ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДУХОВ В МИР ФИЗИЧЕСКИЙ 12 страница



+ Идеи преобразуются лишь с течением времени, а не сразу и вдруг; они слабеют от поколения к поколению и в конце концов постепенно исчезают вместе с теми, кто их придерживался и кто замещается иными индивидами, исповедующими другие принципы, как это имеет место с идеями политическими. Или посмотрите на язычество; сегодня определенно нет никого, кто исповедовал бы религиозные идеи тех времен; однако и много веков спустя после наступления эры христианства они оставляли следы, стереть каковые смогло лишь полное обновление рас. Так же будет и со спиритизмом; он делает большие успехи, но в течение двух-трех поколений будут еще микробы неверия, кои развеет одно лишь время. Во всяком случае, движение его будет стремительнее, чем движение христианства, потому что само христианство открывает ему пути и он опирается именно на него. Христианство должно было разрушать; спиритизм же должен лишь строить.

799. Каким образом спиритизм может содействовать прогрессу?

"Разрушая материализм, являющийся одной из язв общества, он дает понять людям, где их истинные интересы. Так как грядущая жизнь не сокрыта покровом сомнения, то человек понимает, что он может обеспечить свое будущее своим настоящим. Разрушая сектовые, кастовые и расовые предрассудки, спиритизм научает людей великой солидарности, которая должна соединить их как братьев."

800. Не приходится ли опасаться, что спиритизм не сможет восторжествовать над легкомыслием людей и их привязанностью к вещам материальным?

"Полагать, будто какая-то причина может преобразовать людей как по волшебству, значило бы просто весьма плохо знать их. Идеи видоизменяются в зависимости от индивидуальностей, и нужны поколения на то, чтобы полностью стереть следы старых привычек. Преобразование может, стало быть, осуществиться лишь со временем, постепенно и шаг за шагом; перед каждым поколением разрывается лишь какая-то часть покрова; и только спиритизм разорвет этот покров окончательно; Но пока что у каждого отдельного человека он следствием своим иметь будет только то, что исправит в этом человеке какой-то один недостаток, и как ни скромен сам по себе этот итог, на который спиритизм подвигнет человека, он все же окажется для него и великим добром, ибо первый шаг этот облегчит ему все последующие."

801. Почему в прошлые эпохи духи не учили тому, чему они учат сегодня?

"Вы не учите детей тому, чему учите взрослых, и не даете новорожденному пищи, которой он не мог бы переварить, всему свое время. Духи и прежде преподали много вещей, коие люди не поняли или которые они исказили, но каковые они могут понять теперь. Своим учением, пусть и не полным, они подготовили почву для посева, который даст плоды сегодня."

802. Поскольку спиритизм должен отметить прогресс в человечестве, то почему духи не стремятся прогресс этот ускорить проявлениями столь всеобщими и настолько явными, чтобы убедить и самых отъявленных скептиков?

"Вам бы хотелось чудес: но Бог и так с избытком сеет их под вашими ногами, и все же среди вас есть еще люди, отрицающие Его. Разве сам Христос убедил своих современников чудесами, кои он совершил? Разве и сегодня вы не видите, как люди отрицают самые явные факты, совершающиеся на их глазах? Разве среди них нет тех, которые говорят, что не поверили бы, если бы даже и увидели? Нет, не с помощью чудес Господь желает обратить людей: в доброте Своей Он желает оставить людям всю заслугу того, чтобы они убедили себя разумом."

Глава Десятая

ЗАКОН РАВЕНСТВА

Естественное равенство — Неравенство способностей — Общественное неравенство — Неравенство по богатству — Испытание богатством и бедностью — Равенство прав мужчины и женщины — Равенство перед могилой

§ 125. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВЕНСТВО

803. Равны ли все люди перед Богом?

"Да, все стремятся к одной цели, и Бог сделал Свои законы для всех. Вы часто говорите: „Солнце светит для всех", и вы говорите истину более великую и всеобщую, чем вы думаете."

+ Все люди подчиняются одним и тем же законам природы: все рождаются одинаково слабыми, подверженными той же боли, и тело богача разрушается так же, как и тело бедняка. Бог, стало быть, не дал ни одному из людей естественного превосходства ни в рождении, ни в смерти: все равны перед Ним.

§ 126. НЕРАВЕНСТВО СПОСОБНОСТЕЙ

804. Почему Бог не дал одинаковых способностей всем людям?

