Классическая немецкая философия. (Кант, Гегель, Феердбах)



Немецкая классическая философия может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека.

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант прошел два периода в своем творчестве: докритический и критический. Для первого характерны материализм и диалектический подход к решению проблем происхождения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения» разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека; природы морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназначении.

В своей философской системе Кант выделил: а) способности души (познавательная, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желания); б) познавательные способности (рассудок, способность суждения, разум); в) априорные принципы (закономерность, целесообразность, конечная цель). Выделенные стороны системы применимы, по Канту, к природе, искусству и свободе. Отсюда, в современной интерпретации, вытекают основные ценности: истина, красота и добро.

Кант дуалистически разделяет действительность на два мира - вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый.

У Канта человек находится в центре системы «мир-человек», субъект - объектных отношений: процесс познания им рассматривается как активный творческий процесс.

Наиболее глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Гегель. Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике».

Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало - абсолютная идея, т. е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы общества. Материя – одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея, в трактовке Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. Она содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.

Первым этапом самораскрытия абсолютной идеи является логика. Второй этап саморазвития абсолютной идеи – природа. Абсолютная идея свое завершение получает в сфере развития духа. Философия духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и абсолютный дух (его ступенями выступает искусство, религия и философия).

Диалектический метод Гегеля вступает в противовес с требованиям системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолютная истина. Тем самым история как бы приобретает свое завершение.

 Антропологический материализм Фейербаха.

Основные его труды: «Сущность христианства», «Основы философии будущего».

В противовес объективно – идеалистическим построениям Фейербах дал материалистическое понимание бытия, подразумевая под ним наличность, существование, действительность, объективность. Философия Фейербаха была антропологической. Он ставил такие важные для каждого человека вопросы, как что такое жизнь, любовь, смерть, счастье, надежда. Исходный пункт и конечная цель поиска ответов – цельный, реальный человек.

Фейербах показал, что религиозные иллюзии – превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием условий для ее реализации. Разгадку веры, считал Фейербах, следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. В этой новой теологии человек и есть Бог. Тем самым проводилась идея о преодолении противопоставления мирского и потустороннего. В целом же Фейербах оставался на позициях идеалистического понимания истории.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!