Основные аспекты древнегреческой культуры



 

Собственно античная Греция – это период с IX–VIII вв. до н. э. по конец IV в. до н. э. Отсюда следует, что культура крито‑микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III II тыс. до н. э. радикальным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов более позднего времени. На смену крито‑микенской цивилизации, с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с громоздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жизни – полисные структуры с республиканским типом управления. Их население и стало творцом той уникальной в истории человечества культуры, которую мы именуем античной.

Как известно, творцом культуры является человек, человеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому формированию основ культуры античной Греции предшествовал социальный фактор. Для эллина античной эпохи такой социальной средой, в которой он реализовывал свои творческие способности, была греческий полис, античная гражданская община. Именно в ее рамках и находили свое проявление те уникальные аспекты культуры, которую мы называем древнегреческой. В зависимости от качественного состояния полисных структур формировались и основные особенности античной культуры.

Каковы же они? Прежде всего, важно то, что для гражданина греческого полиса на первый план всегда выходила идея значимости и единства гражданской общины, к которой он принадлежал и в которой он реализовывал свои творческие способности, причем благо отдельного гражданина всегда было неразрывно связано с благом всего гражданского коллектива. Поэтому высшим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обязательная реализация этого блага. Вне полиса свобода существования и творчества для граждан была немыслима, так как только принадлежность к гражданскому коллективу была гарантией этой свободы. Следствием этого стало то, что в древнегреческой культуре всегда органически сочетались начала коллективное и частное.

Идея верховной власти народа – еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер культуры греков. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой‑либо отдельной личности (царю, например, как это было в монархиях‑деспотиях Древнего Востока). Отсюда – принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы.

Важно подчеркнуть еще одно обстоятельство – теснейшую связь гражданской общины с ее покровителями и защитниками – полисными богами и героями. Они рассматривались гражданами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие божества, имевшие антропоморфный облик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они никогда не воспринимались греками в качестве безусловно самовластных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное восприятие божества у греков давало им возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.

 

Город, городская застройка и архитектура общественных зданий

 

Древнегреческая цивилизация – это цивилизация городского типа, и именно город как планировочный центр любого греческого полиса, его население были заказчиками основных культурных ценностей этой эпохи. Поэтому логичнее всего начать рассмотрение культурных достижений VIII–VI вв. до н. э. именно с планировочных решений древнегреческих градостроителей.

Если в крито‑микенскую эпоху в облике городских центров доминировал царский дворец, вокруг которого размещались дома горожан и виллы знати, то для гомеровской эпохи XI IX вв. до н. э. вообще неизвестны примеры городской застройки: население этого времени ютилось в небольших сельских поселках‑деревнях в очень примитивных домах, сооруженных из необожженного кирпича. В целом для этих двух периодов характерно отсутствие четкой планировки поселений и хаотичность застройки.

Важнейшая особенность городов архаического времени – это появление регулярной планировки, вызванной к жизни интенсивной греческой колонизацией и связанной с этим активной градостроительной политикой греков на новых осваиваемых территориях. Скорее всего равные участки земли колонистов на сельской территории нового поселения, то есть в земельной округе, подразумевали равные участки для городской застройки и четко организованную планировочную схему нового населенного пункта – колонии. Это равенство также может объясняться усилением демократических тенденций в политическом строе полисов метрополии и колоний, которые были основаны гражданами, покинувшими родные места. В архаическую эпоху регулярная система застройки использовалась пока только в греческих поселениях‑колониях, отстраивавшихся почти исключительно «с нуля», на незаселенных ранее территориях. Метрополию этот процесс пока не затронул.

Еще одно новшество – это появление новых типов общественных сооружений, ранее совершенно неизвестных грекам, но ставших непременной принадлежностью городской застройки любого формирующегося полиса. Появляются храмы – главная полисная святыня, место обитания бога‑покровителя гражданского коллектива, где хранилась казна гражданской общины. Интересно, что в эгейском мире, как, впрочем, и в гомеровское время храмов как отдельно стоящих архитектурных сооружений у греков не существовало. На Крите и в дворцах ахейских владык культ богов отправлялся в святилищах, планировочно входивших в единые дворцовые архитектурные комплексы и отдельными сооружениями не являвшихся. В архаическое же время стали строиться храмы полисным богам, покровителям формирующейся гражданской общины.