"Бог создал всех духов равными, но каждый из них жил больше или меньше других, а стало быть, и приобрел больше или меньше; вся разница заключается в том, кто из них на какой ступени существования находится, а также в воле каждого, делающей тот или иной выбор: отсюда одни из них совершенствуются быстрее, что дает им различные способности. Многообразие и смешение способностей необходимо для того, чтобы каждый мог содействовать видам Провидения в пределах развития своих физических и интеллектуальных сил: то, чего не делает один, делает другой; таким образом каждый имеет свою полезную роль. Далее, все миры солидарны друг с другом, и нужно, чтобы обитатели высших миров, созданных в большинстве своем прежде вашего, пришли жить среди вас, чтобы служить вам примером." (См. № 361).

805. Переходя из мира высшего в мир низший, сохраняет ли дух полноту приобретенных способностей?

"Да, мы уже говорили, что дух, который развивался, не теряет достигнутого; в своем развоплощенном состоянии он может выбрать себе оболочку более грубую или положение более шаткое, чем то, что было у него прежде, но все это делается всегда, чтобы послужить ему уроком и содействовать его дальнейшему совершенствованию." (См. № 180).

+ Так, разнообразие способностей и склонностей человека связано не с внутренней природой его, но со степенью совершенства, которой достиг дух, воплощенный в нем. Бог, стало быть, не создал неравенства способностей, но дозволил, чтобы различные степени развития находились в соприкосновении друг с другом, дабы более продвинутые могли помогать прогрессу более отсталых, а также затем, чтобы люди, имея нужду друг в друге, поняли закон милосердия, должный соединить их.

§ 127. ОБЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО

806. Неравенство социальных условий, является ли оно неким законом природы?

"Нет, оно создание человека, вне Бога."

— Исчезнет ли однажды это неравенство?

"Вечны только законы Божьи. Разве ты не видишь, как оно постепенно стирается день ото дня? Это неравенство исчезнет вовсе вместе с господством гордыни и эгоизма; останется только неравенство в заслугах. Наступит день, когда члены великой семьи детей Божьих перестанут смотреть друг на друга с мыслью, чья кровь „чище"; один только дух более или менее чист, и это не зависит от общественного положения."

807. Что думать о тех, кто злоупотребляет превосходством своего общественного положения, чтобы угнетать слабого ради собственной выгоды?

"Такие заслуживают анафемы; горе им! Они в свою очередь станут жертвами угнетения: в следующем своем воплощении они претерпят на себе все то, что они заставляли претерпевать других." (См. № 684).

§ 128. НЕРАВЕНСТВО ПО БОГАТСТВУ

808. Неравенство по богатству, не имеет ли оно своего источника в неравенстве способностей, дающих одним более средств к приобретению, чем другим?

"И да, и нет; а хитрость и воровство, что скажешь ты о них?"

— Унаследованное богатство все же не является плодом дурных страстей?

"Что ты знаешь об этом? Поднимись к истоку — и ты увидишь, всегда ли он чист. Знаешь ли ты, что по сути своей оно не было плодом грабежа и несправедливости? Но не говоря уже о происхождении, каковое может оказаться дурным, считаешь ли ты, что жажда обладать имуществом, даже наилучшим образом приобретенным, тайные желания, какие человек питает, чтобы вступить в обладание ими как можно раньше, являются чувствами похвальными? А именно об этом судит Бог, и уверяю тебя, суд Его более строг, нежели суд людской."

809. Если какое-либо состояние нажито нечестным путем, то ответственны ли те, кто наследует его позднее?

"Вероятно, они неответственны за то зло, которое могли совершить другие, тем более что они могут этого и не знать; но ты знай, что зачастую состояние достается человеку только за тем, чтобы предоставить ему случай исправить несправедливость. Счастье его, если он это понимает! Если он делает это от имени того, кто совершил несправедливость, то возмещение это зачтется обоим, ибо нередко наследника к совершению этого побуждает сам бывший владелец."

810. Не удаляясь от законности, можно распоряжаться своим имуществом более или менее справедливым образом. Ответствен ли человек после смерти в том, как он им распоряжался?

"Во всяком действии, содержатся плоды его; плоды благих действий сладки: всех же прочих всегда горьки; всегда, поймите это."

811. Полное равенство в богатстве, возможно ли оно и существовало ли оно когда-либо?

"Нет, оно невозможно. Различие способностей и характеров препятствует этому."

— Есть, однако, люди, полагающие, будто в этом спасение ото всех общественных зол; что вы об этом думаете?

"Это либо систематики, либо завистливые честолюбцы; они не понимают, что равенство, о котором они грезят, тут же бы нарушилось силою самих вещей. Бейтесь с эгоизмом, именно он ваша общественная язва, и не гоняйтесь за химерами."

