Вопрос 29. Археологические памятники эпохи бронзы на территории РБ



На этом этапе население Южного Урала освоило металлургию бронзы и вступило в новую стадию своего развития. Более эффективные орудия повысили уровень хозяйствования, активизировали социально-экономические отношения, миграционные процессы.

В нашем крае это проявилось особенно четко, так как здесь добывалась руда, выплавлялась медь, шло массовое производство бронзовых орудий труда и оружия. Эпоха бронзы характерна своеобразными культурами, такими как абашевская с курганным обрядом захоронения (более 60 памятников в Приуралье), срубная (до 400 памятников в юго-западной и центральной Башкирии) и другие. Особое место в историко-цивилизационном плане занимает комплекс археологических памятников синташтинской культуры (XVIII-XVI вв. до н.э.), подобных всемирно известному Аркаиму. Это прежде всего недавно открытые в Баймакском районе укрепленные поселения Улак-I (1996 г.) и Селек (2003 г.), расположенные в 6 км друг от друга на р. Ургаза. Еще один памятник эпохи бронзы – Бакшай со следами обсерватории, имеет пласт, относящийся к энеолиту (III тысячелетие до н.э., когда появляются медные орудия), он старше Аркаима. Все эти древности относятся к ареалу уникальной «Страны городов» и свидетельствуют о глубоких традициях протогородской культуры в Южном Зауралье.

Указанные памятники аркаимского типа расположены в пределах уникального Баишевского археологического микрорайона, открытого в 1995 г. и уже имеющего широкую научную известность как в России, так и за рубежом. Здесь на территории южной оконечности хребта Ирендык выявлено около 200 объектов в историческом диапазоне от верхнего палеолита до позднего железного века. Это – поселения с остатками жилых сооружений, камнеобрабатывающие мастерские с изделиями из яшмы, надмогильные сооружения.

Вопрос 30. Археологические памятники эпохи раннего железа

Освоение металлургии железа сыграло революционную роль в истории. Оно способствовало резкому повышению производительности труда в земледелии и ремесле. Усилилась социальная дифференциация населения, началось разложение родового строя. Это время формирования новой формы хозяйства – кочевого скотоводства. Тогда на севере края, в лесной полосе сформировалась культура оседлых скотоводческоземледельческих племен (потомков финно-угорского населения эпохи бронзы). В южных степях сложилась культура кочевых племен, ее носителями были ираноязычные савроматы и сарматы. Они не оставили поселений, археологические памятники представлены только курганными могильниками, в которых выявлены тысячи погребений – многие на территории Башкортостана. Таковы, например, принадлежавшие сарматам Булатовские, Бишунгаровские. Темясовские могильники (всего около 60). Наиболее яркий памятник – Филипповские курганы (V в. до н.э.). Раскопанный в 1988 г. самый крупный из них дал большую коллекцию археологического материала, главным образом высокохудожественные ювелирные и иные изделия из золота и серебра – всего более 600 предметов, в большинстве своем уникальных («находка века»). Это открытие по своему значению стоит в одном ряду с результатами раскопок знаменитых скифских «царских курганов», так же как и последние, имеет мировую ценность. Оно меняет представление о развитии цивилизации на Южном Урале, углубляет наши знания по истории и культуре всего евразийского кочевого мира эпохи раннего железа.

Севернее сарматов оседлые племена образовали новые этнокультурные объединения. Одно из них относится к ананьинской культуре (VI – V вв. до н.э.). Исследовано 47 таких памятников, причем впервые в крае – укрепленные городища (Бирское, Юлдашевское, Петер-Тау и др.) – все в низовьях р. Белой.

Вопрос 31. Археологические памятники эпохи раннего средневековья на территории РБ

Великое переселение народов изменило этнокультурную карту Евразии, в том числе Южного Урала. Здесь надолго появились тюркоязычные кочевники. Население из южных районов края вытеснялось на север. Под влиянием этих подвижек в середине I тысячелетия н.э. сложилась бахмутинская культура, в основном в междуречье Белой и Уфы. Известно более 200 памятников этой культуры. Самые интересные – городища Юмакаевское, Казакларовское, Уфимское.

Большая волна кочевников сформировала на левобережье среднего течения Белой турбаслинскую культуру (V – VII вв.), к которой относятся многочисленные памятники. Особенно активно исследуется городище Уфа-II, расположенное на пересечении улицы Пушкина и проспекта Салавата Юлаева. Этот интереснейший многослойный памятник существовал около тысячи лет (с V в. н.э.) и очень важен для археологического прошлого г. Уфы и всего края. Глубина культурного слоя на городище достигает 4 метров. Вскрытые раскопками объекты принадлежат к категории монументальных сооружений. Они свидетельствуют о том, что здесь был крупный административный, торгово-ремесленный и культурный центр. Равных ему по времени непрерывного существования и богатству материала нет во всем Заволжье и Приуралье.

На рубеже VI – VII вв. в Приуралье появились новые пришлые племена, оставившие памятники кушнаренковского типа. Изучено около 40 таких объектов, выявленных в районах по среднему и нижнему течению р. Белой: Бирское городище, Сыташтамакские курганы, Уфимское городище и др. По мнению ряда исследователей, носители этой культуры были финноуграми, выходцами из лесостепных районов Зауралья. Осваивая новые места, они взаимодействовали с племенами бахмутинской и турбаслинской культур, а затем стали важным компонентом формирования в Приуралье других этнических общностей.

С середины VIII и до IX вв. включительно в бассейне Белой распространяются памятники караякуповской культуры – Караякуповское и Таптыковское городища, Стерлитамакский могильник и др. Создателей этой культуры этнически соотносят с уграми. Исчезновение с IX в. памятников данной культуры, возможно, связано с миграцией угорских племен с Уральского региона на запад, в дунайский бассейн, где они основали в Х в. новое государство – Венгрию. Некоторые исследователи считают территорию распространения караякуповской культуры исторической прародиной венгров.

Изложенный материал говорит о богатейшей древней истории нашего края, оставившей множество археологических памятников, вызывающих огромный интерес, в том числе для историко-познавательного туризма. Они делают весьма перспективным, например, предложенный кафедрой туризма и гостеприимства УГУЭС проект туристической исторической дороги «Древние цивилизации Южного Урала».

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!