Сарматы по русской и польской историям



 

1. Нестор печерский многие имена народов и пределы сарматского языка воспоминает, но между оными славян, обладавших сарматами и имена тех принявших, не всех различает, при том положения мест и урочища непеременные не каждого описал. Польские – Кадлубек, Меховий[219], Кромер и пр. – хотя в древности ему более последовали, но как и наши, за Нестором следовавшие, от недостатка в знании географическом весьма о том худое прилежание имели и еще, имена народов и пределы переменяя, старых при этом не объявили; иногда же народ переселившейся, не объявив о переселении, весьма далеко от прежнего селения положили; или имя один то, другой другое написал и нередко у одного три разных имени для одной местности находится, что иногда за разные счесть можно. Сии смятения и темности всю возможность к правильному географическому описанию отъемлют, из‑за того я рассудил здесь алфавитным порядком перечислить и, насколько о положении мест дознаться можно, кратко показать, ибо в примечаниях на вторую часть пространнее о каждом показано будет.

2. Ари – вотяки, Арима – Вятская провинция по реке Вятке, ч. II, н…

Берендеи, берендичи, торки и черные клобуки по Роси жили и свои города имели, ч. II, н. 105 и 129. Иногда торки именованы. Сии города населены казарами, печенегами и торками.

Берляд между Днестром и Дунаем, где ныне Молдавия. Но это имя не настоящее, может, от владельца или иного обстоятельства данное, ибо оный народ волоты, ясы и косоги именован, ч. II, н. 461.

Болгары волжские, у Геродота аргипеи, сами звались билиры и от града богарды, ч. II, н. 23, 41. Ныне Казанская губерния, гл. 25.

Болгары нижние, смотри хвалисы, гл. 25.

Боуты между половцами, ч. II, н. 487.

Варяги, шведы и норвеги, ч. II, н. 2, гл. 30 и 31.

Варяги, руссы, финны, ч. II, н. 2, 45.

Весь – сарматы, Вии су – Белоозеро, ч. II, н. 47.

Волоты, в Молдавии поселившиеся римляне, ныне волохи, ч. II, н. 8.

Восфоряне от Восфора Киммерийского, ч. II, н. 70.

Воты названы по Ижоре и Неве. Это по сути не имя народа, ибо на их языке здешний, или тутошний, и хотя предел весь именовали Ижора, но от народа все между Волховым и Невой названо Вотская пятина.

Вятичи – сарматы, покоренные славянами по Оке, Жиздре и Угре. Ныне Орловская и Калужская провинции, ч. II. н. 27.

Гилы, гелоны и угличи от реки Угла, ныне Орель, населенные греками между сарматами по рекам Ворскле и Самаре, ч. II, н. 37, 95.

Голинды и голяды в Литве и Пруссии, или жмоды, ч. II, н. 247.

Двиняне – по реке Двине ниже Устюга.

Дряговичи и дрягвичи – сарматы, покоренные славянами, по Дине около Полоцка, ч. II, н. 22.

Дудины и дулебы – по Днестру и Богу, славяне или сарматы неизвестно, думаю, у древних будинами и дудинами именованы, ч. II, н. 25, 323.

3. Емь и ямь – от Ладожского озера до Белого моря, ч. II, н. 229, 266. У северных Бярмия именовано.

Зимегола и сетгола – семигаллы в Курляндии, ч. II, н. 22, 315.

Команы, куманы – половцы и печенеги, у турок – маджары, магиары, мазары, у греков – пеуцины, или певкины, у венгер – хунеры, ч. II, н. 109, 245, 299.

Корела – предел известный, Иоаким, согласно северным, Бярмия именовал, гл. 4, н. 15.

Корсь вместе с семигаллами и либами не иное, как курляндцев именование, ч. II, н…

Косоги вместе с ясами в Молдавии, ч. II, н. 214, 253.

Кревичи и кривичи – сарматы, покоренные славянами, предел Смоленский, ч. II, н. 21, 22.

Либы и ливы, ч. II, н. 22, ливонцы.

Литва – область известная.

Лотва – Литва.

Лотиглы, лотигаллы – Ливония, ч. II, н. 356.

Меря, мордва, на великом пространстве по Волге. Углицкая, Ярославская, Галицкая и Костромская провинция до устья Оки, за Окою Арзамаская, Нижегородская, Алаторская и Танбовская провинции, ч. II, н…

Мещора, Елатьма, Кадом, Шатск и Елец, Темников, Ломов, Козлов, Танбов, митимдюды, болгары, ч. II, н. 441.

Мордва, сами зовутся море, или мери, смотри выше.

Мурома – Владимирская провинция, Касимов и Муром.

Нерома, ч. II, н…, думаю, древние неуры в Литве и Ливонии.

