Отступление историографа. Земельный вопрос



 

Здесь следует сделать короткое отступление по земельному вопросу. Плодородной земли в Корее немного, и потому ценность земельного надела высока. Земля была фундаментом, на котором базировалось богатство правящей элиты. Наделение землей чиновников воспринималось как материальная компенсация за их службу. Хотя постепенно оно все же было вытеснено выплатой жалования, концепция государственного владения землей стимулировала централизованную бюрократическую систему, удерживала феодалов от перехвата контроля над ресурсами и позволяла в свою очередь контролировать их через награждение землей верных и лишение наделов нелояльных.

Успех или неудача земельной политики монарха находились в прямой связи с его политической силой. Теоретически вся земля принадлежала государю, но в действительности частное владение сохранялось из-за слабого контроля государя над принадлежащей ему землей, и чем слабее был контроль, тем больше земли уходило в частные руки. Поэтому на протяжении всего средневековья, начиная с Эпохи Силла и заканчивая династией Ли, можно обратить внимание на спиралевидное развитие следующего процесса.

В целом государство обладает собственностью на землю, которая служит основным способом жалования аристократов и чиновников. Это жалование тем или иным образом осуществляется по принципу «условного держания», когда имеющий ранг чиновник получает земельный надел, которым пользуется до тех пор, пока исполняет свои обязанности.

Однако частное, безусловное, держание тоже было. Поначалу оно воспринимается как исключение из правила и привилегия только для  особо достойных и заслуженных сановников. Однако постепенно возникает тенденция к росту количества таких «наградных» земель хотя бы потому, что число сановников, заслуживающих такой награды, возрастает.

В результате на определенном этапе фонд государственных земель, предназначенных для такой раздачи, сокращается, так как, с одной стороны, растет число частных земель, а с другой – возникает тенденция, когда те, кто имеет землю в «условном держании», пытаются превратить его в безусловное и фактически захватывают государственные земли. В результате государство получает меньший доход, и его мощь ослабляется, а это означает порочный круг, поскольку более слабое государство не в состоянии контролировать процесс «уплывания» его земель в частные руки.

Понятно, что выход ищут. Но расширение территории государства или освоение залежных земель имеют предел, а увеличение налогового гнета государственных крестьян или попытки реквизировать землю у крупных частных землевладельцев приводит к тому, что государственные крестьяне начинают убегать на частные земли, а землевладельцы становятся в оппозицию к государству, что увеличивает опасность политического кризиса. 

Когда кризис наступает, то выясняется, что центральная власть ничего не может сделать против крупных собственников, которые фактически превратились в самостоятельных правителей на своей территории. После чего эти правители или входят во власть или меняют ее.

Новая власть обычно помнит ошибки старой. Поэтому сразу же пытается составить земельный кадастр, проведя перепись всех наделов, в том числе – и незаконно захваченных. Бродяг пытаются прикрепить к земле и заставить заниматься земледелием, а реквизиция земли «проигравшей стороны» позволяет снова накопить в руках государства значительные земельные ресурсы, которые затем можно будет раздавать в «условное держание» по чуть более сложной схеме с учетом ошибок или недочетов предшествующего варианта. Тем не менее, «заслуженных сановников» все равно надо награждать, а это значит, что в какой-то мере частное землевладение поддерживается, после чего все начинается сначала.

Альтернативные варианты с выдачей жалования зерном по аналогии с рисовым пайком для самураев периодически возникают, но для того, чтобы самостоятельно осуществлять сбор налогов и распределение зерна, требуется более высокий уровень документооборота и бюрократии, в то время как выдать человеку надел гораздо проще.

Понятно, что каждый новый вариант системы земельных отношений делается с учетом укрепления роли государства и предусматривает более сложные «социальные технологии», будь то фиксированная рента или «пенсионные наделы», выдаваемые на время и затем сдаваемые в казну. Однако большинство подобных систем работает только при сильном государстве. Когда государство слабеет, они превращаются в объект коррупции и перестают функционировать.

 

Религиозные предпосылки: сирхак, тонхак  и христианство

 

Естественно, преддверие перемен возникло и в ситуации «на духовном фронте», где у ортодоксального конфуцианства появились соперники.

