Немного о традиционной/ региональной геополитике



 

В начале 1860-х Корея оставалась вне новой системы международных отношений, сложившейся после проникновения в регион европейских держав, пребывая в рамках традиционной модели. Таковая отличается от европейской и регулируется теми же принципами «ли», что и межличностные отношения в рамках конфуцианской общественной модели. По сути, она сводится к тому, что Китай как верховный сюзерен региона распространяет на всех благодать и культуру, а вассальные ему страны приносят дань, подчеркивающую их участие этом миропорядке. Отношения вассалитета строятся при этом не столько на экономических, сколько на моральных обязательствах и, в отличие от неравноправных договоров, предполагают встречную заботу сюзерена о своем вассале.

Известная корейцам Ойкумена на 95 % состояла из Китая и Японии, и потому начнем с них. Цинский Китай проводил в Корее политику невмешательства во внутренние дела. Ему была более важна внешняя лояльность и роль Кореи как щита на своих восточных рубежах. Поэтому говорить о системе отношений, аналогичных европейскому понятию «протекторат», было бы крайне неверно. Действительно обладавший слабым политическим лидерством корейский ван был, тем не менее, абсолютным монархом, свободным в выборе деталей как внешней, так и всей внутренней политики.

Регулярные связи с Китаем поддерживались, но сводились к тому, что раз в год к китайскому двору прибывал корейский посол, подтверждавший сюзеренитет своей страны и подносивший символическую дань. В ответ он получал некоторое количество «подарков». Этот акт как бы заменял торговый обмен. Целью визитов было церемониальное подтверждение вассалитета и «обмен дани на дары», а не обсуждение каких-то животрепещущих международных проблем или совместные консультации.

Корейско-японские отношения после Имджинской войны были крайне прохладны, пунктирны и неравномерны. Страны считались соседями, однако партнером корейского короля на переговорах выступал не император, а сёгун, что давало японцам возможность говорить о вассальном компоненте в отношениях, поскольку ван не приравнивался к императору. Посольства часто останавливались не в Токио, а на Цусиме, а постоянное пребывание японцев в Пусане было ограничено территорией укрепленной фактории, на которой находились все необходимые службы. Что же касается взгляда «с той стороны», то Япония по-прежнему воспринимала Корею как мост для будущей экспансии на Запад.

Первое знакомство корейцев с европейцами и их знаниями произошло в XVII в. через европейских миссионеров в Китае, а в 1627 г. трое голландцев, схваченных на корейском берегу, были отправлены тренировать войска и изготовлять европейское оружие. В июле 1653 г. еще одна группа голландских моряков, потерпевших кораблекрушение, была подобрана корейцами и удерживалась ими в течение долгого времени. Один из членов этой группы, Хендрик Хаммель, оставил путевые записки, которые, будучи опубликованы в 1668 г., стали первым европейским изданием, посвященным Корее.

С точки зрения внешних связей Корея придерживалась той же стратегии изоляционизма, что ранее Китай, отвечая на робкие попытки установить торговлю с ней заявлениями о том, что «нам ничего не нужно и у нас ничего нет на продажу». Потерпевших кораблекрушение и выброшенных на корейский берег японских и китайских рыбаков, по возможности, скоро отправляли домой в отличие от европейцев, которых или отправляли в Китай, или держали под присмотром до их полной ассимиляции. Иностранцев, появлявшихся у корейских берегов, принимали чрезвычайно холодно, и на с. 88-89 своей книги по истории Б.  Камингс не без основания сравнивает такой прием с тем отношением, с которым он столкнулся в 1981 г. во время своего первого путешествия в Северную Корею.

Что же до России, то первые контакты корейцев с казаками относятся к середине XVII в., когда корейские отряды помогали китайцам бороться с землепроходцами. Этот факт русско-корейского противостояния периодически используется той частью южнокорейских историков, которые любят рассуждать о природной агрессивности России по отношению к Корее и делают из этого инцидента «поход на Север», представляя его чуть ли не как вторую Имджинскую войну, в которой Китай смог одержать обеду над агрессорами только благодаря корейской помощи. В действительности границы были установлены Нерчинским договором 1678 г. и с той поры не нарушались.

 


[1] Хрестоматия для студентов-политологов университета Ёнсе. Сеул, 1990.

 

[2] Волков С. В. Правящий слой традиционной Кореи // Корея. Сборник статей к восьмидесятилетию со дня рождения профессора М. Н. Пака, М., 1998. С. 99-100.

[3] В XVI в. система прямого набора солдат по воинской повинности была заменена на сбор холста с военнообязанных.

[4] Полных сводных данных по стране на эту тему нет, однако материалы региональных архивов дают весьма четкую динамику.

[5] Лубенцов А. Г. Хамкенская и Пхиенанская провинции Кореи. Записки Приамурского отделения РГО. Т. 2, вып. 4, Хабаровск, 1887. С. 170.

[6] Henderson. Р. 195.

[7] Cumings B. Korea’s place...  Р. 80, 81.

[8] Henderson. Р. 396.

[9] Добавим к этому и то, что рисосеяние, в том числе – высаживание рассады, очень плохо поддается процессу автоматизации, что также следует учитывать при анализе развития страны во второй половине ХХ в.

[10] Сегодня в Южной Корее лесов достаточно, однако 75 % нынешних лесов - искусственные посадки, причём совсем недавние, шестидесятых и семидесятых годов (самая успешная программа восстановления лесов в истории). В Корее XVIII-XIX вв. леса почти не было. В XIX в. многие западные путешественники отмечали голые холмы центральных регионов. Лес был только на дальнем севере или вдоль восточного побережья.

[11] Важность зависимости от энергоресурсов хочется подчеркнуть на таком простом примере, как роль американского нефтяного эмбарго, вынудившего Японию вступить во Вторую мировую войну против США.

[12] Cumings B. Korea’s place... Р. 82.

[13] Тягай Г.Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX в., М., 1960. С.20

[14] Как «реальные науки» Сирхак противопоставлялись «абстрактному» неоконфуци­анству Чжу Си.

[15] На с. 79 своей книги Korea’s place in the sun. A modern history  Б. Камингс сравнивает Сирхак с лозунгом Дэн Сяопина «искать истину в фактах» по сравнению со схоластикой Мао.

[16] Как отмечает Хан Ён У, во второй половине XVII в. Ли Ик и его коллеги вообще отождествляли христианского бога-отца с Небом в классических текстах.

[17] Тягай. С. 20.

[18] Korean War and Modern History. Sese Publ. House. Seoul, 2006. Р. 13.

[19] По правде говоря, определенный резон в этой точке зрения тоже был. К чему может привести излишнее перетолковывание христианства через местные верования, мы знаем на примере Вуду.

[20] Пак А. В. Диссертация на тему: «Общество Независимости (Тоннип Хёпхве) и его место в национально-освободительном движении в Корее в конце XIX – начале ХХ вв.», представленная на соискание ученой степени кандидата исторических наук.  Рукопись. 2006 г. С. 75.

[21] Henderson. Р. 207. 

[22] Кстати, в результате этого сейчас Республика Корея занимает второе место по количеству канонизированных святых-великомучеников после РПЦ – там к ним отнесли всех пресвитеров, казненных в ходе гонений.

[23] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 229

[24] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65-66

[25] Тягай. С. 76-77.

[26] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65.

[27] Учитывая семантику термина «Чхончжу», Чхве фактически объявил себя богом, причем воплощением христианского Бога-отца

[28] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65-66

[29] История Кореи (Новое прочтение). М., 2003.  С. 201-202.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!