4. Обры, у греков овары, ч. II, н. 24.

Печенеги, смотри команы, татары их именовали каракипчак, ч. II, н. 226.

Печора по реке Печоре к Северному морю, ч. II, н. 355, сами зовутся самио, русские зовут самоядь, ныне град Пустоозеро.

Русь – предел Новгорода и Пскова, ч. II, н. 48, гл. 30, потом имя это разным пределам давалось, гл. 44.

Себы – болгарский народ, ч. II, н. 441.

Северо‑сарматы, славянами покоренные, ч. II, н. 205, по реке Десне.

Серебреные болгары – выше Казани, ч. II, н. 484.

Сковы – половцы, ч. II, н…

Скоуеды – половцы, ч. II, н. 487.

Тмутаракань, ч. II, н. 213, 329, ныне Рязанская провинция.

Торки и торпеи, поросяне и поршане, берендеи, иногда казарами их именовали, ч. II. н. 160, 248, 484; жили по разным градам, поселены по реке Роси, град их знатен был Торческ, ныне Карсунь, другой Белая Церковь. Константин Порфирогенит именует турки. Гл. 16, н. 1 и 59.

Угличи от реки Угла, ныне Орель, смотри гилы.

Узоры, думаю, ошибка вместо казары или от турецкого имени Днепра – узы, гл. 16, н. 27.

Хвалисы и болгары нижние, от них море Каспийское у наших Хвалынское именовано, ныне Астраханская губерния. Геродот именовал Исседон. У Птоломея Исседон серический. Карпеин называет бесермены.

5. Чалмата – болгары по реке Каме, которую они звали Члман, татары – Чолман Идель, ч. II, н. 484.

Чудь – Ливония или скорее Естляндия, имя значит знаемый, или сосед, ч. II, н. 75.

Югры и югдоры по реке Двине и Югу в Поморье.

Ямь, смотри емь.

Ясы в Молдавии с косогами, ч. II, н. 214, 253, но другие упоминаются на Дону, ч. II, н…

Ятвежи, ятвиги и язиги в Подляшии по Бугу и около Бреста, ч. II, н. 156, 323.

Сверх сего, много тех же народов по владельцам или от урочищ именованных, как например пургасы и мордва пургасова, половцы лукоморские и пр. Также и о народах славянских между оными не упоминал, но в особых главах описал.

6. Польские, как выше сказано, более Нестору последовали и мало о географии прилежали. Но Стрыковский более в том усилий приложил и многие народы в Литве и Руси упоминает, однако ж, думается, многое не там, где следовало, от древних географов имена взяв, в Литве указал, которые с показанием страниц его книги здесь алфавитно перечисляю: аварины близ пруссов, стр. 45; авартофракты, 45; агафирсы, 24; аланы, 18, 40; амаксобы, 24, 43; амброны, 31, 45; асвубы, или кашубы, 24; бастарны – руссы, 18; бодины, 24, 43; бругины близ Пруссии, 45; валивагры, вибионы, 24, 43; гелоны у Днепра, 24; гепиды – Великая Польша; герулы и литы, 24, 31; гермадуры, 102; гитоны, 35; голинды, 24; готы в Литве, 13; гуны в Литве, 14; евазы в Литве, 24; жмоды, карионы, 24, 43; карпы, кивы близ Киева; киммеры и кимбры, или цимбры, 24, 28, 31; костобоки, 24; котичи, 24; кошои, 174; кривичи, 115; куры, 13, 43; ливы и лоты, 13, 84; литаланы, литва, 24; литва, 13; лотва, ливоны, 13; лотигалы, ливоны, 84; маджары, 14; массагеты у Дона, 9, 44; мессеманы в Литве, 24; мосхи, моши, месехи, 91; неуры в Литве, 24; обры, аварины, 45; пакты, омброны, 24, 45; пеуцины у Днепра, 45; печенеги, 45; половцы, готы, 13, 35; прусы, боруссы, 13; роксаланы в Литве, 24; саргаты, 24; сембы, 24; скиры, стабаны, 24; стурны, 24; судины, жмодь, судевиты, 24, 40; тахи, суланы, 44; улмигавы, ховтры, 24; шасы, ятвежи, 13, 133, 152.

