Вопрос 32. Традиционное башкирское зодчество.
В истории Башкортостана встречались и взаимодействовали различные культуры. Ярко проявляется это и в архитектурно-строительной культуре. Ее характеризует сочетание местных традиций с влиянием зодчества других народов.
У древних башкир в условиях кочевого уклада возникают и совершенствуются временные жилища. Основной их тип – переносная разборная войлочная юрта (тирме). Она использовалась до нач. ХХ в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственными и культурно-религиозными особенностями края. Юрта и сейчас считается самым совершенным инженерным решением переносного жилища.
Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северных лесных районах он преобладал. Со временем такие постройки, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников – на зимниках, а затем и на местах летних кочевий.
Так формируется постоянный тип жилища – бревенчатая башкирская изба. Конструктивно она была заимствована у оседлого населения, но приспосабливалась к особенностям уклада башкир, во многом внутри повторяя оформление юрты.
Первоначально наиболее распространенной была четырехстенная изба с пристроем-сенями. Затем появились дома со связью – два самостоятельных сруба, установленные входами друг к другу и соединенные бревенчатыми сенями. Возникли и другие варианты (например, дома-пятистенки).
|
|
В южных районах из-за недостатка леса сооружали плетневые мазанки, глинобитные избы, а также саманные и из камня-плитняка.
На рубеже XIX в. появился тип деревянного дома с мезонином (надстройкой над серединой дома) и тремячетырьмя окнами на фасаде. Его различные варианты сформировали основную массу жилой застройки дореволюционных городов края. При этом широко применялось архитектурно-декоративное оформление построек с использованием резьбы по дереву. Она покрывала карниз, наличники и двери домов, калитки и створки ворот. Резное убранство стало характерной чертой деревянного зодчества.
Образцы его и поныне можно видеть в исторической части Уфы, хотя их становится все меньше.
Вопрос 33. Культовые здания и мемориальные сооружения на территории РБ
Эти виды архитектуры появились в Башкирии в связи с распространением ислама. Тогда и стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (мавзолеи-кэшэнэ) назначения. Мечети изначально строили деревянными, с использованием архитектурных форм народного жилища. Типичная сельская мечеть – сруб высотой 2,7 – 4,6 м с крыльцом с северной и михрабом с южной стороны, имела двухскатную крышу. Позднее она стала надстраиваться одним, а с XIX в. – двумя и более минаретами. Наиболее ранней из сохранившихся является Тошкуровская мечеть в Балтачевском районе (начало XVII в., реконструирована в 1891 г.). Первая каменная мечеть (сохранившаяся) построена в Стерлитамаке в 1828 г. Первая соборная мечеть в Уфе возникла в 1830 г. Она стала самым значительным каменным культовым сооружением Уфы, действует и поныне (ул. Тукаева). За ней последовал еще ряд мечетей.Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV – XV вв. и знаменуют начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского зодчества. Мавзолеи – кэшэнэ сооружались из камня или кирпича над могилами знатных людей. Их обязательный элемент – наличие купольносводчатого потолка при квадратном или прямоугольном основании. Сохранились кэшэнэ Турахана, Хусейнбека, Бендэбикэ. Это самые северные сооружения такого типа.После добровольного вхождения Башкирии в состав России в крае началось распространение христианства. Вместе с возведением русских военных крепостей появились во 2-й половине XVI в. первые культовые постройки – церкви. Наиболее ранняя – деревянная Троицкая в Уфимском кремле (1579 г.).
|
|
На ее месте в начале XVII в. была воздвигнута первая в Башкирии каменная церковь – Смоленский собор (снесена в 1956 г., на этом месте – Монумент Дружбы). Одной из первых церквей в крае была деревянная Никольская в Николо-Березовке на Каме. На ее месте с начала XIX в. стоит каменный храм с самой высокой в Башкирии колокольней. Наиболее старые из памятников культовой архитектуры: Казанская церковь в с. Верхотор (1788), церковь Дмитрия Солунского в с. Надеждино (1799), Троицкий собор (1835) и Михайло-Архангельская церковь (1842) в Бирске, Покровская (1817) и Спасская (1845) в Уфе и др. Православные храмы сохранились также в Белебее, Белорецке, Стерлитамаке.
|
|
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!