Техника работы с персонажами: два главных героя



Существуют два популярных жанра, два типа сюжета, где на первый взгляд действуют два главных героя: любовная история и бадди-муви. Последний представляет собой сочетание трех жанров: приключений, любовной истории и комедии. Давайте, опираясь на сюжетные функции героев, разберем, как в этих жанрах устроена система действующих лиц.

Любовные истории

Создать двух ярких героев в одном художественном произведении — задача непростая и накладывает особые требования на систему действующих лиц. Концептуально смысл любовного жанра состоит в том, чтобы показать, насколько ценны отношения между двумя людьми. Это центральная и глубокая идея любой любовной истории.

Произведения этого жанра показывают, что человек не станет настоящей личностью, если он одинок. Подлинную и неповторимую индивидуальность он обретает, только полюбив другого человека. Только через любовь мы растем и познаем свою глубинную суть.

Однако выразить эту мудрость через систему персонажей — непростая задача. Если вы попробуете написать любовную историю с двумя главными героями, то получите двух людей, стремящихся каждый к своей цели, и сюжет, который движется сразу по двум колеям. Поэтому нужно поставить одного из пары в центре истории, а второго чуть в стороне. Не забудьте в начале рассказа обозначить нужду обоих героев. Но одному отдайте главную линию желания. Большинство авторов отдают ее герою-мужчине, потому что в нашей культуре традиционно мужчина ухаживает за женщиной. И потому неплохой способ сразу выделить ваш сценарий среди прочих — это поручить ведущую партию героине, как в «Очарованных луной», «Телевизионных новостях» и «Унесенных ветром».

Отдавая одному из героев линию желания, вы тем самым делаете его более важным. Тогда с точки зрения сюжетной функции объект страсти, то есть тот, кого любят, будет противником, а не вторым героем. Как правило, в систему действующих лиц еще добавляют одного-двух посторонних противников, например родственников, не желающих соединения пары. Можно также добавить других претендентов и претенденток на героя или его возлюбленную и сопоставить разные объекты влюбленности.

«Филадельфийская история», фильм (пьеса Филипа Барри, сценарий Дональда Огдена Стюарта, 1940)

• Герой: Трейси Лорд.

• Главный противник: Декстер, бывший муж Трейси.

• Второй противник: Майк, журналист.

• Третий противник: Джордж, жених Трейси, чванливый карьерист.

• Ложный союзник: Дина, сестра.

• Союзник: мать.

• Ложный противник: отец.

• Герой побочной линии: Лиз, фотожурналистка.

«Тутси», фильм (сценарий Ларри Гелбарта и Мюррея Шизгала, 1982)

• Герой: Майкл.

• Главный противник: Джулия.

• Второй противник: Рон, режиссер.

• Третий противник: Джон, исполнитель роли доктора.

• Четвертый противник: Лес, отец Джулии.

• Ложный союзник: Сэнди.

• Союзники: Джордж, агент Майкла, и Джефф, сосед по квартире.

• Ложный противник: нет.

• Герои побочной линии: Рон и Сэнди.

Бадди-муви

Идея положить приятельские отношения в основу системы персонажей уходит в глубину веков (Гильгамеш и его верный спутник Энкиду). Более неравное, но более информативное партнерство — Дон Кихот и Санчо Панса, мечтатель и реалист, господин и слуга.

Приятельские отношения позволяют, по сути дела, разделить героя надвое, показав два разных подхода к жизни и две разных личности. Два главных героя объединяются в команду таким образом, чтобы аудитория видела различия между друзьями, помогающие им успешно действовать сообща, так что их объединенные возможности оказываются больше, чем сумма возможностей каждого из них.

Как и в любовных сюжетах, один из друзей должен идти на полшага впереди. Как правило, это мыслитель, стратег, поскольку именно он придумывает план и приводит его в действие в попытках достичь желаемого. Второй герой — это своеобразный дублер героя, схожий с ним в ряде важных аспектов, но при этом самостоятельная яркая личность.

Системно напарник — одновременно и главный противник, и главный союзник героя. Это все-таки не второй главный герой. Не забывайте, что их соперничество почти никогда не бывает серьезным, тем более — трагическим. Обычно оно принимает форму добродушной пикировки.

Поэтому в систему действующих лиц обычно вводится хотя бы один внешний, опасный и активный, противник. Поскольку в большинстве сюжетов такого типа используется мифологема дороги, то и герои в пути встречают множество второстепенных противников. Обычно это незнакомцы, встречи с ними длятся недолго. Каждый из этих противников либо ненавидит героев, либо стремится их рассорить. Такая техника — отличный способ быстро обрисовать и сравнить между собой второстепенных персонажей. Еще она помогает расширить и углубить сюжет, поскольку через отношение к двум героям раскрываются разные аспекты общества.

Один из ключевых элементов системы действующих лиц, основанной на «союзе двух», эксплуатирует глубинный конфликт между друзьями. В их отношениях есть какой-то излом, вновь и вновь напоминающий о себе. Такой подход позволяет поддерживать постоянный конфликт между двумя главными героями в сюжетах, где большинство противников — проходные персонажи, ненадолго возникающие в повествовании.

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», фильм (сценарий Уильяма Голдмана, 1969)

• Герой: Буч.

• Главный противник: Сандэнс.

• Второй противник: железнодорожный воротила Харриман (он только упоминается) и его шайка наемных головорезов, знаменитых разбойников с Джо Лафором во главе.

• Третий противник: боливийская полиция и армия.

• Ложный союзник: Харви, оспаривающий главенство Буча в банде.

• Союзник: Этта, подружка Сандэнса.

• Ложный противник: шериф Рэй.

• Герой побочной линии: нет.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!