В VI в. до н. э., с рождением т. н. ордерной системы, окончательно приобрели свои характерные черты два типа греческих храмов: дорический – тяжелое массивное здание, окруженное колоннадой из простых колонн, лишенных каких‑либо украшений, и ионический – здание облегченного типа, воздвигавшееся на высоком постаменте, с легкой колоннадой лишь с фасада. Колонны ионического храма украшались в верхней части волютами (завитками) и имели профильную базу. В V в. до н. э. появляется колонна коринфского ордера (вариант ионического), более высокая и стройная, верхняя часть которой выполнялась в виде чаши из листьев аканфа.

В архаическое время появляются также новые типы архитектурных сооружений, без которых была немыслима полисная жизнь, – стои, булевтерии, палестры, гимнасии, театры, стадионы, общественные водозаборные сооружения. Стоя – это длинные галереи‑портики, обычно с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Это было излюбленное место встреч, бесед и отдыха граждан полиса, которых привлекали сюда комфортные условия общения – тень, прохлада, удобство встреч. По мере становления полисных порядков и с появлением таких органов политического управления города‑государства, как полисный совет (буле), необходимость в сооружении специальных зданий для заседания булевтов стала очевидной.

Палестры – первоначально просто огороженные участки, которые служили для занятий гимнастикой и проведения кулачных боев. Древние греки не мыслили своей жизни без занятий спортом, позволявших гражданину полиса формироваться гармонически развитой и физически совершенной личностью. В дальнейшем развитие палестры привело к появлению гимнасия, предназначенного уже для различных физических упражнений подрастающего поколения, что формировало у него коллективистское в своей основе полисное самосознание. Именно это вызвало к жизни рождение таких сооружений, как стадионы, где азартный дух состязания позволял утвердить дух физически совершенного и готового к защите своего полисного коллектива гражданина.

С появлением древнегреческого театра граждане стали строить специальные театральные сооружения, без которых представить себе облик греческого города‑государства невозможно.

Таким образом, в архаическое время главный акцент в градостроительстве – это появление в формирующемся полисе общественных сооружений, значение которых сильно возрастает. В связи с этим падает роль укрепленного аристократического акрополя и усиливается значение городской площади – агоры, ставшей местом заседания народного собрания и выполнявшей функции торговли и обмена. Теперь оборонительными стенами и укреплениями обносится уже весь город, а не только акрополь, что свидетельствует об усилении демократических тенденций в жизни коллектива граждан города‑государства и падении силы и авторитета аристократии.

Классическую эпоху с точки зрения градостроительства характеризуют такие явления, как появление градостроительной теории, перестройка некоторых городов метрополии по регулярной схеме и деятельность Гипподама Милетского.

Уже в первой половине V в. до н. э. в Греции появляются первые города с регулярной прямоугольной сеткой улиц, знаменующие собой важный поворот в системе градостроительства теперь уже собственно Балканской Греции. Естественно, новые приемы планировки не коснулись большей части старых городов. Свойственное им хаотичное расположение узких и кривых улиц, возникавших в результате стихийного роста города, с трудом поддавалось упорядочению.

Так называемый «регулярный» город и планировочные идеи, лежащие в его основе, связываются в литературе с деятельностью архитектора, философа и ученого Гипподама из Милета. Однако, скорее всего, новые методы планировки городов, как уже упоминалось, были вызваны к жизни интенсивной греческой колонизацией VIII–VI вв. до н. э. и связанной с ней активной градостроительной деятельностью в колониях. Скорее всего, Гипподам теоретически разработал, а затем пропагандировал новые планировочные идеи регулярной застройки, появившиеся еще в архаическое время.

Обычно т. н. «Гипподамова схема» включает в себя следующие элементы. Прежде всего – регулярность застройки, когда создавалась прямоугольная сетка улиц города, не зависящая от рельефа местности. Следует отметить принцип районирования, при котором каждый район застройки имел регулярную планировку, независимую от планировки других районов. Еще один элемент – принцип зонирования, когда общественный центр отделяется от мест торгового обмена; выделяются портовые части города вместе с соответствующими обслуживающими порт сооружениями (доки, причалы, арсеналы, склады).

По этим принципам были организованы такие города Греции, как Милет, после того как его основательно разрушили персы в ходе Греко‑персидских войн, афинский порт Пирей, Родос, Книд – дорийский портовый город на одном из полуостровов юго‑западной части Малой Азии, Олинф, расположенный на полуострове Халкидика и др.