Первым из них было учение «сирхак». Этот термин обычно переводят как «реальные науки[14]» или «науки, имеющие практи­ческое применение». Под таковым понимали разработку проектов реформ в сфере землепользования, управления государством, изучение агротехники и естественных наук, поиски путей развития ремесел и торговли, производства новых предме­тов «заморского», т. е. европейского типа, более либеральное отношение к внешнему миру. Последователи сирхак отстаивали необходимость индустриализации, внешней торговли и постоянной валюты.

Ранняя се­верокорейская и отечественная историография ведут начало сир­хак от начала деятельности ряда ученых XVI в., но южнокорейские ученые склонны принимать за точку отсчета идейного течения сирхак лишь XVII в. Время расцвета сирхак приходится на период с конца XVII до начала XIX столетия. Наиболее крупные представители сирхак - Лю Хён Вон (Панге), Пак Чи Вон, Пак Че Га, Хон Дэ Ён, Чон Як Ён (Дасан) творили именно в этот период.

Круг научных интересов сирхакистов включал в себя философию, математику, астрономию, историю, географию, картографию, этнографию, лингвистику, военное дело и литературу, так что в определенном плане их можно соотнести с французскими энциклопедистами. Так, Ли Ик высказывал естественнонаучные идеи о шарообразности Земли и её вращательно-поступательном движении; о наличии сил тяготения; о размерах Земли, Луны и Солнца, близких к точным расчетам; о том, что луна светит отраженным солнечным светом; давал естественнонаучное объяснение приливов и отливов, осадков, землетрясений, колебаний температуры и т. д. Чон Дасан был известен как выдающийся инженер и строитель мостов и крепостей, при создании которых применялись новые для Кореи того времени технологии.

Помимо комплекса практических рекомендаций по изменению государственной структуры и общей модернизации, сирхакисты уделяли больше внимания конфуцианству в трактовке Ван Янмина, активно выступали против низкопоклонства перед Китаем и за восстановление национальной традиции, упирая не только на необходимость перестройки государственной структуры но и на необходимость опоры на собственные силы и свои, родные, национальные корни[15]. Именно в трудах сирхакистов впервые появляется тот самый термин «чучхэ», который затем был так широко использован во второй половине ХХ в.  

 Предложений было много, так как почти каждый из видных сирхакистов оставил трактат о том, как надо бы обустроить страну. Так, Лю Хён Вон выдвинул программу реформ (в области сельского хозяйства, промышленности, торговли), которые, по его мнению, должны были «устранить злоупотребления и оздоровить страну», выступал за равенство всех перед государством.

Пак Че Га и Пак Чи Вон предлагали запретить институт полицейского надзора, требовать от кандидатов на официальные должности знаний по истории и государственному устройству Кореи, предоставить право держать экзамены на должность выходцам из всех слоев общества, эксплуатировать природные богатства страны таким образом, чтобы способствовать развитию промышленности и внешней торговли.

Чон Да Сан выдвигал идею «деревенских коммун» с целью решения аграрных проблем, а также проект реформы административной системы в центре и на местах, выступая за ограничение произвола чиновников тайными инспекторами.

    Ли Ик указывал, что в основе бедственного положения страны лежат «есть зол»: 1) крепостное рабство; 2) сословная система, узаконивающая пропасть между дворянами, простолюдинами, детьми наложниц и рабами; 3) система экзаменов на получение государственных должностей, по которой эти должности получают не талантливые и способные, а знатные и богатые; 4) специализация ремесленного производства на предметах роскоши; 5) паразитический статус буддистских монахов; 6) леность и низкий престиж труда.

Заложив основы для реформирования системы и внедрения туда элементов западной технологии, сирхакисты, тем не менее,не освободились от рамок тра­диционного конфуцианства. Даже свои идеи ониизлагали на ханмуне, недоступном для понимания большинству населения страны.

Вторым важным фактором стало появление христианства. Католицизм стал известен в Корее в период с конца XIV до начала XVII вв. Послы, побывавшие в минском Китае, наряду с западными книгами по естественным наукам привозили и книги о католицизме в переводе на китайский язык. Католицизм воспринимали не столько как религию, сколько как одну из отраслей западных наук и называли «западным учением» (сохак).

Первые христианские книги появились в Корее в середине ХУШ в., и поначалу были приняты без неприязни. Г. Тягай отмечает, что в обоих учениях присутствовал культ Неба, точнее – небесного владыки (Чхончжу)[16], поощрение сельскохозяйственной работы и презрение к торговле и ремеслу. Даже запрет духовным лицам заниматься ремеслом и торговлей воспринимался как аналог ограничений, налагаемых на конфуцианского ученого[17].

