Структура, функции и предназначение философии.



Предмет и специфика философии, ее проблемы и основной вопрос.

Философия- особая форма духовной культуры, которая открывает каждому человеку особую возможность организовать свою жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром.

Сам термин "философия" (с древнегреч. - любовь к мудрости) впервые употребил Пифагор. Смысл этого слова в том, что не каждый человек может открыть или постигнуть мудрость в ее полном смысле и содержании, - не каждый может быть мудрецом. Но каждый человек может приобщиться к мудрости, любить, ценить и почитать ее в готовом виде, открытом мудрецами и мыслителями. Поэтому человек становится личностью по мере того, как он следует велению мудрости, реализует свое стремление жить в согласии с мудростью, а не вопреки ей.

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Главный вопрос философии: «Что первично, дух или материя?».

                  Проблемы философии:
1.Проблема бытия – это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, а чем нуждается мир и человек.
2. Проблема познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.
3. Проблема истины порождается вопросами, что ложно, а что, напротив, истинно и ведет исследователя к упомянутой ранее проблеме познания.
4. Проблема личности, связанная с ее формированием, образование, которое не стоит путать с обучением.
5. Проблема смерти – есть ли она?
6. Проблема общества. Схожа с личностной, только здесь рассматриваются группы и их внутренние связи.
7. Проблема ценностей. Основными аспектами проблемы являются: соотношение ценности и оценки, взаимоотношение общечеловеческих и групповых ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.
8. Проблема идеального в философии
9. Проблема самого происхождения или возникновения философии
.

Мировоззрение, его общая структура и исторические типы.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль,

во-первых, обобщенные знания.

Они состоят из: а) повседневных, или жизненно-практических; б) профессиональных; в) научных.

 Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение).

В-третьих, формы и нормы поведения.

 

В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни:  

    1) мироощущение – фиксируются лишь внешние проявления бытия;

    2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом;

   3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Историческими типами мировоззрения являются:

                                            1) мифология;

                                            2) религия;

                                            3) философия.

Мифология– совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого- либо народа и т.д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены. Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т.е., которые составляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Религия - специфическая форма мировоззрения, в которой в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, месте человека в мире и т.д.


3.Философское мировоззрение и его сущность.

Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.

Сами философы спорят, что такое мировоззрение.

Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.

Философия, как мировоззренческая система – это целостный взгляд на весь мир и место человека в этом мире.

Мировоззрение проходит 3 этапа :

1. Мифологический

2. Религиозный

3. Философский.

Структуру мировоззрения можно рассмотреть как связь мироощущения, мировосприятия, миросозерцания.

1. Самый простой – мироощущение – все мы ощущаем вокруг себя мир ( маленький ребенок 4-5 лет понимает под всем миром Махачкалу на основе чувств, а взрослый человек – бесконечность)

2. Мировосприятие возникает на основе душевных качеств (зрение + осязание +обаяние)

3. Миропонимание - это самый сложный уровень, возникающий на основе понятий, категорий, слов.

 Т.к. мировоззрение – сложное и многоплановое явление, то факторы, оказывающие влияние на его становление, оказываются противоречивыми. На формирование М. влияют разнообразные факторы: здоровье человека(здоровый человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает пессимизм), возраст человека (в молодости человек здоровее, энергичнее; с возрастом – перерассмотрение ценностей), воля и т.д.

 Виды мировоззрения :

1. Индивидуальное

2. Групповое (той или иной соц. Группы)

3. Мировоззрение того или иного народа

4. Мировоззрение человечества на том или ином этапе.

Различают обыденное, эмпирическое, житейское М. Оно не достаточно продумано, взвешено, системно. От этого отличается теоретическое М. Его обычно связывают с философским, но это не совсем верно. Свой теоретический уровень есть в религиозном историческом типе М. (теология).

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть:

- идеалистическим или материалистическим

- религиозным или атеистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир-движущаяся материя, а духовное начало  и сознание – свойство мозга.

Идеализм – фил. мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так : понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве – ведь в мировоззрении мы судим человека по его делам.

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Структура, функции и предназначение философии.

По своей структуре философия включает следующие фрагменты, каждое из которых является самостоятельным учением:

онтология – учение о бытие;

гносеология – учение о познании;

диалектика – учение о развитии и всеобщей связи; общая теория развития и общая методология познания;

философская антропология - философское учение о человеке;

социальная философия- учение об обществе

формальная логика- учение о нормах, законах мышления;

аксиология – учение о ценностях;

этика- учение о нравственности;

эстетика- учение о прекрасном;

Философия истории;

история философии.

Основные функции.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
4. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению». Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
5. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
6. Социальная функция –цель   объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
8. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 771; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!