Олинф сохранил все характерные черты планировки времени кризиса греческого полиса. Он делился на одинаковые прямоугольные кварталы, вытянутые в направлении с востока на запад. Почти квадратные в плане дома были сблокированы между собой, то есть имели общие стены там, где примыкали один к другому. Этот «демократический» принцип отвода застройщикам равных по размеру и площади участков не приводил к единообразию плановых решений, наблюдалась лишь большая или меньшая их однотипность.

В период IV в. до н. э. четко определилась полярность между бедными и богатыми гражданами при формально внешнем равенстве их. Это выразилось в строительстве одинаковых по площади домов, внутренняя планировка некоторых из них, декор стен, украшения мозаичных полов и роскошь резко контрастировали с нищетой обстановки и скудостью интерьеров домов обедневших граждан.

Если рассматривать развитие общественных сооружений от эпохи классики к эллинизму, то для V–IV вв. до н. э. заметно то, что они продолжают совершенствоваться с архитектурной точки зрения. Некоторые булевтерии объединяются в единый комплекс с театром (Мегаллополь), палестры эволюционируют в гимнасии, возникают арсеналы (Пирей) и т. п. В эллинистическое время происходят более радикальные изменения. Появляются такие архитектурные типы сооружений, как царские дворцы, грандиозные усыпальницы (Галикарнасский мавзолей), библиотеки в Александрии, Пергаме, Антиохии, здания мусейона (Александрия, Антиохия), специфические сооружения (Фаросский маяк в Александрии и т. н. «Башня ветров» в Афинах) и т. п.

Уже отмечалось, что по мере развития кризиса полиса IV в. до н. э. появлялись многочисленные проекты выхода из него. Самым жизненным и приближенным к реальности был проект идеального полиса Аристотеля, в том числе его градостроительные аспекты. Именно идеи Аристотеля были использованы для реализации градостроительной политики Александра Македонского и наследников его власти на огромных территориях завоеванного Востока уже в эллинистическое время.

Прежде всего, при возведении новых городов учитывались климатические и экологические факторы – температура воздуха, направление господствующих ветров, водоснабжение и качество питьевой воды, близость моря или торговых путей. По‑прежнему города строились по регулярной схеме, но с точки зрения их обороны это была уже не единая сетка плана, а регулярная планировка их отдельных частей и кварталов. Это же обстоятельство потребовало пристального внимания к фортификационным особенностям оборонительных стен городов – жизненно необходимых в условиях иноэтнической среды и многочисленных военных столкновений эллинистических владык.

Очевидна функциональная расчлененность общественного центра города, когда обязательно формировался собственно общественный центр, более защищенный, где размещались главные полисные святыни и помещения для магистратов (своеобразный эквивалент акрополя архаического времени). Но теперь уже на этой цитадели могли располагаться и гарнизоны царских войск.

В наиболее крупных городах появляется лишенная торговых функций площадь‑агора, предназначенная для заседаний народного собрания, где могли находиться только граждане эллинистического полиса. Здесь же располагались гимнасии, портики, стои. Места для торговли, которые могли посещать и неграждане, концентрировались на специальной торговой площади, располагавшейся вне зоны общественных сооружений, как правило, вблизи порта или торговых коммуникаций. Таким образом, наблюдается разделение ранее единого центра полиса на две его ипостаси – общественную и деловую. Наконец, в столичных эллинистических городах строятся забытые греками со времен крито‑микенской цивилизации парадные сооружения – роскошные царские дворцы.

Именно по таким градостроительным схемам были сооружены практически все крупные эллинистические города – Александрия Египетская, Птолемаида, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Лаодикея Приморская и многие другие.

 

Искусство

 

В период формирования греческого полиса, пришедшийся на архаическую эпоху, уже не индивид, не отдельная знатная личность, а сам полис в лице его коллектива граждан был заказчиком наиболее важных произведений искусства. Следовательно, полисный характер идеологии греков определял и характер полисного искусства. Это очень хорошо прослеживается на примере скульптуры. В предшествующий гомеровский период скульптуры в нашем понимании этого слова пока еще не существовало. Зато значительные изменения происходят в VIII–VI вв. до н. э. Появляется монументальная скульптура как таковая, причем основные ее ведущие темы – это прямостоящие обнаженные фигуры мужчин‑атлетов (куросы) и статуи закутанных в богатые тонкие одежды женщин (коры). Достаточно часты изваяния тяжеловооруженных воинов и полисных богов.

