Персонажи находятся в разных углах воображаемого квадрата



Создавая четырехстороннее противопоставление, расставьте всех участников — героя и трех его противников — по углам воображаемого квадрата. Иначе говоря, сделайте так, чтобы они как можно сильнее отличались друг от друга.

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», фильм (сценарий Уильяма Голдмана, 1969)

Буч (трикстер)

Сандэнс (+ Этта) (воитель + любовница)

Харви (воитель)

Харриман + отряд (Лефорс) (король + воители)

«Филадельфийская история», фильм (пьеса Филипа Барри, сценарий Дональда Огдена Стюарта, 1940)

Трейси (богиня)

Декстер (любовник)

Джордж, жених Трейси (король)

Майк (+ Лиз) (художник)

Четырехстороннее противопоставление пронизывает все уровни истории

Определившись с четырехсторонним противопоставлением в истории, подумайте, как перенести эту структуру на другие уровни повествования. Например, вы можете выстроить уникальные противопоставления внутри общества, учреждения, семьи и даже персонажа.

Особенно часто четырехстороннее противопоставление на нескольких уровнях можно увидеть в историях с эпическим размахом действия. Вот три произведения, где оно воплощено на двух разных уровнях.

«Илиада», поэма (Гомер, IX–VIII вв. до н. э.)

Среди греков:

Ахилл (воитель-художник-бунтарь)

Агамемнон (царь)

Одиссей (трикстер-воитель)

Аякс (воитель)

В мире:

Ахилл (воитель-художник-бунтарь)

Гектор (воитель-принц)

Агамемнон (царь)

Парис (+ Елена) (любовник)

«Семь самураев», фильм (сценарий Акиры Куросавы, Синобу Хасимоты, Хидэо Огуни, 1954)

Среди самураев:

командир отряда + остальные (воитель-король)

мастер меча (художник-воитель)

ученик (ученик)

Мифунэ (крестьянин-воитель)

В мире:

командир отряда + остальные (убийца-король)

бандиты (убийцы)

крестьяне (мирные пахари)

Мифунэ (пахарь-убийца)

«Крестный отец», фильм (литературная основа Марио Пьюзо, сценарий Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1972)

Внутри семьи:

Крестный отец (+ Том) (король)

Сонни (воитель)

Фредо (затем Кэй) (любовник)

Майкл (трикстер-воитель-король)

В мире:

семья Корлеоне (король + воители)

Солоццо (воитель)

Барзини (король)

Карло (+ Тессио + водитель + телохранители) (трикстеры)

Создание героев: письменное задание №3

• Система персонажей по сюжетной функции и архетипу: создаем систему действующих лиц. Сначала выпишите всех действующих лиц и укажите, какую функцию каждый персонаж выполняет в сюжете (т. е. главный герой, главный противник, союзник, противник / ложный союзник, герой побочной линии). Рядом с каждым напишите подходящий ему архетип, если такой есть.

• Главная этическая проблема: сформулируйте главную этическую проблему, поднимаемую в истории.

• Сравнение персонажей: охарактеризуйте и сравните всех героев по следующим структурным элементам:

1. слабость;

2. нужда — психологическая и моральная;

3. стремление;

4. ценности;

5. власть, статус и способности;

6. отношение к главной этической проблеме.

Начните сравнение с главного героя и главного противника.

• Подходы к главной этической проблеме: убедитесь, что каждый персонаж по-своему видит главную проблему.

• Требования к герою: переходим к образу героя. Прежде всего убедитесь, что он (она) отвечает четырем критериям художественно состоятельного протагониста:

1. главный герой неизменно обаятелен;

2. аудитория отождествляет себя с ним, но не чрезмерно;

3. аудитория сопереживает ему, а не сочувствует;

4. у героя есть не только психологическая, но и моральная нужда.