812 Если невозможно равенство по богатству.. то так же ли обстоит дело с благосостоянием?

"Нет, но благосостояние относительно, и каждый мог бы им пользоваться, если бы люди действительно понимали друг друга... ибо истинное благосостояние заключается в употреблении своего времени по собственному усмотрению, а не в том, чтобы заниматься работами, к которым не питаешь никакого вкуса; и поскольку наклонности у каждого разные, то ни одна полезная деятельность не осталась бы не исполненной. Равновесие есть во всем, и лишь человек желает расстроить его."

— Возможно ли людям понять друг друга?

"Люди друг друга поймут, когда станут на деле претворять закон справедливости."

813. Есть люди, впадающие в бедность и нищету по собственной вине: может ли общество не быть ответственным в этом?

"Нет, не может; мы уже говорили об этом: оно зачастую является первопричиной этих ошибок: и разве не должно оно следить за нравственным воспитанием своих членов? Именно плохое воспитание зачастую извращает их способность суждения, вместо того, чтобы подавлять в них порочные наклонности." (См. № 685).

§ 129. ИСПЫТАНИЕ БОГАТСТВОМ И БЕДНОСТЬЮ

814. Почему Бог дал одним богатство и власть, а другим нищету?

"Для того чтобы испытать каждого по-разному. Впрочем, вам известно, что это сами духи избрали себе такие испытания, а нередко они даются им в силу самого порядка вещей."

815. Какое из двух испытаний грознее для человека, испытание ли несчастьем и нищетой или же испытание состоянием и удачей?

"Они одинаковы грозны для него. Нищета вызывает ропот на Проведение, богатство подстрекает ко всевозможным излишествам."

816. Если у богатого больше соблазнов, то не больше ли у него также и средств творить добро?

"Именно это он не всегда и делает; он становится эгоистичен, надменен и ненасытен; его потребности увеличиваются вместе с богатством, и он полагает, что ему никогда не хватает на себя самого."

+ Привилегированное положение в этом мире и власть над себе подобными суть испытания столь же огромные и столь же рискованные, как и само несчастье: ибо чем человек богаче и могущественнее, тем больше обязанностей налагается на него и тем более велики для него средства творить добро и зло. Бог испытует бедного смирением, а богатого тем применением, какое тот дает своим богатствам и власти. Богатство и власть порождают все те страсти, коие привязывают нас к материи и отдаляют от духовного совершенства; поэтому Христос сказал: "Истинно говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому вступить в Царство Небесное". (См. № 266).

§ 130. РАВЕНСТВО ПРАВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

817. Мужчина и женщина, равны ли они перед Богом и одинаковы ли их права?

"Разве Бог не дал обоим понимание добра и зла и способность к развитию? "

818. Чем вызвана нравственная ущербность женщины в некоторых странах?

"Это вызвано несправедливым и жестоким господством над нею, которое взял на себя мужчина. Это результат общественных установлений и злоупотребления силой над слабым. У людей мало развитых в нравственном смысле сила есть право."

819. Почему устроено так, что женщина физически слабее мужчины?

"Это связано с ее предназначением. Мужчина исполняет тяжелую работу как более сильный; женщина работу менее тяжелую, и оба они помогают друг другу выдержать испытания этой жизни, исполненные горечи."

820. Но не ставит ли женщину ее физическая слабость естественным образом в зависимость от мужчины?

"Бог дал одним силу, чтобы они защищали слабого, а не угнетали его." + Бог привел устроение каждого существа в соответствие с обязанностями, каковые оно должно исполнять. Женщине он дал меньшую физическую силу, но в то же время Он наделил ее и большей чувствительностью, что связано с деликатностью материнских обязанностей и слабостью существ, вверенных ее попечению.

821. Обязанности, к коим женщина предназначена природою, обладают ли они столь же большой важностью, как и обязанности, выпавшие на долю мужчине?

"Да, и к тому же большей; ибо именно она дает ему первые понятия о жизни."

822. Поскольку люди равны пред законом Божьим, то должны ли они быть также равны и перед законом человеческим?

"Это первое основание справедливости: „Не делайте другим того, чего б вы не желали самим себе"."

— В согласии с этим выходит, что всякое законодательство, чтобы быть совершенно справедливым, должно освятить равенство в правах между мужчиной и женщиной?

