Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Развитие материализма и диалектики. «Предисловие к критике..».



Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.
Согласно взглядам марксистов материальное общественное производство людей проходит в своём развитии ряд стадий их Карл Маркс назвал общественно-экономическими формациями.
В дальнейшем Карл Маркс и Фридрих Энгельс, развивая материалистическое понимание истории, которому в немалом степени способствало выход в свет книги американского учёного Л.Г. Моргана "Древнее общество" пришли к выводу, что способам производства основанным на эксплуатации человека человеком, которую они считали противной человеческой природе, предшествует первобытно-общинный или как говорили они первобытно-коммунистический способ производства.
Настоящий же коммунизм, настоящее царство свободы как считали они наступит после упразднения, свержения буржуазного общества, общества где эксплуатация человека человеком доведена до своей последней высшей меры, общества где впервые появляется класс не имеющий никакой собственности кроме своих рабочих рук и поэтому вынужденный продавать их за бесценок, вернее свою рабочую силу как товар эксплуататору капиталисту.
Каким же образом человечество придёт в это светлое царство свободы, где труд из унизительной своей формы превратится в первейшую и жизненную необходимость, где в труде и только в труде человек будет раскрывать в себе человеческое в человеке, тем самым реализуя свою сущность!?
Наблюдая развитие капитализма в Англии, в Германии тогда капитализм был ещё в зачаточном состоянии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс заметили, что всюду куда приходит машинное производство на смену патриархальным и идиллическим отношениям соответствующим феодальным способам производства, приходят уже другие циничные отношения купли-продажи. Всюду куда приходит машинное производство наблюдается массовое обнищание мелких крестьян производителей, не выдерживающих конкуренции с крупным товарным производством и рождается класс людей не имеющих за душой ничего кроме пары своих рабочих рук рождается рабочий класс.
Таким образом, по Марксу и Энгельсу производительные силы, вернее их развитие и является тем двигателем прогресса, который после последовательной смены ряда общественно-экономических формаций и приведёт человечество в светлое царство свободы.
Впервые эту мысль Карл Маркс высказал в предисловии "К критике политической экономии" 1859г. там он писал:
"Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или-что является только юридическим выражением последних- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы" ( Предисловие С 137-138 )


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!