Из журнала «Опыт» № 25, июнь 1957 г.



Церковные специальности

 

Церковные специальности – один из основных методов, которыми рас­полагает скаутский руководитель в области христианского воспитания. Если требования разрядов по теме «Религия» дают ребятам какой-то минимум элементарных понятий о христианстве и Церкви, то специальности предоставляют им возможность углубить эти понятия и, в доступной им форме, включиться в церковное служение.

Руководитель должен иметь ясное представление о задачах христианского воспитания. Не надо думать, что если скаут-разведчик верит в Бога и обладает какими-то, более или менее туманными знаниями о вере, то это уже достаточно, и нам делать больше нечего. Верой, конечно, пренебрегать не надо, так как она находится в основе христианской жизни. Но «вера без дел мертва есть». Она неразрывно связана с жизнью. Вера воплощается в жизнь и преображает её. И в нашей работе мы должны стремится к тому, чтобы скаут-разведчик не только верил, не только бы назывался христианином, но чтобы он действительно и действенно им был.

Жизнь православного христианина не мыслится вне Церкви. Кроме того, даже если он активный член Церкви, христианин не может этим довольствоваться. Нельзя правильно определить активность в Церкви, не включив в неё момент проповедничества. Христос дал всем членам Церкви определенное задание: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Каждый из нас должен быть готов «дать отчет в своем уповании». Из этого можно заключить, что нашу религиозно-воспитательную работу мы должны проводить одновременно в трех направлениях:

1. развивать личную духовную жизнь у ребят, постоянно связывая её с делами, с конкретным проявлением веры в повседневной жизни;

2. готовить их и постепенно вводить в церковное служение, путем участия в церковной жизни;

3. готовить их и к проповедническому, к т.н. миссионерскому служению, чем они могут опять-таки заниматься уже сейчас, в своей собственной среде.

В жизни христианина все эти моменты тесно связаны между собой. Мы их намеренно схематизировали и, может быть, немного искусственно разделили для того только, чтобы ясно изложить задачи, стоящие перед каждым руководителем.

Стоит только немного вникнуть в приведенные выше моменты жизни христианина, чтобы увидеть всю заложенную в них потенциальную активность. Есть отряды, в которых все связанное с церковью и религией, синонимно для ребят скуке и мертвечине. Мы глубоко убеждены, что либо руководители в таких отрядах вообще ведут религиозную работу спустя рукава, либо они действительно имеют совершенно превратное представление о сущности этой работы. Ведь начиная с запечатленных в Евангелии и апостольских посланиях земной жизни Христа и деятельности Его апостолов, и вплоть до нашего времени, вся двухтысячелетняя история христианства предельно динамична. Подлинное церковное делание несовместимо с пассивностью. И в нашей воспитательной работе мы должны, до мозга костей, проникнуться этой динамичностью, столь свойственной нашим принципам активного воспитания в отвечающей потребностям скаутско-разведческого возраста. Только тогда мы сможем нашу работу назвать успешной.

Предлагаемые требования по религиозным (церковным) специальностям можно охара­ктеризовать следующим образом:

– теоретическая часть сведена к минимуму;

– теория сразу же применяется на практике, все теоретические знания соответствуют определенным заданиям;

– каждая специальность связана с действительным служением скаут-разведчика в Церкви.

Требования установлены соответственно среднему уровню скаут-развед­чиков, с которыми нам сейчас приходится работать. Это не значит, что наши скаут-разведчики знают и умеют делать все, что требуется в программах. Но их легко можно этому научить. Так как христианское воспитание, получаемое ими в семьях, очень часто находится не на должном уровне, то им, может быть, придется и попотеть перед тем, чтобы получить специальность. Но этого бояться не надо. Специальность нужно заработать. Руководитель и духовник должны помогать скаут-разведчику и поощрять его. Надо избегать формального подхода к сдаче специальностей вообще, и «особенно» к сдаче религиозных специальностей. Если скаут-разведчик действительно старается, чтобы получить специальность прислужника (выучил все, что надо; регулярно прислуживает на прислужника (выучил все, что надо; регулярно прислуживает на литургии), но по жизненным обстоятельствам не в состоянии ходить на Всенощное бдение (например, учится в интернате, откуда его выпускают только по воскресеньям) и, следовательно, не знает этой службы, то надо постараться максимально использоватъ лагерные всенощные, но - при сдаче испытания на эту специальность - не требовать от него «исчерпываю­щих» знаний по этому пункту. Нужен личный подход. Наоборот же, если скаут-разведчик, готовящийся сдаче на какую-то специальность знает всё, что от него требуется, но к жизни мало что применяет, то можно требования увеличить. Специальность должна соответствовать действительному духовному росту.

Из журнала «Опыт» № 25, июнь 1957 г.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!