространстве – восток и юго-восток. Элемент «огонь» (теджа): свойство – разрушение, цвет – красный, форма – треугольник, направление в пространстве – юг и юго-запад. Элемент «вода» (удака): свойство – соединение (свойство вязкости), цвет – белый, форма – круг, направление в пространстве – север и северо-восток. Элемент «земля» (притхиви): свойство – отвердевание (застывание), цвет – желтый, форма – квадрат, направление в пространстве – запад и северо-запад. Элемент «пространство» (акаша) является всеобщим вместилищем, «палитрой», на которой «смешиваются краски» четырех элементов. Цвет «пространства» – зеленый, форма – круг, закрепленное направление – верх. Элемент «мудрость» (джняна) добавляется в Калачакра-тантре как шестой элемент (это специфика данной системы). Его цвет – синий, форма – круг, направление – низ.

19 Фактически в данной классификации представлена индуистская система вари. Как увидим далее, учение Калачакра (это справедливо и для других буддийских учений) эту систему отвергает.

20 В практике всех систем Ануттара-йога-тантры выделяются «стадия зарождения» и «стадия завершения».

21 Понятие «мандала» («круг», «сфера», «область») имеет в системе понятий буддизма и, в особенности, Ваджраяны огромную важность. В значении, совпадающим с этимологией слова, мандалой называют некоторую определенным образом организованную область пространства, в том числе в отношении первоэлементов буддийской вселенной: «мандала ветра» (полукруг), «мандала огня» (треугольник) и т.д. как сложный составной символ понятие «мандала» употребляется в буддийской терминологии в двух основных значениях: 1) подносимое в ритуале символическое изображение вселенной, 2) представляемые в ходе тантрийского созерцания дворец тантрийского божества и окружающая дворец символическая местность. Мандалу в первом значении представляют выполненное, как правило, из металла (чаще бронзы) условное изображение буддийской вселенной, либо специальная мудра (символическое положение рук). В обоих случаях в мандале представлены мировая гора Меру и расположенные вокруг нее материки – в первом случае соответствующими изображениями на диске, во втором – положениями пальцев. Мандала как вселенная подносится буддийскому учителю – гуру, соединившему в себе все Три Драгоценности: Будду, Дхарму (буддийское учение), Сангху (буддийскую общину). Буддист делает это подношение в ходе ежедневной обязательной религиозной практики. Созерцание мандалы во втором – тантрийском, значении является элементом йогической практики «стадии зарождения». На «стадии зарождения» йогин создает и удерживает в уме особую символическую картину – божеств (главное божество и вспомогательные божества) и мандалу – дворец, наполненный этими божествами и окружающую дворец символическую местность (кладбища, священные рощи и т.д.). Божества называются «опирающимися», а мандала – «опорой».

22 Пять специфических разновидностей мудрости, полагающихся одной из базовых характеристик состояния Будды.

23 Пять Дхьяни-Будд («Будд созерцания») – Вайрочана, Амитабха, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амогхасиддха. В тантрийском созерцании они символизируют соответственно пять мудростей.

 

Приложение 1

1 Разряд гневных божеств. Эта группа гневных божеств присутствует, в частности, в мандале охранного круга (srung ʻkhor) Калачакры. Десять Гневов: «Ушниша, Сумбханисумбха, Вигхнантака, Ниладанда, Праджнянтака, Таккираджа, Падмантака, Ачала, Ямантака, Махавала» [Лобсан Галсан Жамцо, л. 28а].

2 Восемь великих Бодхисаттв: 1) Манджугхоша («Нежная мелодия»); 2) Ваджрапани («С ваджрой в руке»); 3) Авалокитешвара («Владыка, смотрящий проницательным взглядом»); 4) Кшитигарбха («Лоно земли»), 5) Сарваниваранавишкамбхи («Очистивший все загрязнения»); 6) Кхагарбха («Лоно неба»); 7) Майтрея («Дружественный», «Благосклонный»); 8) Самантабхадра («Полностью благой»).

3 Иногда этого царя называют Чандра – «Луна» [Там же].

4 Имя Сучандра в мифологии учения Калачакра закреплено за царем Шамбалы. Это имя носит также один из Бодхисаттв [Монье-Вилльямс, 1995, 1223]. Помимо этого, название сучандра носит в буддизме один из видов самадхи [Там же]. В эпосе и пуранах Сучандра – наименование Ficus Indika и имя ряда персонажей: божества-гандхарвы («Махабхарата»), сына Синхики («Махабхарата»), сына Хемачандры («Рамаяна»), ряда царей («Рамаяна») [Там же].

5 Ваджрапани («С ваджрой в руке»), Бодхисаттва в буддийской мифологии Махаяны, один из восьми главных Бодхисаттв. Ваджрапани символизирует силу, его специфическая функция уничтожение омрачений ума [Мифы, 1997, 1, с. 208].