Рождение статуарного типа мужской фигуры связано с основными тенденциями развития греческого общества в это время. Такие статуи изображали прекрасного и доблестного гражданина, победителя в бою, в спортивном состязании, прославившего своими подвигами и доблестью родной полис. Однако для скульптуры архаического времени присущ несколько условный характер изображения человека, высокий уровень знания анатомии и в то же время обобщенная, далекая от реализма трактовка фигуры. Тогда же появляются рельефные изображения, украшавшие храмы, т. н. чернофигурная вазопись, которая в конце VI в. до н. э. сменится краснофигурной.

Для греческой скульптуры эпохи классики, периода расцвета полисных структур характерны следующие особенности. Главным объектом изображения по‑прежнему остаются человек и полисные боги. Но по сравнению с архаической скульптурой преодолевается скованность в изображении фигуры, скульптуру характеризует более свободная передача тела, его анатомически правильные движения. Появляются групповые изображения. Оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, сменяются более реалистичными изображениями. При этом, однако, они были лишены каких‑либо индивидуальных черт. Это были обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов – граждан полиса, богов и героев – покровителей полисного коллектива, изображенных в антропоморфном облике. Своей «правильностью» и «нечеловеческой» красотой они как бы олицетворяли желаемый идеал достойного гражданина полиса, идеал желаемый, но практически недостижимый. Поэтому от скульптуры этого времени веет каким‑то холодом и отрешенностью. Развитие скульптуры эпохи расцвета полиса связано с именами трех прославленных мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия.

Развитие искусства и скульптуры, в частности в IV в. до н. э., в период кризиса полисной системы, четко отражает новые явления в жизни греческого общества. Основной мотив в скульптуре – это уже изображение частного человека, отход от героики, скульпторам удается показать внутренний, душевный мир человека. Даже боги в скульптуре этого времени более обыденные, более земные. Все большее значение приобретает стремление мастеров к передаче индивидуальных черт человека, его чувств, его внутреннего мира, полного душевных переживаний. Характерно, что в IV в. до н. э. рождается портрет как отдельная отрасль скульптуры.

Среди мастеров этого времени, произведения которых дошли до нас и хорошо известны, следует назвать имена Скопаса, Праксителя, Лисиппа (придворного скульптора Александра Македонского) и др.

Не менее замечательны были и греческие живописцы классической эпохи – Полигнот, мастер грандиозных многофигурных композиций, Аполлодор Афинский, которому принадлежит открытие светотени в живописи, Зевксид и Паррасий, Апеллес (придворный живописец Александра), Никий и др.

В эпоху эллинизма продолжает развиваться монументальная скульптура, предназначенная для городских площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее характерны мифологические сюжеты, грандиозность, некая помпезность, сложность композиции, стремление показать нечто чрезмерное и эффектное. Очевиден интерес художников к отдельной личности, к отдельному человеку. Появляются новые типы изображений – портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Изображения богов приобретают жанровый характер, мифологические сюжеты сменяются надуманными аллегориями. Однако к концу II – началу I в. до н. э. многие произведения греческих скульпторов и живописцев уже проникнуты духом мрачного пессимизма и безнадежности, что было обусловлено приближающимися грозными событиями, связанными с римским завоеванием.

С другой стороны, в это время появляется множество изображений реальных людей разного возраста, этноса, различных профессий и социальных слоев, со всеми их недостатками и положительными чертами. Это фигуры старых рыбаков, пастухов, крестьян, рабов, комедийных персонажей. Это уже чистый психологический реализм, резко отличавшийся от идеализированных изображений гармонически развитого человека – гражданина классического полиса, реализм, свободный от узких рамок и требований полисной идеологии времени расцвета этого социально‑политического организма.

Характерно, что ведущими центрами художественной жизни III–I вв. до н. э. становятся новые эллинистические столицы – Пергам и Александрия, из прежних – Родос, а Афины при этом отходят на второй план. Имена многих мастеров нам неизвестны, но они успешно продолжали традиции своих гениальных предшественников – Лисиппа, Праксителя и многих других.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!