• Эволюция образа героя: определите, какое развитие ждет главного героя. Сначала опишите момент саморазоблачения, затем вернитесь к формулировке нужды. Убедитесь, что саморазоблачение полностью удовлетворяет нужду. Иными словами, герой в момент саморазоблачения должен столкнуться с ложью или оправданиями, которыми он жил в начале истории, и преодолеть их.

• Трансформация воззрений: опишите, какие взгляды герой проверяет и меняет по ходу повествования.

• Стремление героя: опишите стремление и цель главного героя. Есть ли у него одна четкая цель, актуальная на протяжении всего действия? Когда и как публика поймет, достиг ли герой своей цели?

• Противники: создайте образы противников героя. Прежде всего опишите, какими способами главный противник и второстепенные оппоненты воздействуют на героя (бьют в слабое место).

• Ценности противников: придумайте несколько ценностей для каждого из противников героя. Почему каждого из этих противников можно признать своеобразным двойником героя? Наделите противников героя силой, определенным статусом и способностями и опишите, что общего у каждого из них с главным героем.

Сформулируйте одним предложением этическую проблему каждого противника и оправдания, которые он готовит своим действиям.

• Вариации слабости и главной этической проблемы героя, воплощенные во второстепенных персонажах: в каком плане второстепенные персонажи представляют собой вариации уникальной слабости героя и его этической проблемы?

• Четырехстороннее противопоставление: создайте четырехстороннее противопоставление для своего сюжета. Героя и главного противника расположите в верхних углах квадрата, а в нижних разместите как минимум двух дополнительных антагонистов.

Надпишите возле каждого из участников противопоставления его архетип, но только если найдется подходящий. Далеко не все персонажи архетипичны. Не притягивайте за уши.

«Растолкайте» четырех основных персонажей по углам «коробки». То есть сделайте так, чтобы каждый как можно сильнее отличался от остальных. Вернее всего этого можно добиться, если задуматься о том, как отличаются ценности этих персонажей.

Рассмотрим прорисовку основных персонажей на примере «Трамвая».

«Трамвай “Желание”», пьеса (драматург Теннесси Уильямс, 1947)

• Система персонажей с точки зрения сюжетной функции и архетипа

Главная героиня: Бланш Дюбуа (художник).

Главный противник: Стэнли Ковальски (воитель-король).

Противник / ложный союзник: Митч, друг Стэнли (без архетипа), и Стелла Ковальски, сестра Бланш (мать).

Союзник: нет.

Союзник / ложный противник: нет.

Герой побочной линии: нет.

• Главная этическая проблема: можно ли добиваться любви ложью и притворством?

• Сравнение персонажей:

Бланш

Слабость: сломлена, рассчитывает на остатки былой красоты, предается самообману, в трудные моменты сбегает в мир иллюзий, пытается через постель добиться любви, использует ближних в своих целях и упорствует в заблуждении, что она по-прежнему красавица.

Психологическая нужда: Бланш нужно научиться видеть в себе не внешнюю, а внутреннюю красоту. И не искать спасения в мужчине.

Моральная нужда: Бланш нужно научиться не врать тем, чьей любви она ищет.

Стремление: сначала Бланш ищет спокойного убежища. Но ее главное стремление — женить на себе Митча и добиться устойчивого положения в жизни.

Стэнли

Слабость: мелочный, подозрительный, вспыльчивый, грубый.

Психологическая нужда: преодолеть стремление во всем быть первым и главным, которое заставляет третировать ближних и ежеминутно демонстрировать силу.

Моральная нужда: избавиться от природной жестокости по отношению к любому, кто слабее. Стэнли — злобный эгоистичный ребенок, которому обязательно нужно отравлять жизнь ближним.

Стремление: стремится выгнать из дому Бланш, чтобы жизнь вернулась в прежнюю колею, а также удержать Митча от женитьбы на Бланш.

Стелла

Слабость: наивная, недалекая, зависима от Стэнли.

Психологическая нужда: осознать себя как личность и увидеть Стэнли в истинном свете.

Моральная нужда: принять на себя ответственность за то, что потакает жестокости Стэнли.