 

Глава XXII

Оставшие сарматы

 

1. Финны . Ныне из всех тех народов по единству языка древних сарматов финских остатки, во‑первых, финны, которых я из‑за того во‑первых положил, что они наилучше других язык древний, как гл. 17, н. 42, и деяния их соблюли, как Библиотека шведская, часть I, часть их истории представляет. Имя их толкуют от света сияния или блистания, что, думаю, от часто видимого северного сияния произошло, гл. 17, н. 43. Однако ж они у древних в иных разных местах, если не ошибкою, с тем именем указаны бывали, имя же их у разных по‑разному выговариваемо, как то: фени, фенины, у Тацита фенны в Померании, Плиний же финнов при Дунае, думаю, ошибкою вспомянул, фенниния, ререфены, сердифены и новейшие финны, а предел их Финландия. Сами зовутся суомолайн, т. е. водный или болотный народ, Библиотека шведская, ч. I, стр. 96, Страленберг, стр. 64, Байер в разглагольствии, гл. 17, н. 38; почему можно думать, что они Суома предел нынешний, придя от запада, от обстоятельства именовали. Нестор их именовал варяги русь, ч. II, н. 45 и 48, Иоаким просто варяги, гл. 4, н. 14, как они у русских долгое время именованы. Они имели своих собственных королей, как в указанной уже Библиотеке шведской, и хотя оных лет не объявлено, но по обстоятельствам видимо, что последний их король был во время Рюрика, гл. 30 и 31. Финландии главный град Абов, финны оный именуют Турку, в русской же части Финляндии Фридрихсгаф.

2. Возле сих Корелия, у северных Бярмия, у Снорри Стурлсона Кириоланд, гл. 17, н. 9, именована. Библиотека шведская, ч. I, стр. 112, особых там королей именует, чему и наш Иоаким согласно говорит, гл. 4, н. 15. Сия область прежде Рюрика к Руси относилась, и отец Гостомыслов Боривой там царствовал. В ней главные города Кексгольм и Выборг.

3. К северу Лапландия, у русских Лопь, по Северному и Белому морю; часть оной, относящаяся к Руси, именуются мауремани , у русских мурманская, т. е. поморская лопь. В их пределе русский град Кольский острог. Финны их землю зовут Лапнима, сами как зовутся, мне неизвестно. Шефер о них особую книгу написал.

4. От сих к востоку и по Двине именованы двиняне, там, где град древний Колмогард; после русскими построены Тотьма, Вага, наконец, Архангельск, но язык сарматский совсем угас.

5. От Двины к востоку югры и югдоры по реке Югу, народ был великий и сильный. Их владение распростиралось в Галицкую область, град Унжа был их владения. Имели собственных князей. Ныне главный град их Устюг Великий, Кевроль и Мезень.

6. Зыряне по реке Вычогде; они заключались в общее имя пермь, ибо Стефан Пермский[220] по Вычогде проповедовать начал, и первый град Вымь был построен, ныне Усть‑Вымский монастырь, град же главный Соль Вычегодская, после него Яренск. Народ же, приняв крещение, за русских почитаются, и язык в забвение пришел, но к северу некоторое количество еще их в язычестве находится и за самоядь почитаются.

7. От сих к Северному морю, а от Двины до гор Поясных ныне самоядь, сами зовутся самио и самогиты, живут в лесах без домов и переходят на запад до Лапландии, а на восток до реки Лены. Они у Плиния, думаю, аринфеи именованы, поскольку обстоятельства о них сказанные этому соответствуют, гл. 14, н. 66, а по имени, видится, арима, или вотяки, то, может, тогда все от неведения за единое принимались. Карпеин и Рубрик, думаю, сих же торцесы именовали. У русских древнее название печора от реки. Главный у них град русскими в прошедшем веке построен Пустоозерск.

8. К югу от Вычегды по реке Вятке – вотяки, сами зовутся ари, а предел Арима. Геродот их, думаю, именовал аримаспы и басню об одноглазых примешал, гл. 12, н. 24. Они были болгарам подвластны. Град их главный Хлынов, потом Слободской, Кайгород, Котельнич и Орлов. В сем пределе сарматский язык еще многие употребляют, а более в язычестве пребывающие, но оный много помешан с татарским, так как долго были под властью татар.

9. К востоку по реке Каме и по текущим в оную Вишере и Чусовой – пермь, сами зовутся коми и судами. Сии, может, северных писателей имя Бярмии хранят, поскольку сарматы Б не выговаривают. Их древний град Чердынь на Вишере, который также Великая и Старая Пермь именован. После перенесено правительство в Соль Камскую, а в 1737‑м в Кунгур. Стефан Пермский, проповедуя им евангелие, по примеру Кирилла Селунского особые им буквы сложил и на их языке нужнейшие книги писал, и тем в краткое время без принуждения множество в веру обратил. Но оные буквы от лености духовных к обучению уже в забвение пришли и книг оных отыскать уже невозможно.

10. Вогуличи сами зовутся манчи, в горах Поясных, или Урале, по рекам текущим на восток: Тура, Тагиль, Нейва, Ляля, Лозва, Ковда, Тавда. Они населяют провинцию Угорскую и часть Екатеринбургского ведомства на север до Вайгача. Город главный – Верхотурье, Пелым, Туринск, он же и Епанчин, Екатеринбург, и несколько острогов и заводов великих железных построено.

