Конфликт между ценностями персонажей



Теперь столкните между собой ценности всех главных действующих лиц, стремящихся к одной и той же цели.

1. Сформулируйте набор ценностей для героя и для каждого из основных действующих лиц. Помните, что ценности — это устоявшиеся взгляды на жизнь, добро и зло.

2. Постарайтесь, чтобы каждый персонаж являлся носителем своего уникального набора ценностей.

3. Каждый герой должен как можно сильнее отличаться от других своими взглядами.

4. Когда герой и противник сражаются за главный трофей, их ценности должны вступить в прямой конфликт.

«Эта прекрасная жизнь», фильм (рассказ «Величайший подарок» Филипа Ван Дорен Стерна, сценарий Фрэнсис Гудрич, Альберта Хеккета и Фрэнка Капры, 1946)

Герой и противник сражаются за города, в которых живут, отстаивая противоположные друг другу ценности.

• Джордж Бейли (Бедфорд Фоллз): демократия, порядочность, доброта, труд, уважение к людям труда.

• Мистер Поттер (Поттерсвилль): диктатура, деньги, власть, естественный отбор.

«Вишневый сад», пьеса (Антон Чехов, 1904)

Действующие лица спорят за обладание поместьем, погрязшим в долгах. В фокусе внимания — ценность вишневого сада. Для Раневской и ее семьи сад ценен своей волшебной красотой и связанными с ним воспоминаниями. Лопахину важна лишь ценность практическая, выраженная в деньгах: он намерен спилить вишневые деревья и построить на месте сада дачный поселок.

• Раневская: истинная любовь, красота, прошлое.

• Лопахин: деньги, статус, власть, польза, будущее.

• Варя: труд, семья, брак, польза.

• Трофимов: истина, познание, сопереживание, высокая любовь.

• Аня: мать, доброта, высокая любовь.

«Поле его мечты», фильм (по роману Уильяма Кинселлы «Босоногий Джо», сценарий Фила Олдена Робинсона, 1989)

«Поле его мечты» — американская версия «Вишневого сада». В этой истории предмет конфликта — поле, которое фермер Рэй превратил в бейсбольную площадку.

• Рэй: бейсбол, семья, страсть и мечта.

• Марк: деньги, возделывание земли, польза.

Наделив персонажей противоположными ценностями, вы можете применить технику четырехстороннего противопоставления. Как вы помните, в четырехстороннем противопоставлении (см. главу 4) помимо героя и главного противника существует еще как минимум двое второстепенных противников.

Этот прием обеспечивает органичную связность даже самому сложно устроенному сюжету. Каждый из четверых участников противопоставления может представлять свой, радикально отличный от остальных подход к одной и той же этической проблеме, и каждый может выражать свою систему ценностей, и при этом в повествовании не возникнет никакой путаницы.

Ключевой момент: этический конфликт будет примитивным, если автор задает двухстороннее противопоставление типа «добро против зла». Только система ценностных противопоставлений (частный случай — четырехсторонняя система) может создать ощущение подлинно непростой, как в реальности, моральной проблемы.

Заметьте, что все три предлагаемые техники гарантируют, что тема не будет искусственно наложена на персонажей, а скорее будет выражаться через их поступки и действия. Это избавляет повествование от излишней назидательности. Также учтите: история обретает дополнительную глубину за счет того, что противостояние героев основано не только на сюжете и не исчерпывается соперничеством. Сталкиваются разные мировоззрения, и это оказывает на публику глубокое эмоциональное воздействие.

Выражение главной темы через структуру истории

Не думайте, что этический конфликт — это когда герой и антагонист, встретившись, сразу же заводят диспут на темы морали. Этический конфликт в художественном повествовании — это конфликт поступков, которые автор заставляет совершать героя и его противника на пути к их цели. Таким способом вы вплетаете главную тему в структуру повествования, а не погружаете зрителя (читателя) в поток реплик.

Один из принципов повествовательного искусства заключается в том, что структура произведения не есть средство передачи содержания, она и есть содержание. И это содержание много существеннее, чем все произносимые персонажами слова. Вернее всего этот принцип действует в отношении главной темы.

Если история создана мастером, то ее структура ближе к финалу сужается, а главная тема звучит все громче. Но как такое происходит? Схема правильного взаимодействия структуры и главной темы выглядит примерно так:

В начале повествования вы ставите героя и его противника друг против друга. Но в конфликте еще нет напряжения, и зритель (читатель) не понимает, какие системы ценностей противостоят друг другу. Он еще не знает, какова главная тема произведения.

К середине рассказа конфликт между героем и антагонистом разгорается, и таким образом структура сужается, действие становится более напряженным и концентрированным.

Здесь уже проявляется несходство жизненных ценностей. И значит, главная тема проявляется, звучит громче. И все же в истинно художественном повествовании главная тема на этом этапе еще не до конца ясна: она медленно вызревает в сознании зрителя и обрушивается на него со всей мощью лишь в конце.

Точка, в которой повествовательная структура начинает сужаться, — это схватка героя с антагонистом и то, что за ней следует: саморазоблачение и нравственный выбор героя. Во время схватки аудитория видит не только, кто оказывается сильнее, но чей набор жизненных ценностей выше. Тем самым резко проясняется тезис. В момент саморазоблачения — особенно если речь идет о моральном саморазоблачении — тема прорисовывается еще четче. И максимально внятно она звучит в момент этического выбора героя. И поскольку тема «зашифрована» в структуре повествования, то она тонко вплетается в сознание читателя или зрителя, а не вдалбливается, как скучная проповедь.

Теперь рассмотрим, как этический конфликт передается через структуру повествования, от его начала и до конца. Сначала возьмем базовую технику, затем обратимся к некоторым ее модификациям.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!