Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 44 страница



 

1 Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. С. 173.


 

480


каждодневная утомительная домашняя работа, тяжелым бреме­ нем ложащаяся на работницу. Коллонтай, по-видимому, пред­ ставляла себе, что трудовой коллектив и жилищная коммуна бу­ дут иметь общие точки соприкосновения: «Семья коллектива трудящихся, где не кровное родство, а общность работы, единст­ во интересов, стремлений и задач будут крепко связывать людей, будут воспитывать из них истинных братьев по духу»1.

 

Шесть повестей Коллонтай (все были опубликованы в 1923 г.) в действительности являются лишь простыми иллюстра­ циями к идеям, описанным выше. Рассказ «Тридцать две страни­ цы» служил иллюстрацией тому, как любовная связь могла поме­ шать независимой работе женщины и тем самым нанести ущерб

 

чувству собственного достоинства. Героиня рассказа, молодая советская студентка, пойманная в романтическую ловушку, не позволявшую ей учиться, порывает со своим возлюбленным и возвращается за парту. «Подслушанный разговор» описывал проблему женщины, которая выбирала между прочными отноше­ ниями со своим давнишним товарищем и мимолетным страст­ ным увлечением другим человеком. В конце концов, она выбира­ ет новую романтическую связь, понимая, что она будет мимолет­ ной. «Большая любовь» - это автобиографическая новелла, описывающая роман Коллонтай с Масловым до революции. «Се­ стры», опубликованные в другом сборнике, представляли собой рассказ о двух жертвах (одна - жена, вторая - проститутка) быв­ шего революционера, развращенного тлетворным влиянием по-лукапиталистического нэпа2.

 

повести «Василиса Малыгина» (последняя крупная по­ пытка решить проблему новой морали повседневной советской жизни) Коллонтай вновь обратилась к извечной теме незави­ симости. Ее героиня была работницей, женщиной нового ком­ мунистического образца, с возвышенными идеалами и искрен­ ней любовью к другу-революционеру, за которого она «вышла замуж». Однако этот мужчина, подобно всем остальным геро­ ям Коллонтай, оказался безвольным, испорченным типом. По­ сле накала Гражданской войны, в морально разлагающей

 

Там же. С. 167-168,185-189. См. также ее статью 1918 года «Крест материнства» и Советская республика»: Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. С. 237-242.

2 Первые три рассказа включены см.: Женщина на переломе (психологические этюды). М., 1923. С. 3-96. Переизданная впоследствии отдельной книгой, «Боль­ шая любовь» с незначительными изменениями вышла в 1927 г. в Москве. Анг­ лийский вариант: Lore L. A Great Love. N.Y., 1929. «Сестры» появились в сборни­ ке, упомянутом в следующем примечании.


481

16 Заказ 5510


атмосфере нэпа он устроился на спокойную работу и стал из­ менять своей жене и своим прежним идеалам. Соперница Ва­ силисы была презрительно описана как «нэпманка» - хорошо одетая, тщательно накрашенная и достаточно соблазнитель­ ная - в противоположность Василисе, огрубевшей за годы ра­ боты и борьбы. Василиса покинула своего мужа и нашла свое призвание в создании коммуны. Забеременев, она решила со­ хранить ребенка и воспитать его своими силами при помощи товарищей по коммуне, в отличие от «нэпманки», беременной от того же мужчины, но выбравшей аборт. Василиса боролась с мелким эгоизмом для того, чтобы обеспечить коммуне успех и научить других женщин тому, как достичь свободы. Она заня­ ла свое место в русской художественной литературе в качестве новой Веры Павловны1.

 

Самым известным и зачастую неверно понимаемым художест­ венным произведением Коллонтай был рассказ «Любовь трех по­ колений», выражавший ее идею об отсутствии в период Граждан­ ской войны «крылатого Эроса», а также утверждавший терпимое отношение Коллонтай к более радикальному сексуальному этосу нового поколения. Представленные в рассказе три поколения являлись яркой иллюстрацией к менявшемуся с 1860-х до 1920-х гг. революционному отношению к сексу. Мать героини, бывшая народница, разделяла сугубо деловую мораль нигили­ стов 1860-х гг. и фактически жила семьей с женатым мужчиной, пока тот ей не изменил. Героиня рассказа Ольга (олицетворяв­ шая среднее поколение и, несомненно, бывшая частичным порт­ ретом автора) вступила в революционный брак, но затем завяза­ ла любовные отношения с женатым мужчиной (психологически напоминавшим антигероя из «Большой любви») за спиной его жены. Однако после революции дочь Ольги Женя шокировала их обеих как новизной своих идей относительно секса, так и сме­ лостью своего поведения (первое определенно вытекало из по­ следнего). В период Гражданской войны у нее было несколько кратковременных романов, так как на нечто большее, говорила она, нет времени. Находясь в отпуске, она умудрилась переспать


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!