11. Конды, или кондоры, по реке Конде, текущей от севера‑запада в Иртыш. Прежде сей народ распространялся вверх по Иртышу и Таболу, но нашествием татар утеснены к северу, однако ж и в пришествие русских их князи довольно сильны были и русским против татар помогали. В их пределе были остроги Кондинский и другие, но ныне никакого града нет. Сей народ к северу простирается до самояди.

12. Остяки – величайший народ по реке Обь, сами зовутся хонты, разделяются на разные по урочищам названия, главнейшие и величайшая часть обдоры, вниз от устья Иртыша до залива Тазовского и Северного моря. Главный град Березов, Мангазея Старая и другие малые остроги.

13. Выше устья Иртыша по Оби нарым, от русских переводом названия Пестрая орда именованы, народ не весьма великий. Они от того пестрые названы, что на голове волосы и по телу имеют от природы белые пятна, каковых я сам несколько видел, но от частого посещения русских оная пестрота исчезает. У них построены города Нарым и Сургут.

14. Удоры выше оных в Томской провинции. Города Томск, Кузнецк, ныне Колыванский завод, место знатное.

NB. Сии Кондоры, Обдоры и Удоры в титул государей внесены, потому что сильных владетелей имели.

15. За реку Енисей к востоко‑северу по рекам Средней и Нижней Тунгуске и до верховий Лены, а от реки Ангары на север едва не до моря тунгусы оленьи, сами зовутся тинги и сутингис. Страленберг их с прочими тунгусами причисляет к мунгалам, но неправильно, и в табели Полиглота их язык, явно другого народа взяв, положил. Сии хотя с остяками в языке много разнятся, однако ж более за сарматов, нежели татар, счесть можно. В оной области главный град Енисейск, Турухань, Красноярск, Илимский и Верхоленск.

Сии были главнейшие в сей стране сарматские народы. Прочие малые и так языками с татарским и мунгальским смешанные, что неизвестно, какого рода их полагать, а некоторые особого рода и ни к которым из сих не принадлежат. Древние географы всю сию страну, как предел малоизвестный, по‑разному именуя, несколько баснословно описывали. Геродот именует Гиперборея и народ спящий 6 месяцев, гл. 12, н. 26 и 27, чему несколько Плиний последовал, гл. 14, н. 42, 43 и 47, указывает же отдельный народ ферафос, н. 42. Прочие более гиперборейские скифы именовали. Древние жители оной страны, думается, род могулов, или мунгалов, но сии более южною стороною владели, а сарматы разными утеснениями сначала от славян, русью обладавших, потом татарами в эти северные и беспажитные места загнаны, о чем я в Географии сибирской пространнее показал.

16. Оставив Сибирь, вне Поясных гор к югу по рекам Яик, Самара, Сакмара, Белая, Уфа и пр. башкиры, народ был великий, самые настоящие сарматы. Карпеин именует их паскатиры, татары – шери иштек, т. е. чермные остяки, или сарматы, но из‑за их промысла именовали башкурт, т. е. главные волки или, образно разумея, воры. Их язык хотя по принятию магометанства более татарский употребляют, но так с древним их сарматским смешан, что другие татары с трудом разуметь могут. В сем пределе главный град Уфа, ныне Оренбург построен, и другие, как Бирск, Табынск, Красноуфимск, Чебаркул и пр. меньшие, которые в Оренбургской истории описаны.

17. По Волге черемиса выше Казани, сами зовутся море. Они разделены надвое; нагорные по правой стороне Волги от реки Суры вниз до устья реки Свиаги. Их города: главный Свиаск, выше оного Чебоксарь, Цивильск и Козмодемьянск. По левую сторону Волги луговые черемиса от реки Ветлуги до Кокшаги. В оной части города построены Кокшайск, Санчурск и Яранск. Сей народ довольно язык свой сохранял, но, приняв крещение, большая часть, оный оставив, русский употребляют.

18. Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Сибирский. Сии наиболее язык татарским испортили. Ныне же по принятии крещения весьма их мало остается, ибо многие, не желая креститься, перешли к башкирам и в другие уезды поселились.

19. Вверх по Волге от реки Суры далеко распространившийся народ мордва, сами зовутся море, русские их именовали меря, Карпеин и Рубрик – мордасы и мордвасы, другие – мордуканы, как в гл. 16 и 17. Они в провинциях Алаторской, Нижегородской, Арзамаской и Шатской, где зовутся мокши и мокшане от реки Мокша. Но сии народы, мордва, чуваши и черемиса, уже переселясь, смешано между собою также в Вятской и Уфимской провинциях и в Сибири деревнями живут.