Тем не менее, христианство оказало важное влияние на Корею именно тем, что, по сути, представило альтернативную идеологию с новыми для корейцев понятиями о равенстве всех людей перед богом, системой грехов и представлением о том, что путь к преуспеянию лежит не через образование, а через веру.

Здесь нам придется сделать некоторое отступление от темы и кратко рассказать о двух методах проникновения христианства вглубь конфуцианской традиции. Первый, канонический, заключался в том, чтобы проповедовать его в неизмененном виде. Второй можно было бы назвать методом культурной адаптации, и его идеологами были иезуиты Маттео Риччи в Китае и Алессандро Валиньяно в Японии.

Иезуиты носили облачение буддийских или конфуцианских ученых (в зависимости от того, какая религия там, где они проповедовали, была более популярной), активно использовали для перевода христианских понятий уже существующие термины (например, шанди для обозначения бога-отца), обращали большее внимание на работу с правящими классами и образование, чтобы интерес к христианству возникал через интерес к современной науке. Иезуиты даже вставляли в тексты католических трактатов цитаты из Конфуция, так что католицизм воспринимался как нечто близкое традиции, особенно конфуцианству в трактовке Ван Янмина[18].

 Используя эти методы, иезуиты добились куда больших успехов, чем прочие ордена, которые придерживались более традиционного подхода. С другой стороны, выяснилось, что метод культурной адаптации, конечно, позволяет более активно внедрять христианство в чуждую ему среду, но одновременно способствует искажению понимания христианства через призму традиционного восприятия. В результате среди католиков разгорелся так называемый «спор о ритуалах», суть которого заключалась в вопросе о правомерности «выборочного» проповедования христианства и толерантности по отношению к местным обычаям и обрядам, не вписывающимся в определение «идолопоклонство». Ватикан постановил, что методы иезуитов неправомерны, и на первом месте должна оставаться чистота доктрины[19]. Как следствие этого – успех католической пропаганды на Дальнем Востоке упал.

Более того, культивирование нетерпимости по отношению к местной традиции сыграло очень важную роль. Поначалу христианство воспринималось с интересом, однако главным препятствием на пути распространения этой религии в конфуцианском культурном регионе была жесткая критика им культа предков, который ортодоксальное католичество воспринимало как поклонение идолам. Критика столь основополагающего элемента конфуцианской культуры не могла сделать христианство массовой религией. Отказ христиан от традиционного соблюдения траура по покойным родителям воспринимался как вопиющее проявление непочтительности и безнравственности, а сама эта религия стала считаться опасным ядом.

В конце XVIII в. католики принадлежали, в основном, к одной из придворных фракций, «северян», у которых был силен критический настрой в отношении неоконфуцианства. В результате фракционная борьба использовала против них обвинение в ереси, что стало причиной первого преследования католиков в стране в конце XVIII - начале XIX вв. Следствием этого стало написанное янбаном-христианином Хван Са Ёном в октябре 1801 г. «Письмо на шелке». Хван предлагал, чтобы Папа написал письмо китайскому императору с приказом оставить католиков в покое. В соответствии с конфуцианской ментальностью такое поведение Хвана расценивалось как предательство. И репрессии по отношению к христианам вспыхнули с новой силой. Как высказывался конфуцианский ученый Ли Хан Но, «По какой же причине заморские варвары проникли в нашу страну и распространяют свое зловредное учение? Потому что они хотят разведать нашу силу, чтобы позднее вторгнуться к нам»[20].

Тем не менее, количество католиков возрастало, и в 1831 г. католическая церковь даже учредила в Корее свой диоцез. Б. Камингс обращает внимание на успех христианства среди низших сословий (наиболее типичный пример - это переход в христианство 30 тысяч сеульских мясников), а также выходцев из тех провинций, из которых доступ в политику был закрыт[21].

 В 1839 и 1846 гг. имели место очередные гонения на католиков, но в 1849 г. к власти пришел новый ван, и политика по отношению к католикам несколько изменилась. В 1865 г. количество католиков в Корее достигло 23 тыс. человек, однако в 1866 г. прошла последняя и самая мощная волна репрессий, унесшая жизнь 8 тыс. верующих и большей части французских миссионеров[22].