"В правах, да: в обязанностях, нет: нужно, чтобы каждый занимался своим делом; пусть мужчина занимается внешней стороной, женщина же внутренней, каждый согласно своей склонности. Человеческий закон, чтобы быть справедливым, должен освятить равенство прав между мужчиной и женщиной; всякое преимущество, оказываемое одному перед другим, противно справедливости. Освобождение женщины следует за прогрессом цивилизации; ее порабощение идет об руку с варварством. Полы, однако, существуют лишь в силу физической организации; поскольку духи могут принимать тот пол или иной, то между ними нет никакого различия в этом отношении, и, следовательно, они должны пользоваться теми же правами*."

___________

* "Женская природа нисколько не хуже мужской, только ей не хватает силы и крепости." (Сократ) (Примеч. И. Р.)

§ 131. РАВЕНСТВО ПЕРЕД МОГИЛОЙ

823. Откуда возникает желание увековечить память о себе надгробными сооружениями?

"Последнее деяние гордыни."

— Но роскошь надгробных памятников, не является ли она чаще делом родственников, желающих почтить память покойного, нежели деянием самого покойника?

"Гордыня родных, желающих прославить самих себя. О да! Такие демонстрации далеко не всегда делаются ради самого умершего: чаще это происходит из самолюбия и напоказ и чтобы показать свое богатство. Думаешь ли ты, будто воспоминание о близком в сердце бедняка менее длительно из-за того только, что он на могилу может положить всего лишь цветок? Думаешь ли ты, что мрамор спасает от забвения того, кто был бесполезен при жизни?"

824. Абсолютно ли вы порицаете пышность похорон?

"Нет, когда она выражает почтение к памяти человека добра, она справедлива и служит хорошим примером."

+ Могила — это свидание всех людей; там безжалостно кончаются все человеческие различия. Тщетно богач желает увековечить память о себе пышными надгробиями: время разрушает их, как и его тело; так желает природа. Но память о хороших и дурных делах его переживет могилу: пышность же похорон не отмоет его от нечистот и не поднимет его ни на ступень по лестнице духовной иерархии. (См. № 320 и далее).

Глава Десятая

"ЗАКОН СВОБОДЫ"

Естественная свобода — Рабство — Свобода мышления — Свобода совести — Свобода воли — Судьба, рок. неизбежность — Знание грядущего — Теоретический очерк о движущей силе человеческих поступков

§ 132. ЕСТЕСТВЕННАЯ СВОБОДА

825. Есть ли где-нибудь в свете такие положения, где бы человек мог льстить себе, будто он пользуется полной свободой?

"Нет, потому что вы все нуждаетесь друг в друге, малые, как и великие."

826. Каким было бы состояние, в котором человек мог бы пользоваться полной свободою?

"Состояние отшельника в пустыне. Если два человека оказываются вместе, они должны уважать права друг друга, а следовательно, и не имеют более полной свободы."

827. Обязательство уважать право другого, отнимает ли оно у человека право принадлежать самому себе?

"Нисколько, ибо это есть право, данное ему самой природой."

828. Как примирить либеральные мнения некоторых с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своем быту и со своими подчиненными?

"Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчету, но они им не следуют."

— Зачтется ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?

"Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть."

§ 133. РАБСТВО

829. Есть ли люди, которые, так сказать, самой природой предназначены к тому, чтобы быть собственностью других людей?

"Всякое полное подчинение одного человека другому противно закону Божьему. Рабство есть злоупотребление силой: оно исчезнет вместе с прогрессом, как мало-помалу исчезнут все злоупотребления."

+ Человеческий закон, освящающий рабство, есть закон, идущий вразрез с природой, поскольку он уподобляет человека скотине и нравственно и физически унижает его.

830. Когда рабство соответствует нравам какого-либо народа, то виновны ли те, кто пользуется им, ведь они поступают всего лишь в согласии с обычаем, каковой представляется им естественным?

"Зло всегда есть зло, и все ваши софизмы не устроят так, чтобы дурное действие стало хорошим, а злое добрым; но ответственность за зло соразмерна со. средствами, какими человек располагает, чтобы понять его. Кто извлекает выгоду из закона, освящяющего рабство, тот всегда повинен в нарушении закона природы; но степень вины в этом, как и во всем, относительна. Поскольку рабство перешло в нравы некоторых народов, то человек может доверчиво пользоваться им как чем-то представляющимся ему вполне естественным: но как только его развившийся ум, и в особенности просвещенный знаниями христианства, указал ему в рабе на равного ему перед Богом, то у него более нет оправдания."

831. Естественное неравенство склонностей, не ставит ли оно некоторые человеческие расы в зависимость от рас более разумных?


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!