20. В области Польской первые от границ русских к западу литва, прежде именовались литаланы, т. е. малый народ. Они хотя давно, христианство приняв, язык сарматский оставлять начали, но Стрыковский 170 лет назад еще много употребляющих указывает. Ныне же едва где употребляют ли, но более польский с русским смешанный имеют.

21. Жмодь, или самогиты, между Литвой, Пруссией и Подляшией, народ был великий, своих собственных владетелей имели, которые сначала Литву, потом многие русские пределы во время нашествия татар захватили. У сих еще сарматский язык по деревням немного употребляем.

22. Прусы, или боруссы, того же рода и языка были, но ныне есть ли где древний язык во употреблении, мне неизвестно.

23. Куры и семигаллы, ныне Курляндия. Еще язык сарматский, с германским смешанный, простой люд там употребляет.

24. Ливоны, или ливы в древности именовались, язык сарматский с германским смешанный.

25. Летты, между Ливонией и Естландией народ, в древности поселившиеся славяне, но язык с сарматским, потом с германским смешали, о чем гл. 17, н. 34.

26. Есты и естоны, Естляндия, поселянство только язык сарматский с германским смешанный имеют.

27. Венгры, или угры, язык древний какой имели, мне неизвестно; потом славяне населившиеся свой язык внесли, маджары или команы и овары, вторгаясь, со своим сарматским смешав, оный угасили, напоследок латинский и германский более всего примешаны, но еще сарматского много в нем сохранилось. Гл. 17, н. 23.

28. В Дагистани остатки оваров, народ невеликий есть и по смешению языка с татарским и другими несколько еще определяется, ч. II, н. 24, 26.

29. В Сибири находятся малые народы, как выше сказано, языком смешанным с татарским более или меньше, о которых невозможно подлинно сказать, какого они рода.

Кроме хорошо всем известных и в гл. 18 показанных татар и монгал, следующие упомяну:

Абии и абинчи при реке Томе в Красноярском уезде.

Алюторы в пределе Камчатки. Страленберг причисляет их к тунгусам собачьим, но в языке весьма разнятся с другими тамошними.

Аринчи, народ малый в Сибири Красноярского уезда, которые от сказываемой ими басни, якобы змиями от древних жилищ изгнаны, как Страленберг, стр. 86, неправильно о них, приняв их за неуров, у Геродота описанных, сказал, о которых в Истории сибирской правильнее показано, и я в гл. 12, н. 28, показал, почему они все же памяти достойны. Геродот о неурах два странные обстоятельства сказал, а именно 1) утеснение народа от змей, 2) о превращении в волков, гл. 12, н. 49, которые я несколько там кратко изъяснил.

Об утеснении народов от змей, драконов, базилисков и пр. в язычестве от стихотворцев несколько басен оставлено, как например о Белерофонте, Персее и Андромеде; потом несколько и в церковные у христиан сказания внесены, как например в житии Сильвестра, первого архиепископа римского, Георгия Каппадокийского и пр., которые за древность сказаний и принятие церквью веры заслуживают. Но паписты в таких басносложениях греков превосходят, как Гваньини, монах итальянец, описывая о Сармации или Польши историю, в кн. VIII о татарах белогородских в польской земле, стр. 28, внес басню, якобы при граде Каркеле или Белгороде в горе был змий, поедающий людей и скоты, от которого люди разбежались и град оный пуст оставили; греки и волохи, жившие там, просили Богородицу об избавлении от оного и вскоре увидели в пещере той свечу горящую, а придя, нашли в оной образ Богородицы и при нем змей оный лежал растерзанный. О послании сего образа с неба утверждает он стихом из Овидия, якобы в том месте жившего и свидетеля верного. Кто же безумства и невежества сего монаха не видит, что все это есть самая настоящая ложь: 1) Он не знал географии и не читал древних историй, место у Порфирогенита и других упоминаемого града Саркеля при верховьях Дона или Донца, гл. 16, н. 41, назвал Каркел и Белгород при устьях Днестра. 2) Времени не разумел, ибо Овидий жил задолго до времени Христова и писал об образе Паллады, посланной с неба в Греции, а не Богородицы, что более чем в 1300 лет разнится. Сего баснословца в таких делах в довод употреблять, да еще неподходящий, против закона. 4) Якобы образ оный хан почитал и свечи ставил, чистейшая ложь, ибо такое против их магометанского закона. О неурах же, превращающихся в волков, смотри в гл. 17 н… пространнее.

Ачинцы при реке Чулиме.

Бараба есть волость Тарского и Томского ведомства, сами зовутся барама, язык имеют сарматский, смешенный с татарским; были идолопоклонники.

Браигатколы есть часть собачьих тунгусов при заливе Пеншинском, но сии странного языка. Бугаги то же.