6 Кшитигарбха – «Лоно земли», Бодхисаттва в буддийской мифологии Махаяны, один из восьми великих Бодхисаттв. Специфическими функциями этого Бодхисаттвы являются спасение находящихся в адах существ, защита военных, путников и детей [Мифы, 1997, 2, с. 31-32].

7 Имя различных царей в «Махабхарате», «Хариванше», пуранах [Монье-Вилльямс, 1995, с. 1250].

8 Jambhaka – имя духа, имя Ганеши, персонаж из свиты Шивы [Там же, с. 412].

9 Манджугхоша – «Прекрасная мелодия» (также Манджушри – «Прекрасное сияние»), Бодхисаттва в буддийской мифологии Махаяны, один из восьми главных Бодхисаттв. В мифологии учения Калачакра Манджушри выступает кореллятом Вишну. В индуизме Калки – аватара Вишну. В калачакринской легенде о Шамбале Калки – воплощение Манджушри.

10 Локанатха – «Защитник мира», здесь – эпитет Авалокитешвары, Бодхисаттвы в буддийской мифологии Махаяны, одного из восьми главных Бодхисаттв. В мифологии учения Калачакра и мифологии Махаяны в целом Авалокитешвара выступает кореллятом Шивы, вобрав в свое имя и унаследовав его основные эпитеты (Ишвара – «Владыка», Локанатха).

11 Данная форма написания имени пятого Калки (соответствующая тибетской смысловой кальке bshes gnyen bzang po в тибетском переводе «Вималапрабхи» [Вималапрабха, 1, л. 32а]) употреблена в факсимильно изданном в 2010 г. манускрипте «Вималапрабхи» [Вималапрабха, 2010, с. 14].

12 Судя по тибетскому переводу aja здесь – искаженная запись ajaya («Непобедимый» - имя Вишну [Монье Вилльямс, 1995, с. 10]).

13 Царь Шамбалы по имени «Солнце» (Сурья) является двенадцатым Калки (Ригданом), при этом само слово сурья является в санскрите также символическм выражением числа 12 (указание на прохождение солнцем 12-ти знаков зодиака) [Там же, с. 1243].

14 Имя царя в «Шатрумджае-махатмье» [Там же, с. 1099].

15 Пространство; сын Прадьюмны (форма Камы); Шива; имя Архата (современника Шакьямуни); имя потомка Вришни [Там же, с. 30].

16 Название раковины (conch-shell) Юдхиштхиры [Там же, с. 25].

17 Называя Калки XXIV-м Анантавиджаю, мы следуем толкованию Будона. В соответствующем месте цитируемого в «Вималапрабхе» стиха «Коренной тантры» говорится: «Анантавиджая Калки, опять (снова) Яшас Калки. Его сын Махачакри Раудра Калки…» [Там же, с. 26]. К выражению «его сын» Будон делает примечание: «Намжала ( rnam rgyal )» [Вималапрабха, 1, л. 32а] (тибетское rnam rgyal – перевод санскритского vijaya). Таким образом, Будон полагает Раудру сыном [Ананта]виджаи. Яшас же, согласно такому толкованию Будона, упоминается здесь потому, что Раудра полагается, как и Яшас, воплощением Манджугхоши (Манджушри), и фразу «опять (снова) Яшас Калки» следует понимать, как указание на новое воплощение Манжугхоши (теперь уже в качестве Раудра Калки). Рассмотренная трактовка Будона является в тибетской традиции после него общепринятой – во всех известных нам составленных после Будона тибетских списках Ригданов (в том числе в списке, приведенном в Приложении 2) Ригданом XXIV-м назван Таей Намжал (mthʼa yas rnam rgyal, соответствует санскритскому anantavijaya).

18 Имя старщего сына Раудры дается здесь в форме, употребляемой в «Краткой тантре» [Лагху тантра, 1, 1966, с. 339]. Лондол-лама приводит имя этого царя в форме tshang dbang [Агван Лобсан, 2, л. 13а].

19 Khor lo can gyi sras rgan pa [Там же].

20 Sras gzhon pa [Там же].

21 Начиная с этого царя до конца списка одиннадцати царей персонажем, воплощением которого полагается каждый из них, называеися Бодхисаттвой без указания его имени [Там же].

22 Начиная с этого царя до конца списка одиннадцати царей, правители Шамбалы имеют имена восьми аватар Вишну.

 

Приложение 2

1 Каждый год шестидесятилетнего цикла имеет образное название.

2 Санскритская фонетическая калька для названия «Мекка», которую переняли и тибетцы.

3 Мадхумати – санскритская фонетическая калька имени основателя ислама. Бранзий Лодой (sbrang rtsiʼi blo gros) – смысловая калька Мадхумати.

4 Речь идет о мусульманском летоисчислении – хиджре.

5 Первый шестидесятилетний цикл.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!