Стремление: Стелле хочется, чтобы сестра вышла за Митча и жила счастливо.

Митч

Слабость: робкий, слабый, не способный решать за себя.

Психологическая нужда: оторваться от Стэнли и от матери и жить своим умом.

Моральная нужда: по-человечески относиться к Бланш, уважать страдания, выпавшие на ее долю.

Стремление: сначала готов жениться на Бланш. Но, узнав о ее прошлом, хочет только переспать с ней.

• Вариации этической проблемы

Бланш: добиваясь любви, лжет себе и другим.

Стэнли: изобличая других во лжи, настолько груб и беспощаден, что калечит людей. Его убежденность в том, что жизнь — это коварство, борьба и соперничество, делают мир вокруг еще более жестоким и неуютным. Агрессивно-узколобое понимание правды гораздо более разрушительно, чем вранье Бланш.

Стелла: ее грех — шоры на глазах. Она позволяет сестре тешиться иллюзиями и принимает вранье Стэнли, глумящегося над Бланш.

Митч: обманут пустяковым враньем Бланш и потому не способен разглядеть ее внутреннюю красоту.

• Эволюция главной героини

Слабость: одиночество, ложные надежды, напускная храбрость, ложь.

Перемены: безумие, отчаяние, сломленный дух.

• Изменившиеся ценности

Бланш отказывается от убеждения, что должна обманом заставить кого-нибудь на ней жениться. Но ее прозрение и откровенность направлены не на того человека.

• Стремление главной героини

Бланш хочет выйти замуж за Митча. О том, что желание Бланш не исполнилось, мы узнаем, когда Митч грубо отвергает ее.

• Противники атакуют слабость героини

Стэнли: жестоко и настойчиво заставляет Бланш признать «правду».

Стэлла: не осознает, что помогает уничтожить свою сестру. Ограниченная и боготворящая мужа, она не в состоянии оградить хрупкую психику сестры от постоянного давления Стэнли. Отказывается поверить, что тот изнасиловал Бланш.

Митч: слаб и трусоват. Проявив интерес к Бланш, а потом отказавшись от нее, Митч разбивает ее последние надежды и глубоко ранит.

• Ценности персонажей

Бланш: красота, внешность, воспитание, утонченность, доброта, Стелла.

Стэнли: сила, власть, женщины, секс, деньги, Стелла, приятели.

Стелла: Стэнли, брак, Бланш, секс, ребенок.

Митч: мать, друзья, воспитание, Бланш.

• Сходство противников с героиней

Стэнли: он и Бланш — совершенно разные люди. Но они оба глубоко, не в пример Стелле, разбираются в жизни. Оба хорошо умеют просчитывать и оценивать и признают эти качества друг в друге.

Стелла: у них с Бланш общее прошлое: прекрасный, изящный мир старого аристократического Юга. Нуждается в любви и заботе, как и ее сестра.

Митч: ему близки любовь Бланш к изяществу и ее хорошие манеры. Он ценит ее благородство и остатки красоты.

• Сила, статус, возможности

Бланш: утратила всякое положение. Она отчаянно цепляется за свою способность очаровать мужчину.

Стэнли: альфа-самец в кругу своих приятелей. Он умеет получить чего хочет, особенно от Стеллы.

Стелла: у нее нет ни власти, ни статуса, кроме тех, что жалует ей Стэнли. Но она отлично умеет его ублажить.

Митч: он не обладает властью и положением ни в своей компании, ни в жизни вообще. Он несамостоятелен.

• Этическая проблема и оправдание

Бланш: думает, что ее ложь никому не приносит вреда, а для нее это единственный шанс устроиться в жизни.

Стэнли: считает Бланш лживой, аморальной особой, которая водит его за нос. И, рассказывая Митчу о прошлом Бланш, оправдывается перед собой тем, что защищает друга.

Стелла: не видит дальше собственного носа и не понимает, что своими руками помогает разрушить жизнь сестры.