Калтаки, величайший народ собачьих тунгусов.

Камачи в Красноярском уезде по реке Мань.

Карсики при северном береге залива Пеншинского, почитаются за единое с собачьим тунгусами, однако ж в языке весьма различаются.

Келтяки, род собачьих тунгусов.

Котовцы и хотовцы. Красноярского и Томского ведомства по реке Кань, сарматы, язык смешанный с татарским.

Лакигиры, собачьих тунгусов.

Ламутки, собачьи тунгусы.

Ниненгаты, род собачьих тунгусов.

Юкагиры по реке Ковиме к Северному морю, из собачьих тунгусов.

Собачьи тунгусы, народ великий в Нерчинском и Якутском ведомствах, сами зовутся тингасы. Их обитание от реки Амура до Северного моря, возле моря Восточного и Пеншинского залива, но на многие названия разделяются, из них же несколько знатнейших выше указано. Язык у них свой собственный, как с татарским, так и с сарматским несходный, однако ж издавна от мунгал многое приняли.

 

Глава XXIII

О гетах, готах и гепидах

 

А. Готы и геты едино. Скандинавия . Сии народы хотя в именах сходственны и от польских писателей погрешно смешивались, как например Бельский в особой главе о гетах и готфах написал, стр. 19, так: «геты, или готфы (ибо то один народ был)», ссылается в том на Спартана[221]; Бельский равно Стрыковскому рассказывает, что они вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и к нам с вождем их Берикием пришли, о чем Облавий[222] и Иордан, историки готские, свидетельствуют, и так поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает (1). С ними же пришли и епиды, единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров (2). Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа, а в гл. 3 пространнее описал.

В. А поскольку я выше сказал, что у русских историков древних сих имен не упоминается, из‑за того я его сказание пространнее изложил и по удобности изъяснил:

Амазоны от готов. Сирм король. Бороист. Дурпан. Мост Дуная. Сарматы поляки. Ефесский храм. Готы в Миссии. Мариус убит . «Иордан все то, что где татары и другие народы в древние времена много славного учинили, все хочет, чтоб то их народу готам приписано было, как например они короля египетского поразили, Азию себе покорили, партов и амазонов наплодили. Но сии амазоны были жены массагетов (3), троянам против греков помогали, Кира чрез королеву амазонскую убили (4), Дария и Ксеркса победили (5), против Филиппа, Александра Великого и Лизимаха воевали. Король их, Сирмус (может, от штурмования) названный, которого и римские историки воспоминают, и Бороиста (6), бывшего во время Силлы Ворфеста и Катазона, с которым цесарь Август свойство учинил, скорее был Дурпан, т. е. дурной пан, у которого Домитиан, цесарь мира, всех покоряя, не одолел, и лишь Троян его усмирил, а в знак победы 30 столпов в Дунае поставил и мост у Никополя чрез Дунай построил, который потом Андриан разорил, чтобы по оному ж готы и сарматы, предки наши (7), не переходили. Но не помогло то римлянам нисколько, ибо оные, переправясь чрез Дунай, в область римскую вошли и аж до Азии пробились (8), где, Никомидию, Вифинию разорив, славный храм ефесский ограбили и сожгли, за что их Бог явно наказал (9), потому что Клавдий цесарь, догнав их у Дуная, где они с захваченным переправлялись, всех наголову побил, за что потом, ища мести, Канаб во время Аврелиана цесаря побежден и убит. И так готы с нашими сарматами непрестанно набеги на римлян чинили, начиная от Августа и вплоть до того, как гуны, народ татарский (10), из тех мест их изгнали, которым уходящим император Валенс позволил в Миссии и Фракии поселиться и креститься им повелел. Чрез это они некоторое время были ему, как своему государю, верны, однако когда их римляне стали донимать, собравшись пошли на римлян и двух воевод римских, Люпицына и Мариуса, убили (11). Валенс, желая за то отмстить, но неудачливо оружие против них поднял, ибо поражен и, скрывшись в хижине, спален, потом жену его в Константинополе осадили и принуждена она была мир купить».

С. Магог праотец скифов . После сего Бельский описывает о царствовании их в Риме и Испании и говорит: «Какого же происхождения сей народ был, о том между учеными распри немалые. Однако ж явно они от Магога, сына Иафетова, пошли, как их собственные истории показывают (12), от которого и прочие скифы идут, можно бы сказать, единородны скифам и нынешним татарам, а язык в Сармации с предками нашими помешали. Из‑за того между ними много имен татарских и наших сарматских, как например Радогаст и другие, но немало и немецких, особенно когда в те области западные вошли и германцев к ним много пристало и смешались или, еще в Скандинавии будучи, от языка германского от свеонов и саксонов слов набрались. Из‑за того их одни татарам, другие нашим сарматам (славянам), третьи к германцам причисляют».