Но христианство вызвало не только приятие или отторжение, но и попытку осмыслить его идеи и перетолковать их, создав нечто свое. Так в качестве противовеса «западному учению» начало распространяться «восточное учение» - «тонхак», представлявшее собой интересную смесь христианских постулатов и традиционных местных представлений – от конфуцианства до народной магии.  

Создатель учения Чхве Джэ У происходил из бедных провинциальных дворян, был сыном известного конфуцианского ученого и его наложницы и рассматривал созданное им религиозное учение как способ спасти народ, предотвратив распространение западной веры и таким образом отстояв независимость государства.

Из христианства тонхак заимствовало не только идеи присутствия Неба в каждом человеке, равенства людей перед Небом и трактовку Неба как безликого творящего начала, но и принципы организации общины. Несмотря на то, что тонхак использовал для имени Бога/Отца небесного те же иероглифы, что католики, данное учение разрабатывалось именно как альтернатива христианству, которое воспринималось как угроза традиции и идеология западной агрессии.

 Из конфуцианства было взято пять типов взаимоотношений, из буддизма и даосизма – идеи очищения сердца и тела от нравственной и физической нечистоты, упор на самосовершенствование и аскетизм. Утверждение из категории «Перед Богом все равны», а значит – надо отменить сословия, может быть связано и с некоторыми буддийскими догматами, согласно которым природа Будды есть в каждом.

Чучхэйский постулат о том, что человек является хозяином всего и сам решает все, возможно, тоже уходит корнями именно в идеологию тонхак.  

Основные принципы учения тонхак были таковы:

1. Ин нэ чхон – «в (каждом) человеке – Небо/Бог» (иной вариант прочтения - «Каждый человек (а не один бог) – творец Вселенной»[23]). Для того чтобы прийти в состояние просветления, надо привести душу и тело в состояние гармонии и в течение всей жизни исполнять ритуалы. Кроме того, поскольку каждый человек суть божество, люди равны перед Богом и друг перед другом.

2. Тонгви ильчхэ – «стремление к социальному равноправию». Общество – коллектив личностей, и взаимоотношения между ними – часть духовного развития. Поэтому справедливого общественного устройства нельзя достичь без уважительного отношения к каждому. Не случайно адепты тонхак требовали не бить детей, поскольку каждый ребенок – тоже часть Бога.

3. Чхонсим чык инсим – «замыслы Неба и есть замыслы людей». Так как воля Неба проявляется через поступки конкретных людей, мир можно и нужно менять, а отношение человека к своей судьбе должно быть активным[24].

 В политической программе тонхак антивестернизация сочеталась с антифеодализмом, эгалитаризмом и национализмом, и Г. Тягай отмечает, что это была первая религиозная организация, которая ставила перед собой и политические цели[25]. Среди лозунгов секты были «Спасти государство и успокоить народ» («погук анмин») или «Широкая помощь всему народу» («квандже чхансон»). Иная важная для понимания цитата: «Человек – это Бог. Между людьми нет различия. Когда людей разделяют на благородных и неблагородных, это не соответствует Небесному Пути. Поэтому мы должны уничтожить любое неравенство».

В определенном смысле тонхак можно сравнить с китайскими тайпинами. Та же пропаганда национальной гордости, ксенофобия, антифеодальные требования равенства, косвенное влияние христианства и значительное внимание к гадательным практикам[26] или магическим техникам, дающим неуязвимость в бою и т. п. В учении просматриваются параллели и с ересями средневековой Европы, где равенство Бога и человека использовалось для оправдания эгалитаризма на Земле.

Появившись в 1860-е годы, учение Чхве Джэ У было распространено среди провинциальных янбанов и вызывало неудовольствие. Догмы тонхак противоречили конфуцианскому подходу, согласно которому у Неба был только один сын – император. Сначала Чхве обвиняли в том, что он вымогал деньги у провинциальных чиновников, затем – в создании еретической секты, но арестовали его за то, что он нарёк себя титулом «Хозяин Неба» (Чхончжу[27]) и этим активно противопоставил себя власти и миропорядку[28]. В итоге Чхве казнили за подстрекательство к мятежу и пропаганду христианства, поскольку истеблишмент понимал под таковым любой вид монотеизма[29].

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!