Митч: считает, что если женщина ведет себя как проститутка, то и обращаться с ней можно как с проституткой.

• Вариации слабости главного героя и этической проблемы во второстепенной сюжетной линии

Юнис и Стив — супруги, соседи Стеллы сверху. У них происходит скандал из-за неверности Стива. Юнис уходит, но Стив бросается за ней и возвращает.

• Четырехстороннее противопоставление:

Бланш (художник)

Стэнли (воитель-король)

Стелла (мать)

Митч (без архетипа)

Глава 5. Этический конфликт

Сэмюэл Голдвин говорил: «Хотите передать человеку что-то стоящее — идите в Western Union». Он прав, но лишь до тех пор, пока речь идет о послании внятном и однозначном. Однако мастерски представленная в произведении глубокая главная тема не только признак мастерства сценариста, но залог успеха у публики.

Настоящее художественное произведение — не просто последовательность событий или необычных ситуаций, в которые попадают герои, сочиненная для развлечения зрителя. Это последовательность человеческих поступков, имеющих нравственное содержание и последствия, придуманная для того, чтобы передать важные смыслы.

Из всех элементов техники повествования главная тема, наверное, чаще других понимается неверно. Вместо нее говорят об общей идеологии, этической, психологической или социальной, и приводят такие примеры, как смерть, добро и зло, искупление, социальные страты, моральное разложение, ответственность, любовь.

Я говорю о другом. Главная тема — это взгляд автора на мир и на жизнь. Его нравственная позиция. Создавая персонаж, стремящийся к некоторой цели, вы создаете этическую дилемму, поднимаете вопрос о справедливости, о том, как правильно жить на земле. Ваши воззрения — это суть вашей личности, и высказать их — один из главных побудительных мотивов творчества.

Вернемся к метафоре сценария как организма. Художественное повествование — это живая система, части которой совместно обеспечивают благополучие целого. Эти части сами по себе тоже системы: герои, сюжет, главная тема и другие элементы повествования — это связанные друг с другом множеством связей блоки. Героя мы сравнили с сердцем и кровеносной системой повествования. Структура — это ее скелет. Развивая метафору, можно сказать, что главная тема — это мозг, потому что в ней заключен высший замысел. И на правах мозга главная тема управляет процессом творчества, но она не должна доминировать так, чтобы история — произведение искусства — превратилась в философский трактат.

Вплести свою этическую позицию в произведение можно самыми разными способами — выбор зависит от автора и от формы повествования.

На одном конце спектра лежат художественные формы, где главная тема играет ключевую роль: драма, иносказание, ирония, «серьезная литература» и духовные сочинения. Здесь главный акцент — на передаче сложного этического послания, в диалогах подчеркивается неоднозначность и противоречивость нравственной ситуации, в которой оказываются персонажи.

На другом краю — такие популярные формы повествования, как приключения, мифы, фантастика и боевик. Здесь этический компонент обычно купирован, приоритет отдан неожиданным поворотам сюжета, фантазии и психологическим проблемам героев, а не их нравственным позициям.

Независимо от формы и жанра истории посредственные авторы выражают свою этическую позицию исключительно в диалогах, и оттого повествование у них перегружено «моралью». Подобные сценарии — вроде «Угадай, кто придет к обеду» или «Ганди» — мы называем назиданиями. Повествование тяжелое и скучное, и аудитория отворачивается от автора, неуклюже и неумело навязывающего свои ценности.

Не стоит наделять персонажей своими взглядами на жизнь, превращать их в рупор идей. Настоящие художники доносят свою позицию постепенно, в подтексте, через структуру сюжета и через своеобразного героя, оказывающегося в своеобразной ситуации. А точнее — через поступки героя, борющегося с одним или несколькими противниками на пути к цели, и через истину, которую этот герой во время борьбы постигает или оказывается неспособным постичь.

В общем, автор показывает этический конфликт как «конфликт действий», через поступки персонажей. Разберемся, какие у нас есть для этого техники.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!