D. Литалан князь. Гепиды – ленивые . О гепидах более не упоминает, но Стрыковский в гл. 3 говорит пространною, но безосновательной речью, что готы и гепиды произвели народы прусь, жмоды, литвы и пр.; в гл. 4, ссылаясь на Еразма Стелля, так: «Еразм Стелль Либанатанус в книге 2 Древностей прусских о настоящих предках литовских, от готов, гепидов и кимбров мужественных идущих, и о первом литовском князе Литалане (13) и о замоце жмодском так пишет: „Во время Валентиана императора римского, т. е. лета Христова 366, аланы, или литаланы, народ северный в соседстве прусов, когда против римского царства войну начали, после долгих и частых на оное нападений кимбрами были побеждены“» и пр. Далее пишет: «Когда готы, кимбры и пр. к западу для войны пошли, тогда оставшихся ленивые, а на их языке гепиды, назвали» (14), из‑за того что сии в домах своих хотели лучше остаться, нежели в бою храбрость показать. Сие, что в польских историях о них находится.

Е. Дополнение . В иностранных же: Иордан о делах готов в гл. 17 говорит, что готы и гепиды из Скандинавии на трех кораблях на эту сторону моря перешли, и который корабль позже пришел, тех гепиды, т. е. ленивые, прозвали. Константин Порфирогенит из Феофана святого рассказывает, что готы, гепиды и вандалы одного рода. Сальвиан Массилейский[223], О правительстве Божием, стр. 89, гепидов народ грубый, как отдельный от готов указывает. Гельмольд говорит, что готов с вандалами различать не следует. Однако здесь тот вандалов прежде живший народ, что был до нашествия славян, венедов, или иенетов, разуметь должно, я же его, это разноречие оставив, отдельно представлю.

F. Геты у Геродота, как выше, гл. 12, сказано, жили на Дунае, с фраками единый язык имели. Страбон их славянами числит, гл. 13, н. 19, от которых иенеты произошли, о них же гл. 33 показано. Следственно, геты, даки, иенеты были славяне и с готами в родстве весьма различаются, гл. 13, н. 22.

Готфы, или готы, совершенно были сарматами, но где начало их, из Польши ли и Пруссии в Швецию или наоборот перешли, о том немалые прения между историками происходят, и для познания истины более трудности, нежели у нас потребности в том разобраться. Наш Новгородец, желая всех народов славные дела себе присвоить, готов славянами именует и имя их «готовы» толкует, как в предисловии к Степенной книги указано. Шведы имя оное, не зная, что сарматское, или не желая в древних значениях названий потрудиться, или же его, означающего бродяги или скитающиеся, за поносное принимая, праотца или государя весьма в глубокой древности Гута вымыслили.

G. Что Бельский говорит, готов славянами считать следует, то довольно видно, что между ними или в сообществе славяне безусловно находились, так как имена государей готских бывших многие славянские, и хотя из них некоторые испорчены и неясны, но другие довольно внятны, как Гибнер в Генеалогии, таб. 22, положил Воломир, может, Волимир, или Владимир, Вендемир, Амаласунта вместо мало света, Теутодуша, Матисвента, Остросвента и пр. Но я это так разумею, что с готами, как сарматами, много славян, а более точно венды, видимо, сообществовали, и от тех славян сии имена те переняли, также как и мы, в ущерб своему собственному языку, разных и неведомых нам языков имена переняли и, значения названий их не разумея, употребляем, гл. 40. Латинские же писатели, не понимая различия народов, в единое имя готы заключали.

Н. Гепиды народ в Польше также знатен был, о которых Стрыковский говорит, когда готфы к венграм и далее отлучились, то остатки их гепиды именовались, что на их языке значит ленивый. Это несколько с Иорданом не согласно, может, Стрыковский или Бельский по догадке это обстоятельство внесли, да и неправильно их в Литве полагают. Скорее же можно поверить, что в Великой Польше, имя оное на славянское переведши, ленчане именовали, как у Нестора, н. 9, и град их Ленчица там есть, о них же гл. 16, н. 55. Поляки же Великой Польши у русских долго ленчане звались, а потом в ляхи переименованы, но поляки, стыдясь тем именем, вымыслив с богемским историком Гагеком Чеха и Леха, от Леха оного ляхи быть производят. О гепидах же Иордан, гл. 17, тоже написал, что при Висле обитали, потом с королем их Фастидом бургундов и другие народы нападением разорили и, забыв сродство, с готфами поссорились, но побеждены и на прежнее жилище возвратиться принуждены были. Они с германами воевали, о чем Павел Диакон в Войнах лангобардов упоминает.

 

Изъяснение

 

В польских историях есть главная и всем им общая погрешность, что за хронологией и географией в своих сказаниях не наблюдали и тем немалое смятение вносили, а от недостатка приличных публичных библиотек нередко авторов неисправно приводят, из‑за чего небезопасно их выпискам верить, но нужно тех самых авторов смотреть, о чем я выше в гл. 22 и на других местах показал и здесь довольно того находится.

1. Готы у древних писателей по‑разному писались: готфы, гитоны, гетоны, гуты, гутоны, или гутонес, и бутонес. Имя гитоны, если сарматское, значит учтивейший, или почтеннейший. Птоломей их указывает к устью Вислы, гл. 15, н…, и может, от того град Годанум, нынче Гданск и Данцых, именован, как в Лексиконе географическом Мартиниерове показано. Гепиды же, как сарматы, им единородны, но о приходе их из Скандинавии хотя так много авторов согласно указывают, однако ж остается под сомнением, гл. 17, н. 20. Недавно мне смоленский знатный человек письмом сообщил, что у князя Радзивила видел в древней литовской истории, что готов начало в Руси было, а не чрез море пришли, и из‑за того литва поныне руссов гуты именуют. Это Гновин в Дикционарии литовском, видится, подтверждает, именуя вместо гуты гуды, гл. 32, н. 24, но это одно и то же, ибо сарматы более Т нежели Д выговаривают, как в гл. 4, н. 29, о Дире или тираре показано.

2. Улмигоры испорчено, думаю, Улмигарди. Гельмольд и Кранций разумеют Естляндию, что на их языке значит верховая область. Страленберг из многих авторов, стр. 95, 160, 170, 190 и 192, обосновывает, что Улмигардия и Улима область Псковская. Байер в Пруссии народ улмигавы положил. Гл. 17, н…, гл. 29, н…

3. Амазоны – жены массагетов. Видимо, что сей автор Геродота и других древних историков не читал и о различии их положений не знал, ибо Геродот, кн. I, гл. 47, 49, массагетов, победивших Кира, указывает при реке Араке, ныне Аму, текущая в море Аральское, а амазонов, кн. IV, гл. 16, между Доном и Волгой, гл. 11, н. 8 и гл. 34 н. 9. Плиний их при Каспийском море на северной от оного стороне, гл. 14, н. 68.

4. Кир убит от массагетов, их королевой Томирись. Геродот, кн. I, гл. 49. Об амазонах же взял из головы.

5. Дарий, как писал Геродот, кн. IV, гл. 23, Страбон, кн. 7, не побежден, но хитростию будучи заведен в пустыню Бессорабии безводную, войско поморив, возвратился. О Ксерксе, чтоб от скифов побежден был, не нахожу, но только от греков, как Геродот, кн. VIII, гл. 15, Корнелий Непот и Плутарх в Фемистокле. О войне же Филиппа, Александра и Лизимаха с гетами славянами, Страбон, кн. VII, как в гл. 13, н. 10, показано.

6. Бороист, может, ошибка вместо Бирибест, король гетов и даков, гл. 13, н. 20.

7. Готы и сарматы предки поляк. Он у Иордана видел в глазе сучок, а у себя бревна самохвальства не видит, ибо хотя готы и сарматы едино и славяне земли сарматов как в Польше, так в Руси, Богемии и Вандалии захватили и поселились, но из‑за того только не могут своими, разве только тех пределов предками, именоваться, а дела сарматов ни с какой стати себе привлекать, равно как турки не могут греками именоваться, ни их делами по обладанию хвалиться, разве только такое разумея, что покоренные сарматы со славянами смешались и уже стал быть общий народ.

8. Здесь смешаны разные времена, места и народы, ибо о скифах, прошедших до Египта, Геродот задолго до себя описывает, смотри гл. 11, н…, а о нападении на Римскую монархию Плутарх в Марие о кимбрах более 1000 лет после случившегося написал, против которых Марий вождем римским был и не убит, но спустя долгое время в Риме умер.

9. О сожжении ефесского храма также истории не согласно, ибо то задолго до Клаудия случилось.

10. Гунов неправильно за татар почитает, ибо то ясно в гл. 27 показано, что славяне с сарматами из Великой Руси.

11. И об убийстве Мария ложь, выше, н. 8, показано.

12. Готы от Магога, сына Иафетова. Поскольку он сам их с кимрами, гепидами, аланами и литвою единородными почитает, оных же от Асармота, колена Сифова, производит, то двух патриархов утверждает; и это смятение у всех польских находится, как они и славян то от Иафета, то от Сифа произошедшими указывают.

13. Литалане сарматское, т. е. малый народ, после литваны, наконец, сокращенно литва именуемы. О князях же Литалане и Мазоке Стелль ли или другой кто вымыслил, не знаю.

 

Глава XXIV


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!